RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 66%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Политика Семь процентов для губернатора

Семь процентов для губернатора

31 мая Законодательное собрание Челябинской области сразу в трех чтениях приняло новый закон закон о выборах губернатора. После опубликования он вступит в силу. Прямые выборы возвращены, но для претендентов на столь высокий...

31 мая Законодательное собрание Челябинской области сразу в трех чтениях приняло новый закон закон о выборах губернатора. После опубликования он вступит в силу. Прямые выборы возвращены, но для претендентов на столь высокий пост установлен «муниципальный фильтр» в 7%, который эксперты считают скорее непреодолимым барьером. При этом маловероятно, что полномочия Михаила Юревича закончатся досрочно и выборы главы региона пройдут раньше планового 2015 года.

Безопасный протест оппозиции

Из 60 народных избранников на заседании отсутствовал один, не проголосовал за законопроект – также один (впрочем, один парламентарий проигнорировал почти все вопросы повестки дня), еще один воздержался, десять были против, остальные 47 – за. Отметим, что таким образом оппозиционные фракции попытались полным составом заблокировать принятие закона: сейчас в ЗСО четыре депутата от КПРФ и «Справедливой России», трое – от ЛДПР.

«Легко и приятно быть принципиальным депутатом, когда от твоего голоса ничего не зависит, – отмечает политаналитик Александр Мельников в своем блоге. – И как же со скоростью света улетучилась бы эта принципиальность, если бы Кому Надо захотелось единодушной поддержки».

И действительно, принятие этого законопроекта и поправок к другим областным законам, изменяющих процесс выбора губернатора, совсем не вызвали споров и обсуждений депутатов. По сути, только опрашивая всех лидеров оппозиционных фракций после заседания, журналистам удалось выяснить, что это было консолидированное протестное голосование.

«Просто партийное руководство «спустило» из Москвы им это решение, – отметил один из высокопоставленных сотрудников аппарата Заксобрания. – Поэтому просто тихо проголосовали против, особо не высовываясь, опасаясь поссориться с губернатором».

Лидер фракции КПРФ
в Заксобрании
Константин Нациевский

Справедливости ради надо отметить, что некоторые представители оппозиции позже все-таки прокомментировали закон (их мнения читайте ниже), но на самом заседании не вызвало вопросов даже принятие закона сразу в трех чтениях. Между тем в сопроводительных документах к законопроекту предполагается его принятие только в первом чтении, а для сбора поправок отводится срок до 15 июня. Председатель комитета по законодательству Семен Мительман объяснил решение так: «У нас выборы не скоро еще, посмотрим, как это будет работать в других регионах, жизнь что-то скорректирует».

Напомним, что губернатором Михаил Юревич назначен на пять лет в 2010 году, то есть плановые выборы в Челябинской области состоятся только в 2015-м.

Муниципальный фильтр и другие новеллы

Согласно поправкам, участвовать в выборах смогут только кандидаты от партий, но зато любых зарегистрированных – не обязательно парламентских или имеющих региональное представительство. А так как новые правила значительно упрощают регистрацию партий (например, необходимое количество членов всего 500 человек), законодатели надеются, что надобность в самовыдвиженцах отпадет совсем, тем более, что кандидат не обязательно должен быть членом данной партии.

Однако вводится и так называемый муниципальный фильтр: кандидат должен представить нотариально заверенные подписи депутатов или глав территорий в свою поддержку.

«Законопроект разработан в соответствии с требованиями федерального законодательства, – отметила начальник юридической службы облизбиркома Елена Шубина. – Он позволял лишь варьировать количество подписей от 5% до 10% депутатов муниципальных собраний, глав территорий. Мы выбрали золотую середину – 7%. Это высшая должность в регионе, кандидат должен быть с реальной программой, его должны знать в разных территориях, одиночка вряд ли справится с работой на этом посту».

Председатель областной избирательной комиссии Ирина Старостина отметила, что сейчас в регионе 3797 депутатов и глав муниципалитетов. Это значит, что для выдвижения кандидату понадобится 265 подписей. При этом каждый депутат или глава территории может поддержать только одного кандидата в губернаторы. Если у двух кандидатов окажется подпись одного и того же депутата, то действительной будет считаться та, которую сдали в избирком первой.

Старостина привела для сравнения норму при выдвижении независимых кандидатов в депутаты-одномандатники Законодательного собрания, которым необходимо для этого 900 подписей избирателей.

Подкуп муниципалов в любой форме, а также принуждение – запрещены, отзыв подписи не допускается. Кроме того, поддержать претендента на пост главы региона должны две третьих территорий области. Получается, что в настоящее время из 43 южноуральских муниципалитетов должны быть подписи 32-х. Абсолютные цифры по количеству подписей и территорий будет утверждать облизбирком в процессе объявления выборов.

Есть в законе и другие нововведения. Так, прописано, что, если один кандидат не наберет более 50% голосов, то будет проводиться второй тур, в который попадут два претендента с наибольшей поддержкой. Если один из них выйдет из предвыборной гонки, то возможно голосование и за одного претендента, но он должен получить более 50% голосов.

Избирательный фонд ограничен 15 миллионами рублей, половину может составлять собственные средства кандидата, максимум половину может внести в фонд политическая партия, которая его выставляет, 5% – физические, 10% – юридические лица.

Также представитель облизбиркома отметила, что если ни один кандидат не наберет более 50% голосов, то будет проводиться второй тур, в который выйдут два претендента с наибольшей поддержкой. Если один из них выйдет из предвыборной гонки, то оставшийся должен получить более 50%.

Кроме того, депутаты также утвердили поправки в Устав Челябинской области и Закон о губернаторе Челябинской области, приводя их в соответствии с федеральным законодательством. Теперь срок полномочий главы региона увеличен с четырех до пяти лет, а при досрочном прекращении полномочий губернатора, а также в иных случаях, установленных федеральным законом, президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы региона до вступления в должность вновь избранного губернатора. Закрепляется и дополнительное основание для досрочного прекращения полномочий губернатора – отзыв избирателями.

Фильтр или преграда?

Еще месяц назад, сразу после подписания президентом РФ Дмитрием Медведым нового федерального закона о выборах губернатора, глава Челябинской области Михаил Юревич прокомментировал одному из федеральных информационных агентств это событие.

«Политические решения в нашей стране обусловлены процессами, происходящими в обществе, – отметил Михаил Юревич. – Будучи депутатом Госдумы, я голосовал за отмену выборов губернаторов. Избранные главы регионов до 2003 года зачастую занимались бюджетными махинациями. Ситуация в стране тогда была такой, что многие субъекты РФ не платили в федеральный бюджет. А ведь на эти деньги должна была содержаться армия, милиция, суды – у государства и тогда, и сейчас масса расходных обязательств. Кое-кто вообще хотел отделяться. Нужно было, чтобы губернаторы подчинялись федеральному центру. Сейчас сбалансированность внутренней политики и запрос общества сделали возможным возврат выборов губернаторов, поэтому считаю решение президента своевременным и нужным».

Спикер Законодательного собрания Владимир Мякуш заявил, что был принят «самый оптимальный закон» о выборах губернатора: «Мы уже готовы избирать главу региона по новому закону. Это означает, что идет процесс дальнейшей демократизации российского общества, дается возможность рядовым жителям области проявить свою волю и выбрать того губернатора, которого они считают самым эффективным и успешным».

Член облизбиркома от «Справедливой России» Павел Жолобов также высказал свое мнение в блоге о «спешно готовившемся», «сильно усовершенствованном по сравнению с федеральным» законом.

«Теперь у нас будут выбирать назначенного губернатора, – пишет он. – Даже у самой крупной оппозиционной партии в области – «Справедливой России» – количество муниципальных депутатов чуть больше 5%, но в законе для этого установили 7%-ный барьер. Даже теоретически ни один кандидат не сможет преодолеть местный фильтр!»

Он также делится слухами, которые якобы ходят в ЗСО: губернатор Юревич имеет желание сложить с себя полномочия, чтоб стать всенародно избранным, потратив около 100 миллионов бюджетных рублей на организацию проведения выборов: «Вряд ли это является правдой, но.. Теперь у нас в бюллетене будет либо одна фамилия, либо одна известная фамилия. Не напоминает советские безальтернативные выборы?»

Лидер фракции КПРФ в Заксобрании Константин Нациевский объяснил, почему его соратники голосовали против: «Коммунисты за то, чтобы проводились прямые выборы губернаторов, членов Совета федерации, глав территорий и так далее. Введение президентского, муниципального фильтра убивает сам дух закона. В нашей области количество подписей необходимо снизить до 5%, хотя у КПРФ как раз лучше других положение с депутатами в глубинке. Но это облегчит условия для оппозиции, которая на равных сможет конкурировать с партией власти. Также мы будем добиваться внесения поправок, которые позволят участвовать в выборах губернатора самовыдвиженцам».

Говоря о вероятности того, что Юревич добровольно сложит свои полномочия ради прямых выборов, политолог Александр Подопригора отмечает: «Полностью исключать такой вариант нельзя. В случае, если его команда послезавтра почувствует, что ситуация в регионе неотвратимо ухудшается или есть некое недовольство Кремля, можно и провести победоносные, безальтернативные выборы. Но пока признаков такого негативного тренда нет».

В целом, по его мнению, нынешние поправки закон типичны для переходного периода. В конце концов страна должна вернуться к нормальным, прямым выборам без всяких ограничений. Но даже сейчас как муниципальный, так и партийный фильтр не выполняют той роли, которая на них возложена.

«Запрет на участие самовыдвиженцев – это реакция «Единой России» на завершающуюся политическую монополию, желание оградить себя от конкуренции, а особенно от людей непартийных, которые действительно популярны у населения, – отмечает он. – Это говорит о некой неуверенности в своих силах, но ошибочно думать, что это поможет. Во-первых, появиться большое количество партий. Во-вторых, никто и не будет настаивать на членстве в партии людей вроде Евгения Ройзмана».

Муниципальный фильтр честно не сможет пройти никто, кроме единороссов, считает политолог. А значит появятся политтехнологи, которые вычислят местных депутатов, готовых свой голос продать, и достаточно быстро будет сформирована цена такого голоса.

«Оградить власть от криминала, как это провозглашается, таким фильтром вряд ли получится, – подчеркивает Подопригора. – Скорее, наоборот, во власть и пойдет криминалитет, у которого достаточно черного нала для скупки голосов в отличие от честных людей».

«Даже несмотря на все барьеры, политическая возрастающая активность населения все равно найдет свои щели и ситуация будет меняться, – подчеркивает Александр Подопригора. – Оппозиционная партия может для начала победить на выборах мэра небольшого города, потом сформировать свою фракцию в представительном органе. Глядишь, ситуация в городе начнет меняться и выборы губернатора тут пройдут совсем по-другому».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления