RU74
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Челябинске

Погода+1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

зап.

723мм 93%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Политика Ирина Старостина, председатель облизбиркома: «На проведение выборов области не хватает 20 миллионов»

Ирина Старостина, председатель облизбиркома: «На проведение выборов области не хватает 20 миллионов»

" src=

До выборов депутатов в Государственную Думу осталось чуть больше месяца. В этом году выборы будут проходить по принципиально новой схеме. О своем отношении к нововведениям в законодательстве и в ходе избирательной кампании рассказывает председатель областного избиркома Ирина Старостина.

– Ирина Аркадьевна, расскажите, что изменилось в законодательстве со времени проведения прошлых выборов в Государственную Думу?

– Основное отличие в том, что в теперь кандидатов будут избирать только по партийным спискам. Для партий же установлен семипроцентный барьер – минимум, который они должны получить, чтобы пройти в Госдуму. Кроме того, в бюллетенях не будет графы «против всех»; отменен порог явки, из-за которого часто выборы признавались несостоявшимися.

– Вас назначили руководителем областной избирательной комиссии как раз накануне избирательной кампании по выборам в Госдуму в 2003 году. Это ваши вторые выборы в российский парламент. В чем их отличие лично для вас?

– Любой член избиркома вам скажет – одинаковых выборов просто не существует. Еще не началась предвыборная кампания, а ты уже думаешь, чего от нее ожидать. И чем больше знаешь, тем больше возникает сложностей. Все-таки на тех выборах сменилась половина членов избиркома, многое приходилось постигать на ходу. Мы учимся вместе с кандидатами. За это время все стали настоящими профессионалами. Стараемся как можно более уважительно относиться ко всем участникам предвыборного процесса, ведь мы делаем одно дело. И члены избиркома, и представители партий, и СМИ делают одно дело. Случается всякое. Вроде, приходят к нам представители партий, внимательно слушают, а потом ищут любую лазейку, чтобы обойти законодательство и поставить себя в более выгодные условия по сравнению с другими участниками процесса. А поскольку ты профессионал, воспринимаешь это как личную обиду. Сейчас поступаем жестче, никому не даем послаблений. Раз относимся по-хорошему, то хотим, чтобы и к нам относились соответственно. Если в прошлые выборы избирком реагировал только на поступающие жалобы, так как просто не хватало на все времени, то сейчас мы сами пресекаем нарушения, которые допускаются и партиями, и СМИ.

– Сколько партий могут принять участие в выборах?

– В настоящее время на уровне Российской Федерации зарегистрировано 15 политических партий. Свое участие в выборах подтвердили 14. На территории Челябинской области действует 12 региональных отделений, но так как выборы федеральные, выставлять свои списки в области имеют право все 14 К настоящему моменту зарегистрировано 11 партий: четыре – по избирательному залогу, четыре – по подписным листам и три – по парламентской льготе. «Единой России», КПРФ, ЛДПР, представленным в Госдуме, не нужны ни подписи, ни залог.

– Мы уже говорили, что за четыре года в корне изменилось законодательство о выборах депутатов Госдумы. Нынешняя Дума избиралась по смешанной системе: половина депутатов шла по одномандатным округам, половина – по спискам. Теперь кресла в парламенте четко поделены между партиями. Как вы считаете, такая схема оправдана?

– Пропорциональная система более открыта для избирателей. Кто раньше мог позволить себе участвовать в выборах? Только тот, кто имел достаточно средств. Все-таки выборы – дело недешевое. Конечно, выдвигались и достойные претенденты, но подчас избиратель просто не знал, кто за ним стоит. Понятно, что этот мандат приходилось позже отрабатывать. Партия – это сила сама по себе. Ее возглавляют достаточно известные люди, кто ее финансирует, тоже ни для кого не секрет. Это организация, созданная для того, чтобы через выборы приходить к власти, продвигать идеи и представлять во властных структурах интересы народа. Но партиям предстоит еще пройти определенный период трансформации и стать узнаваемыми, чтобы избиратель, придя на участок, понимал, какие идеи партия поддерживает и что будет, если именно эта партия придет к власти. И сделал свой выбор осознано.

– Как вы относитесь к тому, что из бюллетеней исключена графа «против всех» и отменен порог явки избирателей как условие признания выборов состоявшимися?

– Учитывая опыт российских регионов, где из-за пассивности избирателей или протестного голосования выборы приходилось назначать повторно, эта мера вполне оправдана. Графа «против всех» отменена в большинстве европейских стран. Человеку предлагаются на выбор те или иные кандидаты в депутаты, те или иные партии. Других нет. Поэтому графа «против всех» – это издержки незрелости политической системы. Что же касается порога явки, то он отменен, в первую очередь, ради экономии бюджетных средств. Однако это никак не влияет на интерес избирателей к выборам. Партии должны быть сами заинтересованы в увеличении числа проголосовавших, потому что один мандат будет равен примерно 100-110 тысячам голосов избирателей. Да и сами южноуральцы должны понимать: чем больше политические партии получат голосов, тем больше будет депутатов от области. Кстати, выборы по новому законодательству уже опробованы в регионах в марте этого года. Это никак не повлияло на явку, более того, она была значительно выше предыдущих выборов.

– Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров заявил, что при проверке подписных листов некоторых партий возникли определенные проблемы. Часть подписей сфальсифицировано, часть принадлежит так называемым «мертвым душам» или людям с недействительными паспортами. Обращался ли ЦИК в облизбирком с просьбой проверить подписные листы по Челябинской области?

– Да, такая работа велась. В любом случае, со сбором подписей всегда очень сложно. С одной стороны, процедура необходима. Если бы партии действительно ходили и собирали подписи, у нас избиратели имели бы возможность познакомиться с ними напрямую или, по крайней мере, просто узнавали бы, что впереди выборы. С другой стороны, по моему мнению, норму необходимо отменять. Об этом я заявляла неоднократно, в том числе и во время выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области. Во-первых, собрать все подписи просто нереально. В соответствии с законом их должно быть не менее 200 тысяч, причем в одном субъекте можно собрать не более 10 тысяч. Более того, по сравнению с думскими выборами 2003 года, снизилось количество допустимого брака в подписных листах – с 10% до 5%. А ведь именно большое число недостоверных подписей в практике прошлых выборов чаще всего становилось причиной отказа в регистрации. При этом срок для сбора достаточно ограниченный: до 5 октября партии должны представить списки в ЦИК, а до 17 октября сдать документы на регистрацию. На все дается две недели. Неудивительно, что подписные листы в таком состоянии. Только на то, чтобы их правильно оформить требуется достаточное количество времени. В любом случае, после перерегистрации в Минюсте осталось чуть больше десятка партий, способных участвовать в выборах. По законодательству партия должна иметь не менее 50 тысяч сторонников. То есть эта норма уже запретила партиям-однодневкам участвовать в выборах. Зачем же тогда нужен сбор подписей в поддержку партий? Думаю, со временем эта практика уйдет в прошлое. Наверное, и после этой избирательной кампании придется вновь вносить поправки. Скорее всего, себя не оправдает деление на региональные группы. По крайней мере, сколько ни совершенствовалось законодательство, все делается для того, чтобы убрать партии-однодневки, появился запрет на объединение перед выборами партий в блоки. Необходимо создать равные условия тем партиям, которые смогли пройти и так довольно сложную перерегистрацию в Минюсте.

– В этот депутатский созыв Челябинская область представлена восемью депутатами: пятеро избраны по одномандатным округам, трое – по спискам. Сколько область может получить мандатов в этот раз?

– Челябинская область по количеству избирателей разделена на четыре группы: Калининская, Златоустовская, Кыштымская и Магнитогорская. Но каждая политическая партия самостоятельно решала – выдвигать кандидатов единым списком или по каждой группе. Единым региональным списком пойдут «Единая Россия», КПРФ, СПС, Яблоко, «Патриоты России», «Гражданская сила», «Партия социальной справедливости». По двум региональным группам – ЛДПР, «Справедливая Россия», «Аграрная партия». И только «Демократическая партия России» раздробила область на четыре группы. Многое будет зависеть от явки. На сегодняшний день число включенных в списки избирателей составляет 2,7 миллиона избирателей. После того, как партии преодолеют семипроцентный барьер и пройдут в Госдуму, все голоса будут разделены на 450, то есть на возможное количество депутатских мест. Предположим, что на выборы придет 60% избирателей, а это более миллиона шестисот человек. Правда, только две трети из них будут «полезными». Другими словами, они распределятся между партиями, преодолевшими семипроцентный барьер. В этом случае области достанется от 10-11 мандатов, и это уже хорошо. Но при явке в 80% кандидаты могут получить уже 14 мандатов. При этом если в области за «Единую Россию» проголосует 60% избирателей, партия автоматически получит шесть мандатов и даже может в сравнении результатами в других регионах рассчитывать на седьмой. Допустим, если в одной из областей партия набрала 40 тысяч, а у нас – 70 тысяч, то первоначально будет рассматриваться вариант получения этого мандата кандидатами от Челябинской области. В любом случае, в региональном списке ЕР только десять человек. Трое – губернатор Петр Сумин, председатель совета директоров ММК Виктор Рашников и глава Челябинска Михаил Юревич – как уже было заявлено, в Госдуму не пойдут.

– Вы неоднократно заявляли, что партиям невыгодно идти несколькими региональными группами. Кстати, «Единая Россия», которая, собственно, и инициировала эту поправку в закон «О выборах», впоследствии ее подкорректировала, дав возможность партиям самостоятельно решать, по какому принципу выдвигать списки. Как же будут суммироваться голоса?

– Решение дробить на региональные группы или нет отдано на откуп самим партиям. Но не всегда решения центрального руководства отвечают интересам даже не столько регионального отделения, сколько самих избирателей. Кроме того, не все партии на местах смогли разделить элементарную власть между собой. Там, где региональные отделения не стали дробиться, а пошли единым списком от Челябинской области, они получили больше шансов на депутатские мандаты. Мы уже говорили, что, получив 110-120 тысяч голосов, региональное отделение уже закрепило за собой один мандат. Другая ситуация: равная по силе партия выставила список по области. При этом одна группа набрала 70 тысяч, а другая – 50 тысяч голосов. Получается, ни один кандидат из первого и второго списка не получит депутатский мандат. Голоса, конечно, будут учтены, но уйдут в центр. Кто-то из верхушки получит свое кресло в Госдуму, но разве интересы южноуральских избирателей будут учтены? Конечно, нет. Стоит отметить еще одну особенность. У некоторых партий списки расположены по алфавиту, у других – в произвольном порядке. Так, у СПС первая строка в региональных списках закреплена за Москвой, далее – Санкт-Петербург, а на пятом месте – Челябинская область. В то же время в «Российской политической партии Мира и Единства» южноуральская группа находится далеко в хвосте. Понятно, что при распределении голосов нашим кандидатам даже не стоит надеяться на получение депутатских мандатов.

– В списке многих партий есть так называемые «паровозы». Одно выдвижение президента во главе «единороссов» вызвало по всей стране большой резонанс, в региональных списках одни губернаторы и мэры. Получается, что избиратель идет голосовать, видит в списке этих людей и отдает за них свой голос. А потом выяснится, что их интересы будут представлять абсолютно другие люди…

– Этот вопрос больше относится к дисциплине внутри партий. Другое дело, что мы привыкли голосовать за конкретных людей, поэтому во главе списков и стоят «паровозы». С дальнейшим строительством многопартийной системы это постепенно уйдет.

– Но, разве правильно, что два из пяти-шести проходных мест в том же региональном списке ЕР отданы москвичу Максиму Мищенко и питерцу Виктору Плескачевскому?

– Но есть примеры, когда наши действующие депутаты от Челябинской области пойдут по спискам в других регионах. В частности, Дмитрий Еремин – от Архангельской области, а Михаил Гришанков – от Пермской. Это касается не только «Единой России», но и других партий. Крупные политические силы заранее просчитывают не только то, сколько депутатов может пройти в Госдуму, но и вопросы, которые они будут курировать. Это во многом оправдано.

– Всем понятно, что «Единая Россия», да еще во главе с Путиным получит большинство голосов. Другим партиям с таким административным ресурсом не стоит рассчитывать на многое. Какая же интрига остается на этих выборах?

– При таком раскладе другие политические партии смогут рассчитывать более чем на четыре мандата. Опять же повторюсь, все решит явка. И схватка уже началась. Теоретически, на получение этих мандатов могут претендовать КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР, а также те, чей рентинг в области близок к семипроцентному. У всех есть свои амбиции, постоянный электорат, который не сдвинуть с места ни при каких обстоятельствах. Но есть еще и те избиратели, которые до последнего момента не смогут определиться с пристрастиями. Как раз за них и нужно будет побороться. За брендами партий стоят предприниматели, а они прекрасно знают цену деньгам. Средства в избирательную кампанию вложены немалые, теперь они будут отрабатывать.

– С какими организационными проблемами, на ваш взгляд, предстоит столкнуться во время предстоящих выборов?

– В первую очередь, на проведение парламентских выборов в области дали значительно меньше средств, чем рассчитывалось. Всего на эти цели в федеральном бюджете заложено четыре миллиарда рублей. В свое время председатель ЦИКа Владимир Чуров пообещал, что на каждого избирателя придется не менее 40 рублей. Исходя из этого, на избирательную кампанию облизбирком заложил 104 миллиона рублей. Но в область пришло лишь 84 миллиона рублей. Уже сейчас возникает серьезный вопрос по оплате членам избирательных комиссий. И если раньше на заработную плату работников комиссии мы могли потратить до 60% всех средств, которые приходили на выборы, то сейчас мы можем заплатить не более 48% от полученных средств. Мало того, что выделили недостаточно денег, так еще ограничили фонд заработной платы. Теперь нам необходимо просчитать, а стоит ли привлекать на участие в выборах всю участковую комиссию, чтобы все получили обещанные суммы и при этом остались довольны. Ну ладно, сейчас проведем выборы, и члены избирательных комиссий будут за эти гроши работать. Но впереди еще президентская кампания. А как собрать команды? Уже сегодня председатели избирательных комиссий думают, а не оставить ли на освобожденной основе своих замов. Ведь в большинстве своем они работают по совместительству. Зачем вкалывать, если можно заработать на основном месте?

Другая проблема: средства на проведение выборов нам выделили буквально на днях. Мы же, рассчитывая совершенно на иную сумму, провели все необходимые конкурсы. Теперь, скорее всего, будем вынуждены от них отказаться, так как просто не хватит средств выполнить все взятые на себя обязательства, что, в свою очередь, грозит серьезными штрафами. Члены региональных избирательных комиссий неоднократно обращались с просьбой, в том числе и в ЦИК, отменить для избиркомов проведение конкурсов на госзакупки. Кстати, такой нормы не было на прошлых федеральных выборах. Получается, что мы провели огромную работу, а теперь из-за конкурсов можем сами и пострадать.

– Другие области поставлены в такие же условия?

– В других регионах еще хуже. Если посмотреть в процентном соотношении на выделенные средства на количество избирателей, то нам дали не так и мало. В той же Свердловской области где-то на треть больше голосующих, а они получили лишь 94 миллиона рублей. Московской области выделили только 105 миллионов. Как они будут выкручиваться, непонятно. Той же Свердловской области немного добавили из регионального бюджета, но это неправильно. По закону на федеральные выборы должны поступать средства из центра, на региональные – из областного бюджета. Просто сейчас все ищут выход из сложившейся ситуации. Где-то можно перекрыть расходы, как например, мы это сделаем в Магнитогорске – за счет проведения довыборов в Законодательное Собрание, на каких-то мероприятиях и вовсе сократим расходы.

– Какие нарушения уже возникли в ходе избирательной кампании?

– Кампания идет нормально. Хотя уже сейчас зафиксированы кое-какие нарушения. На настоящем этапе запрещена любая агитации в средствах массовой информации. Уже вынесено предупреждение трем газетам, в которых содержались статьи с информацией о кандидатах в депутаты Госдумы. После второго нарушения газетами займутся уже судебные органы. Попытки представителей партий оправдаться, что в статьях не было прямого призыва к голосованию, избирком не убедили. Теперь проблемы могут быть и у партий, которые эти кандидаты представляют. Пока им тоже вынесут только предупреждение, но посчитают, сколько средств потратила партия на размещение материалов. В случае перерасхода более 5% помимо избирательного фонда средств партии просто-напросто снимут с выборов. Сейчас в ЦИК стекается вся информация, которая потом и суммирует нарушения.

Нужно отметить, что нарушений на этой стадии стало гораздо меньше, посмотрим, что будет дальше. Во многом это связано с тем, что в выборах участвуют только политические партии. Когда проходили выборы по одномандатным округам, в этот период избиркомы уже были завалены многочисленными жалобами. Несмотря на то, что участников процесса не стало меньше, решения принимаются руководителями партии, которые в отличие от кандидатов-одиночек хорошо разбираются в предвыборном законодательстве. Соответственно и нарушений меньше. Думаю, и случаев применения «черных технологий» будет немного, ведь легче очернить одного человека, чем политическую силу.

– А максимальный размер избирательного фонда, на ваш взгляд, достаточен? Не будут ли партии, как это водится, использовать «черный нал»?

– Закон строго определяет максимально допустимую сумму на предвыборные расходы для каждой партии – 400 миллионов рублей. Партии изначально поставлены в равные условия. Плюс к этому существует еще и региональный фонд партии. В соответствии с количеством избирателей в Челябинской области региональные отделения могут потратить еще 20 миллионов рублей. Безусловно, фонд одной партии может и превысить предельно допустимую сумму расходов, но потратить деньги не удастся. Эти суммы по сравнению с тем же 2003 годом увеличились в несколько раз, так что у партий есть возможность развернуться.

– Накануне выборов любого уровня принято поговорить о подконтрольности избирательных комиссий органам власти, о неравных правах для политических сил или о том, что все места в парламенте уже давно распределены. Как исключить возможность фальсификации на выборах?

– Единственный способ для партий избежать возможные попытки фальсификации – выставить на все участки своих наблюдателей. За каждым не проследишь и за руку не схватишь, особенно это касается отдаленных деревень, где все друг другу родственники и знакомые. Поэтому, чтобы исключить всякую возможность вбрасывания бюллетеней или нарушений при подсчете голосов, надо, чтобы наблюдатели до каждого избирательного участка дошли. Другой возможности проконтролировать процесс нет, и партии не должны жалеть на это средства.

В этом году облизбирком впервые на сайте разместил все адреса избирательных участков. Кроме того, эти списки предоставлены участникам процесса, чтобы они уже сейчас готовили своих людей. Провели семинары для представителей, чтобы они разбирались во всех нюансах предвыборного законодательства.

Почему с избирательных участков убрали независимых наблюдателей?

– Что значит независимых? Раньше в выборах принимали участие политические партии, независимые кандидаты, общественные организации. Теперь – только партии. И только они имеют право выдвигать своих наблюдателей. Кстати, это тоже относится к вопросу о фальсификации. На избирательные участки можно нагнать столько народу, что тот, кто действительно должен следить за ходом голосования, просто в сутолоке может и не увидеть нарушений. Все сделано для участников избирательного процесса.

– Часто наблюдатели обвиняют членов территориальных избирательных комиссий в том, что они не реагируют на жалобы в ночь подсчета голосов…

– Реагировать надо на неправомерные действия членов участковых комиссий, которые и считают голоса. Весь процесс открыт для наблюдателей. Сейчас даже разрешено снимать на видео и делать аудиозаписи, чтобы потом можно было их представить в суде. В территориальные избирательные комиссии уже приносятся заверенные протоколы и результаты уже не меняются.

– На прошлых выборах в Законодательное Собрание области возникли какие-то проблемы со списками избирателей. Один из кандидатов даже подал на избирком в суд. Когда последний раз избирком сверял списки?

– Как вы знаете, этот факт не удалось доказать в суде. Данные предоставляет миграционная служба, и они обновляются ежемесячно. Сейчас, когда началась предвыборная кампания, – каждые десять дней. А за неделю до выборов – каждый день. База вычищена, и надо отметить, что в последнее время есть единичные обращения о недостоверности сведений.

– Лично на вас или кого-то из членов избирательной комиссии оказывалось давление со стороны участников процесса?

– Это бесполезно. Весь избирательный процесс достаточно открыт как для самих кандидатов и их штабов, так и для представителей средств массовой информации. Нынешний состав комиссий исключает формирование по принципу личной преданности. В них входят представители полярных политических и общественных сил. Оказывать давление на одного человека бесполезно, а на целый коллектив невозможно. Если бы что-то противоречило закону, прокуратура отреагировала бы незамедлительно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления