Политика Олег Сысуев, экс-заместитель председателя правительства РФ: «Сейчас время серых людей во власти»

Олег Сысуев, экс-заместитель председателя правительства РФ: «Сейчас время серых людей во власти»

В Челябинск первый заместитель председателя Совета директоров Альфа-банка и экс-заместитель главы российского правительства приезжал не так давно сугубо по делам местного филиала, чтобы открыть VIP-отделение. Однако в разговоре с ним как с бывшим высокопоставленным чиновником нас больше всего интересовало его мнение по поводу «горячих» политических процессов как общероссийского, так и регионального масштаба.

– Легко ли дался больше десяти лет назад уход из политики?

– Да, легко. Это было мое желание, и слава богу, что не пришлось по этому поводу ломать себя и окружающих. Уходил на короткое время, дабы обрести материальную независимость. Но пока ее обретал –не стало политики. Возвращаться оказалось некуда. Не стало многих выборных должностей, нет политической борьбы в Госдуме, Совете Федерации. Все это ушло. Теперь есть система назначений, и в ней люди, которые работали в свободные 90-е, просто не могут существовать. Тогда главное было – выражать себя, свою точку зрения, быть независимым, смелым, свободным и так далее. Сейчас главное качество – лояльность. А ведь это абсолютно противоречивые вещи. Быть свободным – это значит, быть лояльным только самому себе, а ни кому-нибудь или чему-нибудь, какой-то партии или структуре.

Тогда правительство состояло из людей с разными точками зрения. Шло соревнование концепций, мнений, а не степени преданности. Были, например, большие противоречия между министром внутренних дел Анатолием Куликовым с одной стороны и вице-премьером Альфредом Кохом, Анатолием Чубайсом – с другой. Куликов всегда считал приватизацию преступной, а другие, напротив, называли ее спасением для России. Сейчас время серых людей, у нас правительство чиновников. Мы претендовали на то, чтобы быть правительством политическим.

– Что дал опыт работы на посту мэра, вице-председателя правительства, первого замруководителя администрации президента?

– Для меня это было, может быть, самое счастливое время, потому что я контактировал с абсолютно талантливыми и яркими людьми. Это Анатолий Чубайс, Борис Немцов, Альфред Кох, Евгений Ясин, Виктор Черномырдин. И это несмотря на тяжелое время, несмотря на все те проблемы, которые приходилось решать. Что говорить, нефть тогда стоила девять долларов за баррель, долги по зарплате были по четыре месяца, долги по пенсиям – полгода...

– А с кем из южноуральских политиков близко знакомы?

– Не сказал бы, что есть глубокое знакомство с Михаилом Юревичем, но, конечно, представлены друг другу. Встречались последний раз, по-моему, на юбилее бывшего мэра Екатеринбурга господина Чернецкого. В одном правительстве работали рука об руку с Виктором Христенко и с его супругой Татьяной Голиковой. У нас очень хорошие отношения были с Петром Суминым. С Виктором Рашниковым по теме горных лыж общаемся. Вряд ли ему нужны наши услуги банковские, поскольку он получает их гораздо дешевле и в других количествах на Западе, но по-человечески очень хорошо общаемся с ним, по-товарищески друг к другу относимся.

– Контакты с чиновниками, госструктурами входит в сферу вашей ответственности в Альфа-банке?

– Да. Я отвечаю, в том числе и за предприятия с госучастием, которые зависят от чиновников в правительстве, министерствах. Здесь помогает не либеральная политическая позиция, которая всем известна и которая вряд ли может быть удобной для членов «Единой России». Помогает моя репутация человека, который ничем себя не запятнал. Чиновники не отказываются от контактов, поскольку знают, что я не буду использовать каких-то неправильных методов в общении с ними.

Сысуев Олег Николаевич родился 1953 года в Куйбышеве. Окончил Куйбышевский авиационный институт (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет имени Королева) в 1976 году. В 1992 году был назначен, а затем дважды переизбран (каждый раз набрав более 70% голосов) на пост мэра Самары. В 1997 года назначен заместителем председателя правительства РФ Виктора Черномырдина по социальным вопросам. С 1998-го работал на той же должности в правительстве Сергея Кириенко, затем стал первым заместителем руководителя администрации президента РФ. В «Альфа-банке» с 1999 года, ныне –первый заместитель председателя Совета директоров банка. Член Совета директоров компании «СТС Медиа», ОАО «АльфаСтрахование», УК «Альфа-Капитал». Входит в состав консультативного Совета ООО УК «Росводоканал», первый вице-президент ООО «Х5 Retail Group». Автор большого числа публикаций по проблемам становления государственной и местной власти в России.

– Значит, справедливо некоторые эксперты отмечают появление в России новой профессии GRgovernment manager – «менеджера по связям с правительством»?

– Да, в крупных компаниях достаточно давно есть этот сектор деятельности, на которую тратятся большие деньги. Это определенная компетенция и большая ответственность. Сейчас это тем более актуально, потому что правительства и государства очень много в бизнесе. Их присутствие усиливается и усиливается. Особенно ощущают давление частные компании, абсолютно во всех сферах. Я могу это подтвердить на примере всех компаний, которые представляю: это и ретейл – «Х5 Retail Group», это и коммунальное хозяйство «Росводоканал», это и Альфа-Банк, и «АльфаСтрахование»...

– Не изменили своей позиции, которую часто озвучивали раньше, – не вступать в партии?

– До сих пор не состою ни в одной из них. Это, кстати, был один из возможных путей возвращения в политику. В свое время была идея возглавить «Союз правых сил», но я тогда отказался от этого, поскольку не верил, что удастся реанимировать эту партию.

Но я с большим уважением отношусь к тому, что делают сейчас мои бывшие коллеги. Борис Немцов превратился попросту в диссидента. Я очень уважаю его выбор, потому что это очень непросто. Это очень трудно, это больно. Знаю, потому что мы с ним много общаемся до сих пор. У меня образовались другие приоритеты, возможно, это слабость, и он гораздо более сильным человеком оказался в этом смысле. Но я выбрал приоритетом семью.

Правда, я считаю, что его новой партии вряд ли удастся всерьез заявить о себе при этой системе собственности и руководства СМИ сверху. Их просто не допустят к телевизору, а без этого невозможно создать более-менее приличную силу. А идти на сговор с Кремлем, чтобы получить такой доступ, – противоречит фундаментальным принципам создания этой партии.

– В бытность вице-премьером по «социалке» вы курировали в том числе и спорт. Как восприняли недавнюю победу российской заявки на проведение чемпионата мира по футболу?

– Двоякое отношение. Это гораздо круче, чем Олимпийские игры и по деньгам, и по значению, и по инвестициям, которые будут вложены. Я очень рад за города, которые получат инфраструктуру. Ведь это не только стадионы, но и дороги, гостиницы, спортивные базы для детей. Я разговаривал сразу после объявления о победе заявки России с мэром Ростова-на-Дону. Он просто на седьмом небе от счастья.

С другой стороны, наши лидеры пытаются выдать это за их личный успех и успех их политики. А это успех ФИФА с точки зрения расширения футбольных рынков.

Решила ли Южная Африка свои основные проблемы после ЧМ-2010: преступность, бедность, СПИД? Нет. Они не смогли воспользоваться своим шансом. Нам надо смотреть на этот пример, чтобы в коня был корм. Чтобы за счет победы нашей заявки, очень важной победы, мы попытались решить и другие проблемы, которые помогли бы эффективней эти деньги использовать. Это коррупция, это отсутствие эффективного независимого от государства бизнеса, самостоятельности людей, выраженной в политических свободах. Извините, что я так связываю, но, мне кажется, есть шанс, которым мы могли бы воспользоваться именно для этого.

Да, может так случиться, что кто-то просто станет еще богаче, а ЧМ-2018 превратится в пустой фетиш, который не принесет долгосрочного результата. Стадионы останутся, но кто на них будет играть?

В футбольном смысле нам надо вернуться хотя бы лет на 10-15 назад, когда появился Саша Анюков, человек из глубокой самарской провинции. «Крылья Советов» только вершина, а внизу был очень активный юношеский футбол. А лучше вернуться еще на больший срок, когда существовал и производственный футбол. Я мальчиком ходил на турнир, где играла команда трамвайно-троллейбусного управления с командой какого-то небольшого завода. Я всех футболистов знал по именам, они очень прилично играли.

А вот тратить огромные газовые или нефтяные деньги на покупку очередных «черных» ребят... Зачем это? Для удовлетворения амбиций некоторых руководителей, которые возьмут Кубок чемпионов? Не думаю, что бронзовые медали сборной России на чемпионате Европы 2008 года являются следствием этого. Те футбольные принципы, которые существуют в странах Восточной Европы – Чехии, Венгрии, Словакии – у стран, которые живут гораздо лучше, чем мы, которые и к старикам относятся гораздо лучше, – эти футбольные принципы гораздо больше подходят для нас.

– Вы закончили Куйбышевский авиационный институт. В Челябинске есть, но скоро может быть расформирован ЧВВАУШ. Как относитесь к сокращению военных вузов и нынешнему реформированию Вооруженных сил?

– У нас в России абсолютно точно армия не должна быть приоритетным направлением. Не на это должны тратиться все деньги. Лучше очистить все туалеты, кладбища привести в надлежащий вид. Как это ни странно, в этом смысле я приветствую министра обороны, который пытается сделать армию более компактной, современной. Сокращение военных вузов – тоже правильная мера. Пару десятилетий назад они превратились в некие социальные структуры, которые перевоспитывали молодых людей, не сумевших поступить в институт.

– Недавно в Челябинске были отменены прямые выборы мэра и введена должность сити-менеджера. С точки зрения бывшего градоначальника как относитесь к этим переменам?

– Я очень плохо к ним отношусь. Это большая ошибка, и она гораздо глубже, чем просто отказ от выборности в пользу назначений. Это ошибка магистральная: люди отлучаются от реальной политики, от ответственности за то, что происходит на местах, от ответственности за людей. Это откат, который мы когда-то будем вынуждены преодолевать. Но сейчас-то мы теряем время, мы просто катастрофически его теряем.

Кажущееся упрощение системы управления должно по идее улучшить эту систему, но ничего подобного! Это ухудшает контроль, мотивацию людей, которые назначены, а не выбраны. Нам кажется, что если будет отсутствовать конфликт между мэром и губернатором – это хорошо. А это, наоборот, плохо. Должна быть конкуренция, они должны следить друг за другом, «доставать» друг друга в СМИ.

Приводить в пример Запад неправильно. Мы забываем, что там совсем другая политическая платформа. Там есть устоявшаяся многопартийная система, парламенты местные формируются на партийных выборах, там идет ожесточенная борьба. За кресло мэра в США или бургомистра в Германии идет колоссальная политическая схватка. У нас же этого нет, борьбы нет, побеждает одна партия, которая формирует представительные органы власти. Все это происходит сверху, административно. Для России это не просто беда, это катастрофа

Как на ваш взгляд отразится на стране недавняя трагедия в Домодедово?

– А как отразились трагедии в московском метро, «Норд-Ост», Беслан, взрывы на стадионе в Тушино, многочисленные взрывы в крупных городах России? Так же никак не отразится на стране и теракт в аэропорту Домодедово. Конечно, трагедия очень большая. Она потрясла весь мир. К несчастью, мне кажется, что самых главных выводов – выводов о ценности человеческой жизни – не сделали.

– Правильно ли отреагировали президент и премьер на это событие?

– Они всегда реагируют правильно. Но время идет, а ситуация не меняется, что сильно начинает нервировать общественность. Например, словосочетание «возбуждено – с ударением на втором слоге – уголовное дело» я уже ненавижу, потому что знаю: после этого ничего не произойдет. Реально ничего не происходит после этого.

Массовые и громкие отставки силовиков абсолютно ничего не изменят. Потому что в нашей войне с террористами это не имеет никакого отношения. При старой системе новый начальник или прежний – неважно.

Чтобы исключить такие трагические события в будущем, надо внедрить режим свободы, в широком смысле этого слова. Провести свободные выборы, чтобы население могло избрать власть, которая бы пользовалась легитимностью и доверием. Власть, которая бы отвечала перед населением, применяя, в том числе, и жесткие меры в стране, которая по сути находится в состоянии войны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления