Политика Алексей Яблоков, лидер российских «зеленых»: «Мы – оппозиционеры!»

Алексей Яблоков, лидер российских «зеленых»: «Мы – оппозиционеры!»

" src=

Недавно в Челябинске впервые признали пострадавшим от радиационного загрязнения человека, находившегося в момент аварии на ПО «Маяк» в утробе матери.

По закону РФ социальные гарантии распространяются и на детей, которые в момент радиационной аварии и эвакуации после нее находились в состоянии внутриутробного развития. Однако на протяжении четырех лет министерство социальных отношений Челябинской области отказывалось признавать этот статус у Ризальи Архиповой, родители которой были эвакуированы в числе других пострадавших в результате аварии на ПО «Маяк». Суд, исследовав документы, подготовленные членами Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», вынес свой вердикт, и теперь истица будет получать все льготы, положенные ей по закону. Результатам суда особенно довольны активисты фракции «Зеленая Россия» партии «ЯБЛОКО», ведь их усилиями был создан прецедент.

«Десятки тысяч жителей Челябинской области страдают и еще долго будут страдать от радиационного загрязнения. В течение последних 15 лет южноуральские власти делают все для строительства опасных ядерных объектов, но почти ничего для поддержки и реабилитации жертв атомно-радиационных катастроф. Это бесчеловечно и безответственно», – считает советник Российской академии наук, профессор, председатель фракции «Зеленая Россия», заместитель председателя Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» Алексей Яблоков.

«Зеленым» в России как-то особенно не везет. За реальную политическую силу их не считают. Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации? Можно ли предотвратить экологическую катастрофу, и если можно, то как? Об этом мы поговорили с профессором Яблоковым.

– Что побудило российских «зеленых» пойти на политический альянс с партией «ЯБЛОКО»?

– Мы столкнулись с невозможностью регистрации, связанной с изменением законодательства. Если до 2004 года минимальная численность партии должна была быть 10 тысяч человек (у нас было около 20 тысяч сторонников), то после она возросла до 50 тысяч. Мы поняли, что не наберем столько сторонников, ведь это требует огромных средств, а мы действовали на энтузиазме, нет у нас «подпитки» от бизнеса. И был выбор: либо мы расходимся по своим общественным организациям, либо ищем партнеров. После интенсивного поиска выяснилось, что единственным приемлемым для нас партнером является тогдашняя Российская демократическая партия «Яблоко» – старейшая демократическая партия в нашей стране. Мы проанализировали, как ее депутаты голосовали в Госдуме, и поняли, что по отношению к экологическим проблемам «ЯБЛОКО» безупречно.

Это была единственная партия, которая голосовала против превращения России в международный могильник радиоактивных отходов. Еще для нас существенным стало то, что партия хотела нас принять, ей нужна была «свежая кровь». И мы вместе с «Солдатскими матерями» (которые не смогли создать партию по тем же причинам, что и мы) заключили соглашение с «ЯБЛОКОМ».

– Насколько вы зависите от решений высшего партийного руководства?

– Нам была предоставлена широкая автономия действий, это значит, что внутри партии у нас есть собственная структура, региональные отделения, свое руководство, по экологическим проблемам мы принимаем собственные решения, с которыми считается партия. Наша фракция самостоятельно и отдельно от «ЯБЛОКА» принимается в Европейский союз «зеленых» партий. Это второй прецедент, лет семь или восемь назад так же получилось и у польских «зеленых».

Партия «ЯБЛОКО» обеспечило «бюрократическую» в хорошем смысле поддержку, у нас в этом плане совершенно не было опыта, не было даже помещений в регионах. «ЯБЛОКО» издает нашу литературу, например, сейчас мы начали выпуск серии книг «Экологическая политика». Кстати, после нашего объединения, в «ЯБЛОКО» вступили три тысячи наших сторонников, мы – самая крупная фракция в партии «ЯБЛОКО», у нас 35 региональных отделений фракции. И руководство партии понимает нашу нужность. Ведь политика оживляется в период выборов, а для «зеленых» важно «посадить дерево». С партийной точки зрения, если ты «посадил дерево», но об этом никто не узнал, электорального значения такое действие не имеет. Так вот, мы сейчас учимся «сажать деревья» так, чтобы об этом узнали все, постоянно проводим акции под флагом «ЯБЛОКА».

Недавно в Челябинской области мы провели автопробег «Марш памяти» по местам, пострадавшим от радиационного заражения в результате аварии на химкомбинате «Маяк» в 1957 году, и очень громко напомнили о существовании «ЯБЛОКА» как о структуре, в которую объединились не просто демократически настроенные люди, но те, кто реально решает экологические проблемы.

– Но ведь в 1993 году в России была создана «Российская экологическая партия «зеленых»». Разве их не хватало?

– Да, есть такая партия. Но она проправительственная, прокремлевская. Мы – оппозиционеры и открыто говорим: «Мы против экологической политики Кремля». Мы считаем, что правительство ведет страну к деэкологизации, вымиранию. Среди зримых черт этой «болезни»:

– ослабление природоохранного законодательства (в том числе, путем отмены государственной экологической экспертизы Лесным и Градостроительными кодексами, вступившими в силу в этом году);

– ослабление государственного экологического контроля и мониторинга;

– нарушение режима особо охраняемых природных территорий;

– превращение России в мировую свалку радиоактивных отходов;

– сокращение зеленых насаждений в городах (в результате уплотнительной застройки);

– сокращение размеров и нарушение режима водоохранных и пригородных зон (в результате строительства дворцов для избранных);

– расползание свалок вокруг всех городов и поселков;

– опасный уровень загрязнения питьевой воды, атмосферного воздуха и почв.

По причинам, зависящим от экологии, людей погибает больше, чем по каким-либо иным. Под колесами автомобилей в год погибает 35-40 тысяч человек, от алкоголя – 40-45 тысяч, по экологическим причинам погибает 500 тысяч! И если борьба с алкоголизмом и смертностью на дорогах ведется, то против самой главной беды, которая свалилась на Россию – экологической – не борется никто. Ситуация ухудшается, и соглашаться с этим нельзя.

Иван ПОЛЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления