Политика Судьба губернатора

Судьба губернатора

Законопроект, предусматривающий избрание глав регионов областными законодательными собраниями по представлению президента, внесен в Государственную Думу и, скорее всего, будет одобрен парламентским большинством в самое ближайшее время...

Петр Сумин

Очевидно, что тянуть резину с принятием закона, направленного, как заявляется, на укрепление страны в целях борьбы с терроризмом, никто не собирается. Законопроект был внесен в Госдуму уже через две недели после заявления президента на расширенном заседании правительства 13 сентября. Очередь – за депутатами. Первое чтение назначено на 29 октября, но уже сегодня ни у кого нет сомнений в том, что Дума одобрит путинские инициативы, и институт всенародных выборов глав регионов будет благополучно похоронен. Впрочем, несмотря на предсказуемый исход думских чтений, острые дискуссии в парламенте не исключаются. Как уверяет депутат Государственной Думы Михаил Юревич, «обсуждение будет бурным». Так, например, разошлись во мнениях по поводу реформы государственной власти народные избранники от Челябинской области.

Первый зампред комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков заявил, что с текстом закона полностью согласен. По его мнению, «укрепление вертикали власти» необходимо «для реализации всех задач, в том числе и для борьбы с терроризмом»: «Предложение, высказанное Владимиром Путиным, не вводит «назначаемость» глав регионов в полной мере, а, скорее, означает, что законодательные собрания в большей степени будут прислушиваться к рекомендациям президента. На мой взгляд, это, прежде всего, повысит ответственность руководителей за происходящее в регионе, ведь сейчас в ряде территорий есть губернаторы, которые давно забыли о своей работе и занимаются другими делами». Гришанков приводит в качестве примера главу Ненецкого автономного округа, в отношении которого «было возбуждено уже больше пяти уголовных дел, но никто не может отстранить его от власти». «Поэтому предложение Путина на сегодняшний день я считаю вполне адекватным», – говорит депутат.

Президентскую инициативу считает вполне адекватной и Михаил Юревич. По его словам, новый закон поможет «остудить головы» губернаторов, которые «используя популистские заявления, приходят к власти только для личного обогащения». «В некоторых регионах губернаторы практически слились с местными организованными преступными группировками, и решить этот вопрос без назначения невозможно, – заявляет депутат. – Многие говорят, что подобные меры снизят в регионах инвестиционную активность. Может быть, они и правы. Но региональный сепаратизм в некоторых субъектах Федерации снижает инвестиционную активность еще больше. И такая картина наблюдается в большинстве российских регионов». Юревич подчеркивает, что Челябинскую область – «хотя отдельные безобразия в ней все же присутствуют» – к таким территориям он не относит. Тем не менее, депутат считает, что закон должен быть един для всех – и для неблагополучных, и для относительно благополучных субъектов Федерации.

Среди тех, кто не высказал восторга по поводу грядущих перемен в системе исполнительной власти, оказались депутаты Госдумы Петр Свечников и Валерий Гартунг. По мнению Свечникова, отмена всенародных выборов глав регионов вернет страну на путь тоталитаризма. При этом лидер челябинских коммунистов ставит под сомнение эффективность работы назначаемых губернаторов. Валерий Гартунг прокомментировал последние инициативы президента на страницах собственного сайта. По словам руководителя Партии пенсионеров, «в осеннюю сессию депутатам Госдумы фактически придется заниматься демонтажем остатков демократической системы». «Конечно, сам факт заявлений президента о фактическом усилении центральной власти в дальнейшем выстраивании ее вертикали на фоне серии терактов, потрясших всю Россию, никого не удивили. Но несколько удивила суть этих заявлений, – делится впечатлениями Гартунг. – Все ожидали, что усиление будет направлено на силовые структуры, обеспечивающие безопасность граждан. А, к сожалению, я услышал от президента предложения, которые фактически сворачивают демократические институты власти».

Сами губернаторы, судьба которых после принятия закона окажется в руках президента и депутатов местных заксобраний, реформе особо не сопротивляются. Тех, кто решился высказаться неодобрительно по поводу президентской инициативы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Губернатора Челябинской области среди них нет. Петр Сумин, как и подавляющее большинство региональных лидеров, сказал, что идею президента полностью поддерживает, считая ее своевременной и не вызывающей лишних вопросов, потому что на карту поставлены интересы страны: «Современным вызовам мы можем противопоставить единение всех ветвей исполнительной власти, четкую и координированную работу», – заявил челябинский губернатор. При этом Сумин подчеркивает, что речь все-таки идет не о «назначении» глав регионов, а об их «избрании» заксобраниями.

Не стали критиковать меры по построению жесткой вертикали власти и местные парламентарии. Председатель комитета по социальной политике законодательного собрания Челябинской области Борис Мизрахи заявил, что предложенные президентом меры по «преодолению последствий трагических событий» не должны быть предметом спора, а их необходимость вызвана, в частности, проникновением во властные структуры криминала. Мизрахи отмечает также, что некоторые руководители не считают нужным подчиняться федеральному центру, что «нередко приводит к печальным последствиям». Поддерживает коллегу и председатель комитета по законодательству ЗСО Дмитрий Вяткин: «Если эти изменения послужат главной сегодняшней задаче – укреплению государства и усилению борьбы с бедностью, то эта реформа, без сомнения, грамотная и правильная». Больше того, Вяткин считает, что в укреплении вертикали власти нужно пойти еще дальше – дать возможность губернаторам «непосредственно влиять на формирование муниципалитетов, хотя бы в крупных городах». «Это исключит политические баталии между главой области и мэром, какие мы наблюдаем на примере Свердловской области», – отмечает депутат. Кстати, ожидается, что в скором времени идея назначения глав областных центров будет озвучена в виде очередного законопроекта.

Несмотря на малочисленность тех, кто решился «вслух» перечить государственному лидеру, в кулуарах, как отмечают эксперты, многие представители политической и финансовой элиты области в критических оценках не стесняются. «В большинстве случаев это отношение, как к мерам, недостаточно обоснованным, – говорит вице-президент компании «Советник» Александр Подопригора. – Понятно, что акция направлена на укрепление вертикали власти, но то, что она носит сумбурный, хаотичный характер, ясно, наверное, даже самим организаторам. Тезис о борьбе с терроризмом не выдерживает критики, как и заявление о том, что меры направлены на укрепление единства страны. Вспомним, централизация власти не спасла СССР от развала». По словам политолога, в определенных кругах создается впечатление, что «в верхах присутствует растерянность, осознание своей несостоятельности, так как, несмотря на сверхблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, ничего по-настоящему важного в реформировании экономики за последнее время сделать не удалось». Подопригора подчеркивает, что «в ближайшем будущем это чревато большими проблемами»: «Столь благоприятная конъюнктура сырьевых рынков, на которой у нас последнее время все зиждилось, скоро закончится. А тем временем миллиарды долларов уплывают из страны и не возвращаются».

По мнению Подопригоры, на принятие последних решений президента, помимо чувства растерянности, повлияло еще «несколько политических векторов». Среди них – «искреннее желание Путина навести порядок в избирательном процессе», чтобы исключить появление на постах региональных лидеров «случайных людей» и представителей криминальных группировок. С другой стороны, есть желание достаточно многих людей у власти использовать президентскую инициативу как коммерческий проект. «Смена губернатора и его команды зачастую означает передел собственности, смену владельцев ряда предприятий. И ситуация сегодня складывается как нельзя более благоприятная», – поясняет политолог.

Как говорится в проекте закона, процедура назначения глав регионов будет схожа с прохождением кандидатуры премьер-министра в Государственной Думе. Решение принимается большинством голосов. При этом законодательное собрание может дважды не согласится с кандидатурой, представленной президентом. В этом случае глава государства вправе назначить и.о. руководителя региона, а заксобрание – распустить. «Это решение вполне логично, – считает Дмитрий Вяткин. – Если депутаты готовы пожертвовать мандатами, у них есть право отклонить предложенную кандидатуру». Валерий Гартунг, напротив, никакой логики не видит даже в самой формулировке процедуры назначения. «Что такое рекомендация законодательному собранию по избранию губернатора? – спрашивает депутат. – Если рекомендовать одного человека, то какое это избрание? Если рекомендовать несколько, то какая это рекомендация? Сам этот факт вызывает сомнения, и мне кажется, внесение таких изменений требует изначально внесения изменений в Конституцию...». Михаил Юревич не столь категоричен, но считает формулировку о роспуске чересчур жесткой. «Я думаю, не стоит распускать заксобрание, если оно оба раза отклонит одну и ту же кандидатуру, – говорит депутат. – На мой взгляд, нужно дать возможность заксобраниям в большей степени влиять на процесс назначения, и депутатам должна быть предоставлена альтернатива. И уж если они со второй кандидатурой не согласятся, даже с первой попытки, – только тогда, я считаю, собрание можно распускать».

Законопроект предусматривает, что глава государства должен внести предложение о кандидатуре не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего главы региона, а законодательный орган – рассмотреть эту кандидатуру в течение последующих двух недель. В Челябинской области сроки полномочий губернатора и законодательного собрания заканчиваются одновременно. Поэтому от того, как поведут себя местные парламентарии при голосовании – с ходу примут кандидатуру от президента или будут долго и упорно отказываться – зависит, какой состав заксобрания – нынешний или новый – будет принимать окончательное решение. Впрочем, многие эксперты склоняются к мнению, что местные парламентарии вряд ли будут противиться воли президента: во-первых, не одобрив кандидатуру от Путина, они могут навлечь на себя обвинения в недоверии главе государства, и больше того – в отказе «бороться с терроризмом». Как отмечает креативный директор компании «Нью Имидж» Алексей Баранов, «речь идет об укреплении власти, поэтому низ власти не может не подчиняться верхам: если не проголосовали одни – найдутся другие, которые проголосуют». Александр Подопригора называет и другие причины, по которым депутаты будут голосовать «так, как надо». «Не вижу поводов для того, чтобы заксобрание не приняло президентскую кандидатуру, даже если это будет не Петр Сумин, – говорит Подопригора. – Многие из тех, кто входит в состав местного парламента, заинтересованы в переделе собственности, и смена губернатора облегчила бы эту задачу. «Смутное время» для этих людей – возможность начать действовать, чтобы что-нибудь перехватить. Есть среди депутатского корпуса и представители большого бизнеса – им, думаю, вообще без разницы, кто будет губернатором».

Не исключен также вариант, что некоторые парламентарии займутся лоббированием «своего» кандидата в губернаторы, и вполне может случиться так, что их «мнение» совпадет с «мнением» президента.

То, что назначение губернаторов будет предметом торга – политического и не только, у многих наблюдателей не вызывает сомнений. Противники назначения уверены: для того, чтобы фамилия потенциального кандидата дошла до Путина, понадобятся большие суммы денег, сопоставимые с теми, что были бы потрачены на всенародных выборах. Только теперь все эти денежные средства плавно потекут в администрацию президента – тем чиновникам, которые могут повлиять на формирование пулов кандидатов на губернаторское кресло. Как выразился Валерий Гартунг, по сути «кандидатуры будет предлагать не президент, а его окружение, и далеко не самое близкое». Причина проста – по словам Алексея Баранова, «президент не может знать в том количестве и качестве людей, которые могут претендовать на кресла региональных лидеров». Баранов считает, что этим будут заниматься специальные «аналитические отделы», в задачу которых будет входить формирование пулов из 2-3 человек на регион, составление характеристик. Скорее всего, Путину будет представляться одна кандидатура, по которой он должен будет принять окончательное решение».

В Челябинской области нет единого мнения насчет того, удастся ли Петру Сумину сохранить за собой губернаторский пост. Одни говорят, что у действующего главы региона большие шансы, другие – что шансов практически нет, потому что лоббистские возможности его команды значительно уступают лоббистским возможностям других группировок, в частности тех, которые находятся в Москве. Возможно, собственное неопределенное положение прекрасно понимает и сам челябинский региональный лидер. Говорят, что Сумин для укрепления своих позиций даже вступил в ряды «Единой России» (от чего раньше упорно отказывался), но официально эта информация не подтверждается. Достоверно известно лишь то, что досрочно слагать полномочия Сумин не собирается. По его словам, это «некорректно по отношению к избирателям».

«Безусловный плюс действующего губернатора – его опыт. Петр Сумин не тот человек, которому нужно рассказывать о себе, чтобы понравиться, – о нем все давно знают. Но сегодня, на мой взгляд, основными будут совсем иные критерии»,рассуждает Алексей Баранов. По его мнению, «ставка в первую очередь будет сделана на близких Кремлю людей, «выросших» в обстановке последних десяти лет и желательно – выходцев из силовых структур». «Очевидно, что Сумин под эти критерии не попадает, – говорит Баранов. – И лично у меня нет большой уверенности в том, что ему удастся сохранить пост губернатора».

«Я бы не сказал, что у Сумина нет шансов – он достаточно лоялен, – считает Александр Подопригора. – Другой вопрос – как кандидатура будущего назначенца воспринимается в администрации президента. Если как политика, тогда в Челябинской области на эту должность могут претендовать от силы четыре человека. Помимо Сумина, здесь можно говорить о Гартунге, Юревиче, и, пожалуй, Рашникове. А если имеется в виду просто чиновник, который должен просто исполнять поручения, тогда Сумин не имеет шансов, и фамилия губернатора непредсказуема».

Кстати, о возможных назначенцах в Челябинске заговорили сразу после выступления Владимира Путина 13 сентября. Если не Сумин, то кто? Уже на следующей день здесь активно обсуждалась кандидатура бывшего вице-губернатора Челябинской области, ныне заместителя председателя российского правительства Виктора Христенко. Фамилия вице-премьера в связи с претензиями на губернаторское кресло вспоминается не впервые, и как все прошлые разы, слух сопровождался критикой: «Зачем человеку, у которого хорошие позиции в правительстве, пост губернатора?» Потом появились и другие «претенденты», в частности, Михаил Гришанков. Причем здесь разговоры развились до того, что кандидатуру депутата Госдумы стали прочить на пост руководителя Уральской республики, которая якобы должна появиться после объединения Челябинской, Свердловской и Курганской областей.

В качестве потенциального кандидата в губернаторы, помимо Валерия Гартунга, Михаила Юревича и Михаила Гришанкова, рассматривается и другой депутат Государственной Думы – Валерий Панов, чьи выборы в парламент расцениваются аналитиками как первый шаг к заявке на губернаторское кресло. Среди руководителей предприятий, помимо Виктора Рашникова, упоминается Александр Федоров, а из среды областных чиновников – первый вице-губернатор Андрей Косилов. Впрочем, как говорят эксперты, назначенец может быть вовсе и не из Челябинской области. Главное, чтобы он мог вписаться, как выразился президент, в «целостный соподчиненный единый организм».

В законопроекте говорится, что главы регионов, избранные до вступления закона в силу, будут находиться на своем посту до истечения срока полномочий. Но в последнее время все чаще слышны разговоры о том, что до третьего и окончательного чтения эта формулировка не доживет. Поэтому вопрос о досрочном уходе губернаторов остается открытым. Многие считают, что вряд ли главам дадут возможность «досидеть» до конца срока – у некоторых региональных лидеров он заканчивается только весной 2009 года. Сегодня снять человека с выборной должности можно только с помощью референдума, но эксперты считают, что это поправимо: учитывая, что в Государственной Думе контроль над депутатами осуществляет фракция «Единая Россия», отрицать подобную возможность никто не берется. Кстати, ходят слухи, что в Москве существует список должностей, которые правительство готово предложить тем пока еще действующим губернаторам, которым пост главы региона сохранить не удастся. Впрочем, вероятно, им еще представится возможность попытать счастья на всенародных выборах. Как считает депутат Госдумы Михаил Юревич, назначение губернаторов – явление временное, и через пять-десять лет все вернется на круги своя...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления