Город фоторепортаж «Челябинск превратился в герметичный мир»: режиссер из Питера привез спектакль без декораций

«Челябинск превратился в герметичный мир»: режиссер из Питера привез спектакль без декораций

Искандэр Сакаев рассказал, почему он не пытался угадать реакцию челябинского зрителя.

Спектакль в такой стилистике для Челябинска, определенно, новинка – минимум декораций, однотонные костюмы и текст Мольера вместо музыки. В такой постановке на первый план выходит актёр. Его лицо и тело. 18, 19 и 30 мая в Челябинском молодежном театре состоится премьера комедии «Тартюф» Жана-Батиста Мольера в прочтении петербургского режиссера Искандэра Сакаева. 74.ru побывал на генеральной репетиции и узнал, чего хотел добиться режиссер и как создавались причудливые костюмы для актёров.

Искандэр Сакаев считает, что стиль для современного зрителя – главная фишка

Уже первой своей фразой Искандэр Сакаев, которому принадлежат сценическая редакция пьесы, пластическая партитура и режиссура, заставил поверить в то, что совершил революцию на челябинской сцене.

– Режиссер не должен пытаться угадать реакцию челябинского зрителя, любого зрителя, режиссер не должен об этом думать, и театр – тоже, – заявил корреспонденту 74.ru Искандэр Сакаев. – С того момента, как театр начинает об этом думать, он заканчивается и становится ТЗП – театрально-зрелищным предприятием. Все режиссеры так думают, если уважают себя как профессионалы. Другое дело, что боятся об этом говорить, потому что законами рынка нам навязывается, что мы должны быть штатными шалавами. На самом деле, если ты сам себе интересен, если тебе интересно то, что ты делаешь, то это будет интересно кому-то еще кроме тебя.

Бег по стульям - легко с талантливым режиссером

По мнению режиссера, государство выделяет деньги не на то, чтобы делать в театре скрытую антрепризу.

– Задача режиссера – сделать такой спектакль, который попадал бы в максимальное количество разного зрителя. Потому что в любом городе – маленьком или большом – существует человек, «желающий странного», как у Стругацких в «Попытке к бегству». Таких «желающих странного» много. Собственно, они и ходят в театр.

Борис Черев получил от работы огромное удовольствие

Литературные критики и в XXI веке называют мольеровского «Тартюфа» блестящей комедией. А челябинский зритель получил даже не блестящий, а сверкающий спектакль. Он смотрится на одном дыхании. И даже немного жаль, что действо прерывается антрактом. Но без антракта, видимо, нельзя, потому что актеры работают в сумасшедшем ритме и непрерывном движении.

Кумир, которого сотворила толпа

Кстати, о цвете. Художник Дина Тарасенко создала для «Тартюфа» причудливые костюмы и парики. Выполнены они в монохромной гамме. Получилось 50 оттенков бежевого.

– Моя задача была – показать, что костюмы наши сшиты наспех, а многие еще не готовы – видна живулька, разметка портного мелком, циферки, пометки и прочее, – рассказала Дина Тарасенко. – Дело в том, что, по замыслу режиссера, это еще не спектакль, это репетиция, которую смотрит король Людовик. Речь идет о запрещенной пьесе, и король должен решить – быть или не быть премьере, дать или не дать на нее деньги. Поэтому костюмы как будто бы слеплены из того, что было под рукой у костюмера.

На самом деле в костюмах Дины Тарасенко все продумано, поскольку в этих многослойных нарядах и пышных париках актер должен безостановочно прыгать, бегать по стульям, двигаться, как будто его тело слеплено из пластилина, то все это было сшито только из натуральных льна и хлопка. Так что на поверку костюмы для «Тартюфа» обошлись театру недешево.

Отдельного внимания заслуживают причудливой формы парики.

– Я понимала, что парики должны быть удобными и легкими, как и костюмы, – продолжает Дина Тарасенко. – Это не первая моя работа с Искандэром Сакаевым, я знаю его почерк, активность его спектаклей, поэтому делаю все для того, чтобы актерам было удобно работать. Мы очень долго думали над тем, как сделать парики одновременно объемными и легкими. Бутафоры молодежного театра предложили сшить из легкой ткани «колбаски» и набить их синтепоном, а затем соединить. Замечательная идея, потому что удалось в точности выполнить все мои эскизы.

Как рассказал нам артист Молодежного театра Борис Черев, парики и костюмы практически невесомы.

– Колготки, правда, достаточно плотные, но женщины в них ходят и не умирают, – смеется артист. – А если говорить серьезно, то я на седьмом небе от счастья, что играю в этом невероятно стильном спектакле, где все решается через пластический рисунок. Огромное везение для актера – работать с таким режиссером, как Искандэр Сакаев. Давно я не получал такого удовольствия. Все, что предлагал режиссер, было небанально, все заставляло удивленно ахать.

По словам режиссера, он намеренно отказался в этом спектакле от декораций, которые существуют только в виде стилизации.

– Это игра со стилем, – подчеркнул Искандэр Сакаев. – И это моя попытка привить чувство стиля челябинскому зрителю, потому что возникло ощущение, что Челябинск с некоторых пор превратился в некий герметичный мир, в котором занимаются прохождением уже пройденного. Сегодня стиль – единственная форма существования театра, которая может быть воспринята на подсознательном, сознательном, интеллектуальном уровне. Стиль – то единственное, что считывается всеми слоями современного зрителя.

Первый зритель был приглашен на генеральную репетицию спектакля «Тартюф» и отозвался о премьере восторженно.

– Считаю, что в нашем городе произошло серьезное событие, – отметил заместитель министра культуры области Григорий Цукерман после просмотра. – Ни одного спектакля в такой стилистике ни в одном из 15 профессиональных театров Челябинской области сегодня нет. И такой нагрузки наши актеры давно не знали. Это колоссальная работа. Непривычная форма существования на сцене заставляет по-другому работать труппу. И понятно, что актеры справляются с такими задачами блестяще только тогда, когда с каждым из них кропотливо, долго, последовательно работает режиссер.

Поскольку у современного читателя комедия «Тартюф» не стоит в первом ряду на книжной полке, в трех словах скажем о сюжете – это история восхождения и краха великого обманщика и гениального манипулятора Тартюфа. При этом он еще и великолепный оратор. Но кумиром этого мошенника сделали сами герои пьесы, поэтому Мольер размышляет о том, под силу ли человеку бороться с тем злом, которое породил он сам.

В спектакле заняты: народная артистка России Ольга Телякова, Борис Черев, Алексей Согрин, Наталья Чиликина, Дмитрий Хозин, Екатерина Писарева, Иван Яковлев, Артур Саркисян, Вячеслав Косарев, Елена Шингареева, Алена Свиришевская, Андрей Гилимьянов, Александр Дик, Антон Ремезов, Елена Сатаева и Кристина Короткова.

Фото: Фото Александра Исакова и Игоря Шутова, видео Челябинский Молодежный театр/YouTube.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления