Конституция Российской Федерации в пятницу подверглась ревизии, за которую в нижней палате парламента высказалось 392 народных избранника (против было 57). Поправки, внесенные президентом, меняют сложившуюся политическую структуру, увеличивая сроки полномочий как собственно президента (6 лет вместо 4), так и депутатов Государственной думы (5 лет вместо прежних 4). Стоит заметить, что капитальный ремонт основного закона страны произошел прямо накануне 15-летнего юбилея Конституции.
Наверное, следует напомнить, что действующая Конституция страны была принята в результате народного волеизъявления 12 декабря 1993 года. Сразу после катастрофического конституционного кризиса октября, закончившегося, как известно, расстрелом здания Верховного Совета из танковых орудий и победой президентской рати над взбунтовавшимися парламентариями и примкнувшим к ним вице-президентом страны Александром Руцким. 12 декабря 1993 года за принятие новой Конституции высказалось 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей из 58-миллионной армии того референдума. Новый основной закон России вступил в силу 25 декабря того же 1993 года сразу же после публикации, и согласно этому акту страна жила три последние пятилетки.
И вот понадобились изменения. Причем изменения, которые касались базового закона, предложил не кто иной как президент страны, по статусу являющийся не только главнокомандующим и высшим должностным лицом, но и гарантом того самого основного закона (ст. 80). Это было сделано 5 ноября в ходе оглашения ежегодного послания президента Федеральному собранию, и уже спустя шесть дней необходимый документ законопроекта был внесен за подписью Дмитрия Медведева в нижнюю палату. Депутаты Госдумы и особенно правящее большинство из «Единой России», что называется, на ура встретили инициативу президента и в хорошем спринтерском темпе «голоснули» за изменения в Конституции 19 и 21 ноября соответственно.
Можно не сомневаться, что с подобной же феноменальной скоростью движение документа продолжится и в верхней палате российского парламента, чтобы затем уже поступить на рассмотрение региональных законодательных органов госвласти в субъектах. По закону за изменения должны высказаться не менее двух третей региональных парламентов, после чего поправки поступят на подпись к президенту. В общем, сомневаться сегодня, что поправки вступят в законную силу через положенный срок, не приходится – вопрос в другом. А зачем, собственно, нужно было в столь сложной как внешнеполитической, так и внешнеэкономической обстановке менять нормы основного закона, по которому худо ли хорошо ли страна существовала все это время? Думаю, что на данный вопрос сейчас сложно найти внятный ответ.
В самом деле, какая такая нужда заставила российскую власть в лице президента, и так вроде не обделенного законодательными полномочиями, продлевать срок президентства и депутатов? Разумного, лежащего на поверхности объяснения вы не найдете, потому что страна не движется ни к гражданской войне, ни к каким-либо другим внутренним потрясениям; никакой четко выстроенной и главное серьезной оппозиции правящему слою в настоящее время не наблюдается (простите, но не относить же к серьезной оппозиции политических деятелей типа того же Михаила Касьянова или Гарри Каспарова при всем уважении к последнему лично). Парламент, суд, включая конституционный, губернаторы, массмедиа, выборные инстанции находятся под контролем власти и действуют как хорошо смазанные шестеренки в отлаженном механизме. Вертикаль власти называется.
Тогда – зачем? Ну в самом деле, не принимать же в расчет угодливые рассуждения иных парламентских и партийных деятелей по принципу «Для такой огромной страны, как наша, четыре года президентства – очень мало!». Воля ваша, но это не объяснение, это – попытка сделать хорошую мину при плохой игре, это поспешные аплодисменты после немой сцены в зале, которыми, собственно, и засыпается возникшая неловкая пауза.
Спрашивается, а что, в 1993 году у президента была другая страна? Или в 2000, или в 2004?Логичного и внятного объяснения произошедшему нет и не последует, можно лишь только приблизительно догадываться о мотивах Дмитрия Медведева. Впрочем, мотивы действий верховной власти легко угадываются в разворачивающейся глобальной драме под названием «мировой кризис». При этом мотивы эти, думается, ориентированы не на внутриполитические процессы в стране. Они ориентированы и строго привязаны к внешнеполитическим реалиям, к изменяющейся геоархитектуре в глобальном масштабе, связанном с утратой лидерских позиций США.
Возможно, оценив реальные риски и угрозы глобального кризиса, в Кремле решили подстраховаться и волевым решением раздвинуть рамки для будущего президента с нынешней четырехлетки до шестилетнего срока. Просто потому, что на сегодняшний день никто ни в мире, ни в стране не скажет однозначно, каким будет будущее. Нет ответа за исключением, пожалуй, бесспорного факта – заката Pax Americana – за минусом деталей этого самого заката. С однополярностью покончено, и на сцене неожиданно возникло сразу несколько других глобальных игроков с далеко не равными возможностями, разным опытом участия в геополитике и, наверное, разными целями и задачами на второе десятилетие XXI столетия.
Сегодняшнее изменение Конституции дает стране (или по крайней мере высшим руководителям державы) некий бонус – в 2012 году президента выберут на шестилетний срок с дальнейшей (по необходимости) пролонгацией еще на шесть лет. Можно вспомнить, что весь (по крайней мере официально объявленный) потолок планирования в России сейчас ограничивается датой 2020. Конституционные полномочия кого бы то ни было (хоть Владимира Путина, хоть нового преемника, уже преемника Дмитрия Медведева) с лихвой, с запасом перекрывают 2020 год. Арифметика простая: если Россия выберет нового президента в 2012 году, то шесть плюс шесть равняется 2024 году. Вспомним: в следующем десятилетии стране предстоит кардинальная инфраструктурная ломка просто потому, что без этого уже не обойтись; перестройка экономики, завершение строительства и пуск в эксплуатацию новых трубопроводов, выполнение газовых и нефтяных обязательств перед западными и восточными партнерами. Предстоят реформы – начиная от пенсионной и заканчивая школьной. Наконец, в следующем десятилетии в России впервые с 1980 года пройдет олимпиада в Сочи. И все это на фоне серьезных проблем, с которыми Россия неожиданно столкнулась осенью текущего года.
Понятно, что для полного спокойствия и комфортной работы в будущем власть перестраховалась. Для экс-президента Владимира Путина, как и для его преемника Дмитрия Медведева, критически важно выполнить заявленные в «Стратегии 2020» показатели и вывести страну на новые рубежи. Удастся ли задуманное, и если да, то в каком объеме – другой вопрос, однако согласитесь, что разработанная долгосрочная стратегия на перспективу все же выглядит лучше, чем жизнь одним днем. По принципу «После меня – хоть потоп!».
Сейчас ясно одно: Владимир Путин, являющийся неформальным лидером нации, все-таки сдержал слово и не изменил Конституцию в угоду своим устремлениям, пребывая на посту президента. С истинно восточной мудростью этот неоднозначный шаг он передоверил своему младшему (и в прямом, и в переносном смысле) преемнику, приспособив основной закон страны для решения долгосрочных задач. Теперь, как говорится, возможны варианты: либо Дмитрий Медведев плавно дорабатывает свой срок и по просьбе народа в 2012 году нас ждет триумфальное возвращение ВВП, либо Дмитрий Медведев, проведя страну через пик кризиса в 2009 году и собрав в свой «актив» все мыслимые шишки, слагает с себя полномочия и... опять же триумфальное возвращение Владимира Путина. Наконец, возможен, наверное, даже такой вариант, что Владимир Путин не вернется на пост президента ни в 2012 году, ни в последующее время. А будет, допустим, скромно работать премьером при всех последующих президентах, отечески направляя и подсказывая.
Что же касается основного закона, то не факт, что с ним не произойдет когда-либо еще какой-нибудь правки в случае острой нужды. Не исключено, что через какое-то время к нам вернется и четырехлетний срок полномочий президента, и должность вице-президента, и много чего еще. Основной закон, как нам объяснили, это же живой организм, не имеющий права отставать от реалий жизни.