Спорт Сергей Селещук, директор ДЮСШ «Мастер»: «В синкагэ-рю дергаться нельзя, в бою – это смерть»

Сергей Селещук, директор ДЮСШ «Мастер»: «В синкагэ-рю дергаться нельзя, в бою – это смерть»

" src=

В Челябинске вот уже три с половиной года группа энтузиастов изучает древнее самурайское искусство – синкагэ-рю. Это фехтование на мечах. Примечательно, что тренировочный процесс курируют японские мастера из Школы Ватанабэ-сэнсэя, главного продолжателя традиций синкагэ-рю. Один из них – Нарадзаки-сан – регулярно приезжает в Россию и дает здесь мастер-классы. Был он и в Челябинске. О том, как появилась и как развивается в нашем городе эта экзотическая дисциплина, рассказывает директор муниципальной спортшколы «Мастер» Сергей Селещук. У него черный пояс по каратэ, но в синкагэ-рю Сергей пока новичок.

– Сергей, бытует мнение, что русскому человеку трудно до конца постичь все тонкости восточных единоборств, понять их философию и суть. Тем более, если речь идет не просто о спортивных единоборствах, а об истинно самурайском искусстве – синкагэ-рю.

– Я не сторонник того, что русские могут с успехом изучать только русское. Посмотрите хотя бы на наши спортивные достижения. Россияне и выходцы из бывшего Союза достигли очень многого в дзюдо, каратэ и других восточных единоборствах. Что касается синкагэ-рю, то это действительно не спорт, а искусство, целая философия, которая серьезно отличается от других единоборств. Но и здесь у русских есть все шансы достичь вершины.

– В чем заключается это отличие?

– Школа традиционного японского фехтования – именно так представляют синкагэ-рю – сохранила и преумножила боевые навыки, накопленные самураями за последние 500 лет. Мы прекрасно знаем, что долгое время Япония была закрытой страной, где не любили чужаков и передавали искусство самураев только своим. Но в XX веке ситуация изменилась. Япония провозгласила себя цивилизованным государством, начала интегрироваться в мир и … стала терять древние традиции. Чтобы последнего не происходило, японцы придумали несколько вещей. В частности, кендо – спортивный бой на мечах, который сейчас с успехом завоевывает мир. Но в этом виде есть минусы. Как во многих спортивных единоборствах, в кендо существуют ограничения: разрешаются не все удары, бои ведутся с использованием серьезной защиты, в масках и так далее. Это уже не боевое искусство. Синкагэ-рю – истинно самурайский вид. Именно поэтому здесь практически нет спаррингов. При их проведении можно получить очень серьезные травмы, даже несмотря на то, что на тренировках используются деревянные и бамбуковые мечи.

– Как лично вы познакомились с этим искусством?

Синкагэ-рю является одной из древнейших школ кэн-дзюцу – фехтования мечом, основанная Камиизуми Исэ-но ками Хидэцуна в середине XVI века («эпоха воюющих царств»). Пройдя обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэн-дзюцу – Нэн-рю, Катори синто-рю, Кагэ-рю, – Исэ-но ками развивает и совершенствует технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы Синкагэ-рю. Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Лучшие представители школы (семья Ягю) являлись преподавателями кэн-дзюцу в семье сёгунов Токугава, другие, пройдя курс обучения Синкагэ-рю, впоследствии основали свои школы.
В технический арсенал школы входит работа с длинным и коротким мечом, как по отдельности, так и вместе, техника дзё-дзюцу (фехтование палкой), батто-дзюцу (йайдо), приемы муто-дори (техника без оружия против вооруженного противника).
В настоящее время сосю школы (наследником традиций) является сэнсэй Ватанабэ Тадасигэ. В целях сохранения и развития школы в 1969 году он создал организацию «Синкагэ-рю Хёхо Маробасикай», которая в настоящий момент является ведущей организацией, развивающей Синкагэ-рю в Японии и за ее пределами. В 1993 году сэнсэй Ватанабэ открывает «российский Маробасикай», который сейчас официально представляет школу на территории России и имеет клубы в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Челябинске и Тамбове. www.sinkage.ru

– Это отдельная история. Мое знакомство с синкагэ-рю состоялось благодаря моим друзьям: Дмитрию Морозову и Александру Бочкареву. Дмитрий – участник Олимпийских игр, призер Кубка мира по дзюдо, сейчас старший тренер сборной России. Еще будучи членом сборной, он часто бывал в Японии на сборах. Там и свела судьба его с еще одним нашим соотечественником Игорем Переверзевым, давно «болеющим» синкагэ-рю.

Игорь тоже спортсмен, занимался айкидо в Москве, затем женился на японке и переехал в страну Восходящего солнца. Японцы, люди вообще не очень коммуникабельные, приняли его за своего. Мало того, что Игорь – человек высокого роста, большой физической силы, а такие у японцев вызывают уважение, он еще и мастер на все руки. В Японии освоил искусство изготовления мечей для синкагэ-рю: бокенов и синаев. Такое умение там в большом почете.

Переверзев познакомил Морозова с главой Школы синкагэ-рю Ватанабэ-сэнсэем и руководителем российского направления Нарадзаки-саном. А дальше – как снежный ком. Дмитрий Морозов начал активно осваивать синкагэ-рю, заразил этим Александра Бочкарева, с которым я в свое время занимался в одной школе каратэ. А вообще, по-моему, любой человек, серьезно интересующийся боевыми искусствами Востока, питает особое уважение к мечу. Даже великие каратисты говорили: все начинается и все заканчивается мечом. Поэтому мой приход в синкагэ-рю не случаен. В Японии меч – это душа воина.

– С чего начались ваши занятия?

" src=

– Я пришел в челябинский филиал Школы Ватанабэ-сэнсэя в прошлом году, к тому времени и Дмитрий, и Александр занимались синкагэ-рю уже года полтора. Конечно, поначалу у меня были сомнения: как у нас, в Челябинске, на высоком уровне можно преподавать искусство, которому более 500 лет. В прошлом году именно столько лет отмечалось со дня рождения основателя Школы синкагэ-рю Камиизуми Исэ-но ками Нобуцуна. Представьте себе, с тех пор методики тренировок практически не изменились. Конечно, незначительные трансформации происходили – каждый новый глава Школы привносил в нее что-то свое. Так, улучшилась защита: шлемы, латы, нагрудники. Все это повышало выживаемость в реальном бою.

Скажу сразу, любители быстрых результатов могут сразу забыть про синкагэ-рю. Первые месяцы обучения очень сложные, я бы даже сказал, нудные. Много статических упражнений. Сначала необходимо поставить удар, довести его до автоматизма.

В синкагэ-рю практически все основано на геометрии. Нельзя делать лишних движений, выходить из устойчивого треугольника. Если человек с мечом находится в таком положении, он – скала, которую не сдвинуть. Но стоит ему чуть-чуть нарушить геометрию, качнуться, он сразу становится уязвимым. В синкагэ-рю дергаться нельзя, в бою – это смерть. Законы те же, что при обращение с любым оружием. Концентрация, правильное дыхание, спокойствие. Меня поразило и то, что ударная рука здесь – левая, как для правшей, так и для левшей. А правая – всего лишь направляющая.

Все методики мы берем у первоисточника. В Челябинске не так давно проходил обучающий семинар Нарадзаки-сана. Руководитель нашего филиала Дмитрий Морозов и его заместитель Александр Бочкарев постоянно бывают на стажировках в Японии. Обычно они и проводят занятия. Правда сейчас Дмитрию некогда – он, как сам выражается, 360 дней в году проводит на сборах, готовит сборную к чемпионату мира по дзюдо. Так что основная преподавательская нагрузка легла на плечи Александра Бочкарева. Кроме того, к нам часто приезжает сильнейший российский боец и тренер по синкагэ-рю Евгений Кулдин из Москвы.

– Расскажите подробнее о мечах.

– На тренировках используются два вида мечей: синай и бокен. В основном, конечно, бамбуковый синай. Для его изготовления берется бамбук определенной толщины: не толстый и не тонкий. Оставляется определенная часть для рукоятки, а остальное расщепляется на несколько частей. Получившееся напоминает розги. В эти «розги» вставляют легкую пластиковую трубку для гибкости и сверху на них надевают кожаный чехол. Тренировочный меч готов. Если ударить по телу обычной бамбуковой палкой, во-первых, ощущения будут не из приятных, можно нанести серьезные травмы, а во-вторых, при постановке защиты палка может сломаться. Синай не наносит серьезных травм и не ломается. Ничего страшного на тренировках не происходит. Даже если противник пробил вашу защиту – ощущение такое, как будто вас веником в бане попарили.

Бокен – другое дело. Этот деревянный меч очень напоминает настоящую самурайскую катану. Он сделан по ее образу и подобию, и даже клинок как у катаны оцентрован. Бокен изготавливают из твердых пород дерева: дуба и бука. Спарринги с бокеном, как правило, не проводятся. Можно легко выбить противнику глаз, нанести другие тяжелые увечья. Некоторые самураи проводили свои поединки только бокеном и убивали врагов. Поэтому удары этим мечом отрабатывают, как правило, перед зеркалом.

В синкагэ-рю, в отличие от того же кендо, используется весь арсенал ударов: и боковые, и удары по ногам, кистям, стопам. Самураи не гнались за внешними эффектами, для них было главным – победить врага в бою.

– А вы держали в руках настоящую катану?

" src=

– Настоящую – нет. Катана является национальным достоянием Японии, и ее вывоз за пределы страны строго регламентирован. Но есть яйто – практически та же катана, только с другим, незаточенным лезвием. В яйто часто используются рукоятки от настоящих катан. Вообще яйто – это искусство выхватывания меча. С помощью яйто в синкагэ-рю отрабатывается техника первого молниеносного выпада. Некоторые самураи посвящали всю жизнь отработке этого единственного удара. И побеждали своих врагов, которые были более искушенными фехтовальщиками.

Яйто в руках я держал. Более того, этот меч есть в Челябинске. Его привез из Японии Александр Бочкарев.

– Занятия синкагэ– рю, наверное, дорогое удовольствие?

– Я бы так не сказал. Обычное кимоно, традиционные штаны – в Японии все это стоит порядка 150 долларов. Цена синая у нас в Челябинске колеблется в пределах двух-трех тысяч рублей. Один бокен мне привезли из Японии, там его купили за 50 долларов. Другой – за 1000 рублей – выточили на одном из челябинских деревообрабатывающих предприятий. Единственный дорогой аксессуар – катэ. Это кожаные перчатки. Стоимость длинных качественных катэ может достигать 300 долларов.

– После того, что вы рассказали, напрашивается вывод: синкагэ-рю – занятие не для человека с улицы, а, как минимум, для мастера спорта.

" src=

– Нет. В Челябинске синкагэ-рю занимаются не только профессиональные спортсмены. В нашей группе есть энтузиасты, далекие от спорта высших достижений. Они просто этим болеют. К синкагэ-рю необходимо придти осознанно. Это путь. Случайные люди быстро отсеиваются, они просто не выдерживают требований, которые предъявляет к нам Школа Ватанабэ-сенсея.

– Где проходят ваши занятия?

– Для занятий синкагэ-рю достаточно просторного зала с татами и высоким потолком, все-таки работаем с мечами. Этим требованиям полностью соответствует залы школы каратэ «Локомотив» и наш зал в подтрибунном помещении стадиона «Центральный». Там мы сейчас и занимаемся – три раза в неделю. Кстати, в нашей группе были и девушки, но по разным причинам они прекратили занятия. Одна переехала в другой город, вторая ушла в декрет. Девушки в синкагэ-рю – не редкость. В московском филиале их немало, а в Японии это вообще обычное дело.

– И последний вопрос: что дают вам эти занятия?

– После нескольких месяцев тренировок начинаешь чувствовать, что такое «работа с предметом». Становишься более хладнокровным. Ты уже не «дергаешься», когда перед твоими глазами размахивают палкой, топором, ножом. Любым предметом, даже пистолетом. А если у тебя в руках при этом тоже «предмет», ты на голову выше своего противника.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА и с сайта Sinkage.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления