Политика «Роспечать»: что дальше?

«Роспечать»: что дальше?

Вот уже месяц, как ситуация вокруг «Роспечати» ушла из поля зрения журналистов. Вызвав мощную информационную волну, став катализатором серьезных политических и далеко идущих своими последствиями событий, конфликт как бы исчез...

" src=

Вот уже месяц, как ситуация вокруг «Роспечати» ушла из поля зрения журналистов. Вызвав мощную информационную волну, став катализатором серьезных политических и далеко идущих своими последствиями событий, конфликт как бы исчез, растворился. А растворился он сразу после 27 марта, когда обозначилась позиция губернатора. Петр Сумин сделал, очевидно, непростое в личном плане, но политически точно выверенное решение.

В новейшей российской истории до челябинского случая известно о двух крупных, вышедших на федеральный уровень конфликтах распространителей прессы и местных властей. И в Саратове, и в Москве в схожих с челябинской ситуациях мэры Аксененко и Лужков, вовремя сориентировавшись, отыграли назад принятые постановления или серьезно скорректировали позицию в пользу дистрибьюторов. «Дать задний ход» для людей такого уровня, тем более под прицелом СМИ, – решение, в общем, мужественное. Но в то же время в подобной ситуации – если хочешь «сохранить лицо», свое и территории – единственное и неизбежное. Кстати, трудно было лишь переступить через себя – сразу после этого старые обиды забываются, чиновники как «радетели прессы» получают явные и неявные симпатии СМИ, мигом добирая потерянные имиджевые очки. Возможно, нехватка политического чутья, а скорее, сильное честолюбие не позволили мэру Михаилу Юревичу вовремя остановить разгорающийся сразу не в его пользу и не в пользу имиджа Челябинска конфликт. Эту попытку предпринял за него Петр Сумин, чем существенно укрепил свою репутацию в глазах армии челябинских читателей и журналистов, а также издателей и дистрибьюторов прессы всей России.

И все же точка в конфликте не поставлена. Лозунг о проведении торгов по земле, занимаемой киосками «Роспечати» (несмотря на то, что юристы дают заключение о незаконности данных действий), мэрией официально не снят. Это тревожит. За полгода администрации Челябинска так и не удалось предоставить внятного обоснования своей политики по реформированию рынка распространения прессы. Без доказательств остались утверждения чиновников о монополизме «Роспечати», об ее уклонении от уплаты налогов. Без ответов – вопросы о том, сколько дополнительных средств в муниципальный бюджет должны принести планируемые земельные торги, какова сумма арендной платы земли по киоскам «Роспечати» и «Вечернего Челябинска» в сравнении, почему сейчас без всяких торгов в центре города предоставлена земля под шесть киосков «ВЧ». Утверждение чиновников о том, что они-де борются в этой ситуации исключительно за пополнение городского бюджета, теряет силу от одного факта: на планах, составленных в управлении архитектуры и градостроительства Челябинска, уже в декабре прошлого года на местах киосков «Роспечати» были обозначены киоски ООО «Киоск» – структуры, учрежденной, как выяснилось недавно, «Макфой» и «Первым хлебокомбинатом» в июне 2005 года. Для людей, профессионально занимающихся сферой дистрибьюции прессы, эта информация была ожидаемой. Реальный интерес к газетно-киосковой нише в Челябинске проявляли только две компании: во-первых, местная распространительская структура, связанная с Михаилом Юревичем и, во-вторых, московское ОАО «Агентство «Роспечать», объединяющее сегодня 16 региональных «Роспечатей» и на 100% принадлежащее «Базовому элементу» Олегу Дерипаски. В этой связи не лишена смысла версия, что в данной ситуации первая фирма могла или непосредственно, или с дальним прицелом действовать в интересах второй. Тогда становится ясно, почему «федеральная» (хотя данная характеристика в чистом виде здесь неприемлема) «Роспечать» то и дело «всплывала» в агитках мэрии.

И все же, и все же… Что если отбросить все эти факты и версии и предположить, что мэрия не занималась банальным переделом рынка, а хотела через развитие «честной и здоровой конкуренции» действительно реформировать его в интересах городского бюджета, читателей и издателей прессы? В этом случае уже можно по существу говорить о серьезных просчетах, вызванных полной оторванностью от общих принципов и современных тенденций развития отрасли и нежеланием челябинской мэрии обращаться к положительному опыту решения проблемы в других регионах страны. Это же в равной степени относится и к депутатам городской думы – членам известной временной рабочей комиссии, одобрившим политику городской власти в отношении «Роспечати».

Сегодня в России отрасль дистрибьюции печати рассматривается в первую очередь как важнейшее звено системы массовых коммуникаций, обеспечивающее конституционное право граждан на получение информации. Так, в своем интервью 31 марта этого года председатель комитета Госдумы по информационной политике Валерий Комиссаров прямо заявил, что распространение периодических изданий «надо признать социальной функцией, а не прибыльной деятельностью». Еще точнее 24 марта выразился на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания генеральный директор ФГУ «Редакция «Российской газеты» Александр Горбенко: «Здесь нужно уйти от категорий чистого рынка и конструктивными усилиями …обеспечить соблюдение конституционной нормы».

Распространение прессы повсеместно признается социально значимой услугой, главное – обеспечить для людей доступность газет и журналов – и по стоимости, и по качеству, и по оперативности получения. Заботясь об этом, к регулированию отрасли, в отличие от других видов розничной торговли, подходят дифференцированно: фирмам, работающим в сфере распространения прессы, создаются льготные условия по аренде земли, налогообложению и т.д. В исключительных случаях за такими предприятиями даже признается право на определенную монополию («Почта России»). Мэрия Челябинска в этой связи, провозглашая по-чубайсовски прямой лозунг борьбы за «здоровую конкуренцию» на рынке распространения прессы, делая исключительный упор на бизнес-составляющую, демонстрирует явно узкое понимание значения и специфики отрасли.

Ставка только на конкуренцию является здесь по меньшей мере примитивным инструментом преобразований. А вообще, нужно сказать, что до последнего времени рынок распространения прессы в Челябинске развивался достаточно уверенно и конкурентно без всякого участия администрации. Как и рынок общероссийский, он рос за счет освоения новых ниш. Фирма «Азбука» заполнила газетами и журналами все челябинские супермаркеты, «Пресс-табак» создал сеть мини-магазинов прессы, почтовики работают через отделения связи, местные издатели учреждают собственные распространительские структуры. Незаполненной емкой нишей для реализации прессы, по мнению специалистов, остаются АЗС, аптеки и маленькие магазинчики. Почему же в деле реформирования рынка газетной дистрибьюции в целом «свет клином» у мэрии сошелся только на киосках? Здесь, конечно, требуется комплексный подход.

По словам признанного специалиста, президента российской Ассоциации распространителей печатной продукции Дмитрия Мартынова, сейчас основным препятствием на пути развития рынка распространения прессы, особенно в регионах, является малое число розничных точек на душу населения. Отсюда, на мой взгляд, и необходимо отталкиваться власти, действующей в интересах читателей, издателей, бюджета и отрасли в целом. При этом не нужно «изобретать велосипед»: в регионах, где с проблемой реформирования рынка газетной дистрибьюции столкнулись раньше, сделаны серьезные шаги для ее решения – можно спокойно воспользоваться этим опытом. Так, в Москве при непосредственном участии мэра Лужкова была разработана «Концепция реформирования и развития рынка распространения печатных СМИ в г. Москве», на основе которой 29 ноября 2005 года принято постановление «Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в г. Москве». Специалисты в области дистрибьюции прессы сегодня высоко оценивают данный документ, выражая надежду, что программа будет реализована, и остальные регионы возьмут равнение на эти же принципы. В соответствии с постановлением, развитие системы распространения прессы в Москве определяется как социально ориентированное. Обеспечить доступность газет и журналов для граждан, удобство ее приобретения предполагается достичь за счет расширения сети реализации, представления максимально широкого выбора прессы и обязательного присутствия в ассортименте изданий социальной направленности.

Также предполагается обеспечить доступные цены на печатную продукцию. Решено в три раза увеличить количество торговых объектов и добиться «шаговой доступности» прессы для столичных жителей. Официально вводится особый, близкий к европейскому, коэффициент размещения объектов распространения периодической печати с учетом соотношения – 10 квадратных метров торговой площади на 1 000 жителей. Декларируется положение о проведении торгов на право установки некапитальных объектов распространения периодической печати. При этом земельные участки, выделенные до выхода постановления, не должны включаться в перечень выставляемых на конкурс.

Примечательно, что если взять за основу указанный выше московский тире европейский показатель, Челябинску требуется еще по меньшей мере 6 тысяч квадратных метров торговых площадей под объекты дистрибьюции прессы. Ну пусть даже, делая скидку на покупательскую способность челябинцев, хотя бы 2-3 тысячи. В любом случае, есть куда расти. Именно расти, а не менять одно на другое.

Если лозунг реформирования местного рынка распространения печатных СМИ еще не снят мэрией, разработка и реализация аналогичного московскому постановления, другого основополагающего документа или создание постоянной рабочей комиссии по дистрибьюции прессы в Челябинске была бы логичным выходом из сложившейся ситуации. В работе над этим документом и в работе комиссии должны в равной мере принять участие власть, распространители и представители новообразованного Челябинского Союза издателей.

Андрей ГОРБУНОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления