RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

южн.

750мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Спорт Допинг: быть или не быть?

Допинг: быть или не быть?

За успешным выступлением сборной России на чемпионате Европы по футболу почти незамеченной прошла тема, в любое другое время вызвавшая бы огромный резонанс. Хоккеист магнитогорского «Металлурга», игрок молодежной сборной России Максим Мамин дисквалифициро

" src=

За успешным выступлением сборной России на чемпионате Европы по футболу почти незамеченной прошла тема, в любое другое время вызвавшая бы огромный резонанс. Хоккеист магнитогорского «Металлурга», игрок молодежной сборной России Максим Мамин дисквалифицирован за употребление допинга. Если бы не Евро, наверняка быть очередному, уже, увы, допинговому скандалу. Попробуем разобраться в этой незаслуженно обойденной вниманием ситуации.

" src=

Из истории вопроса: международная федерация хоккея дисквалифицировала Мамина на два года. Проба у хоккеиста была взята в чешском Пардубице 2 января этого года, после четвертьфинала молодежного чемпионата мира (Россия–Чехия). Сначала проба А, а затем и «контрольная» проба Б дали положительный результат.

Тема допинга актуальная, в частности потому, что в последнее время допинговые скандалы как-то все больше связаны с российскими спортсменами. К тому же ясно, что среднестатистическому обывателю, либо вообще не занимающемуся спортом, либо поигрывающему в свое удовольствие пару раз в неделю в футбол, хоккей, баскетбол, волейбол (ненужное зачеркнуть) этот самый допинг ни к чему. Хотя и здесь есть исключения – многие любители-бодибилдеры применяют сомнительные препараты в погоне за быстрым ростом мышечной массы. А вот спорт высоких достижений сегодня практически невозможен без всякого рода стимуляторов – слишком уж высока цена победы, а посему на войне все средства хороши. «Цель оправдывает средства» – здесь именно этот девиз, как говорится, «рулит».

Отношение зрителей и болельщиков к этому вопросу, естественно, двоякое. Одни ратуют за принципы «фэйр плей» и хотят наблюдать спортивные зрелища, где спортсмен именно за счет своих собственных, а не искусственно приобретенных сил одерживает победы и демонстрирует высокий уровень мастерства. Другие занимают «позицию страуса» – дескать, главное – победа, а уж как она достигнута – дело второстепенное, можно и закрыть глаза.

На деле выходит, что многие профессиональные спортсмены применяют запрещенные препараты, однако ловят почему-то все чаще именно россиян. После изучения материалов по допинговой теме создается ощущение, что происходит это во многом из-за особенностей менталитета и надежды на авось. В то время как иностранцы всеми способами стремятся совершенствовать «медико-фармацевтические аспекты» (назовем их так) подготовки спортсменов, создают целые институты, занимающиеся подобными исследованиями, нередки случаи, когда россиян ловят на очень древних препаратах, которые и обнаружить ВАДА (Всемирному антидопинговому агентству) современными средствами легко, и скрыть следы присутствия их в организме трудно.

" src=

Достаточно вспомнить ситуацию с футбольным московским «Спартаком», когда его лидер и капитан Егор Титов был пойман на применении бромантана. Тогда жертвой стал один Титов, «отцепленный» в результате из сборной, однако серия публикаций в «Спорт-Экспрессе» показывала, что это был не единственный случай в «Спартаке». Практика говорит о том, что такое «грубое» применение препаратов идет из-за желания сэкономить тех людей, на которых лежит ответственность за принятие решений. «Купим по дешевке, сделаем результат. А там – авось не поймают». Однако ловят.

Одним из самых первых и, безусловно, самым громким допинговым скандалом стал случай с канадским спринтером Беном Джонсоном. На олимпиаде-88 Джонсон выиграл стометровку с фантастическим, казалось, результатом – 9,79 секунды. Однако буквально на следующий день золотую медаль у канадца отобрали, а самого его дисквалифицировали. Как ни удивительно, но после окончания дисквалификации Джонсон, вернувшийся в большой спорт, вновь был пойман за употребление допинга.

" src=

В 1997 году случился еще один громкий допинговый скандал с участием российских спортсменов – знаменитая лыжница Любовь Егорова была уличена в применении запрещенного препарата бромантана и дисквалифицирована. Нелишне будет отметить, что бромантан уже тогда считался прошлым веком спортивной фармакологии. На Олимпиаде в Солт-Лейк Сити еще одна лыжница – Наталья Баранова-Масалкина – была отстранена от соревнований за все тот же бромантан.

Надо сказать, что в погоне за результатом применялась и применяется не только «химия». Так, весьма оригинальный способ достижения высоких результатов придумали врачи сборной социалистической еще ГДР. И не только придумали, но и успешно внедрили и добивались результатов. Суть, как и все гениальное, проста – и базировалась она на физиологических особенностях мужского и женского организма. Давно известно, что интимная близость положительно влияет на женский организм, помогая сбросить как психологический груз, так и способствуя максимальной реализации физических возможностей организма. В женской сборной ГДР для этого существовал целый институт «массажистов» (именно так они назывались в составе официальной делегации), которые вечером накануне выступлений «разогревали» немецких спортсменок, оказывая им услуги вполне определенного рода. Поговаривают, что этим же грешат (точнее, «разминаются») сестры-теннисистки Серена и Винус Уильямс. Кто-то может задать вопрос о морально-этической стороне, особенно если спортсменка замужем. «Зато дешево, надежно, и практично», – как говаривал известный герой гайдаевской комедии.

В хоккее применение допинга – тоже, увы, не редкость. Нынешний главный тренер челябинского «Трактора» Андрей Назаров, будучи действующим игроком НХЛ, неоднократно заявлял в интервью, что в НХЛ многие применяют различного рода стимуляторы, ну а хоккеистам его амплуа – «силовикам» – без этого вообще никуда. Слыша это, не удивляешься – ведь хоккеисты проводят за сезон 82 матча регулярного чемпионата, которые идут буквально один за другим, да еще выступления в Кубке Стэнли. Итого для лидеров команд, дошедших до финала Кубка, выходит в среднем 100 и более матчей, и провести их на одном дыхании крайне сложно, если вообще возможно.

Кстати, заокеанская лига не пускает Всемирное антидопинговое агентство в свою вотчину, мотивируя тем, что сама осуществляет допинг-контроль. Справедливости ради, это действительно так, причем если за результатами тестов в «регулярке» следят еще сквозь пальцы, то в плей-офф Кубка Стэнли, когда наступает пора решающих матчей, североамериканская антидопинговая комиссия работает довольно жестко. Поэтому за океаном есть неписаное правило – к плей-офф хоккеисты перестают принимать препараты и играют «чистыми». Как результат этого, неоднократно приходилось наблюдать, что в кубковых матчах результативность некоторых игроков стремительно падает. И тут закрадывается мыслишка – а ведь возможно, что как раз этим объясняется деградация игры в кубковых матчах за «Питтсбург» в этому году Евгения Малкина (тоже, как и Мамин, игравшего ранее в Магнитогорске)?. Еще один случай, при пристальном внимании наводящий на некоторые размышления – «чудесное» преображение хоккеистов как раз магнитогорского «Металлурга» в решающем матче четвертьфинальной серии этого года против московского «Динамо». До этого «металлурги» выглядели полуживыми, уступая по игре динамовцам, а в решающем матче стали буквально летать по площадке.

А что же наш земляк Мамин? Объяснения гендиректора магнитогорского клуба Геннадия Величкина выглядят несколько наивно, если не сказать больше. Дескать, игрок «съел что-то не то» по совету неведомого тренера в неведомом фитнес-клубе. Однако нандролон, или точнее, норандростерон (продукт распада нандролона), обнаруженный в пробе Мамина, вводится в виде инъекций, и, по данным ВАДА, его концентрация в пробе Мамина превысила установленную в 2,5 раза. «Продукт был введен извне и не мог быть выработан организмом самостоятельно», – гласит вердикт ВАДА. Так что все это выглядит не более чем попытками сделать хорошую мину при плохой игре. Тем более что, по словам очевидцев, даже юные хоккеисты, занимающиеся в спортшколах, не примут ни одной таблетки без согласования с тренером.

" src=

Больше того, хоккеисты Магнитки не первый раз уличены в применении запрещенных препаратов. В 2004 году нападающие «Магнитки» и молодежной сборной России Евгений Малкин и Дмитрий Пестунов «прокололись» на другом запрещенном препарате – пемолине. Версия клуба тогда тоже была такой, что пемолин попал в организм спортсменов… вместе с едой. Немного ранее, в 2000 году «попались» игроки двух «Металлургов» (магнитогорского и новокузнецкого). С магнитогорской стороны это были Сергей Тертышный и Валерий Карпов.

В любом случае, растут ли «ноги» этой ситуации из клуба или из сборной – это серьезный повод призадуматься. Тем более для вновь созданной Континентальной хоккейной лиги, которая строит амбициозные планы и которой такая допинговая антиреклама совсем ни к чему. А мы с вами, болельщики и зрители, хотим получать удовольствие от игры, в которую играют «настоящие мужчины», и не думать при этом, кто из находящихся на льду спортсменов сколько и чего «съел».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления