Город фоторепортаж Тайны чёрного кабинета: 74.ru раскрывает секреты кукольного театра

Тайны чёрного кабинета: 74.ru раскрывает секреты кукольного театра

Накануне Международного дня кукольника мы побывали за кулисами Челябинского театра имени Валерия Вольховского.

Помимо привычного Международного дня театров весь мир вот уже 14 лет особо отмечает День кукольника. Дело в том, что актёров кукольных театров их коллеги всегда считали особой кастой. Корреспонденты 74.ru пытались понять этот особый мир кукольника и неожиданно очутились в кромешной тьме закулисья.

На сцене в этот день в 35-й раз играли спектакль «Приключения Алисы в Стране чудес», у которого есть лицевая сторона и изнанка. В то время как зритель, словно на киноэкране, наблюдает за Алисой, провалившейся в нору вслед за Белым кроликом, за кулисами – абсолютная темнота. Спектакль «Приключения Алисы в Стране чудес» нынешним главным режиссером Челябинского театра кукол Александром Бороком сделан в условиях «чёрного кабинета», когда сцена погружена во мглу, а актеры работают в чёрных бархатных костюмах с капюшонами. Даже лица их скрыты темной вуалью.

Алиса в лабиринтах Белого кролика

– Не во всех театрах позволяют себе делать спектакли в условиях «чёрного кабинета», потому что требуется очень точная работа художника по свету, – рассказала завлит театра Светлана Кондюрина. – А у нас такой человек есть – Анатолий Пристай. Он и актер великолепный, и искусством художника по свету владеет безупречно. Поэтому в Челябинском театре кукол позволяют себе такие сложные спектакли.

Зрители видят сказку, а за кулисами – непроглядная тьма

– Лишний шаг вправо или влево – катастрофа, – смеётся заслуженный артист России Андрей Дрыгин. – Либо на тебя налетят, либо ты промахнёшься. Протягиваешь руку, а там нет ничего. Страшно, потому что в гримёрке потом голову открутят. Не насовсем, по-доброму, но открутят.

– И потому надо чётко знать свою траекторию, мы называем это «муравьиными тропами», – подхватывает его жена, актриса Елена Дрыгина. – В каждом таком спектакле надо свою протоптать.

Все замирают с открытыми ртами – волшебство начинается

– Наш знаменитый «золотомасочный» спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» тоже поставлен Александром Бороком в условиях «чёрного кабинета», – продолжает Андрей Дрыгин. – Когда зритель сидит в зале и смотрит, как тонет кролик, то с обратной – невидимой стороны – топят кролика сразу пять актеров и двое страхуют их, чтобы не упали.

Надо сказать, что и в «Алисе», и в «Кролике Эдварде» актёры работают на разных по высоте уровнях, за специальной сеткой-занавесом выстроены леса в несколько этажей. Вот почему страховка обязательна, одно неверное движение в темноте – и производственная травма.

Актеры часто работают на разных этажах

– Работать сложно и весело, – рассказывает Андрей Дрыгин. – Случается и путаница. Однажды обнял меня в темноте заслуженный артист России Федор Псарев и говорит: «Ну, пошли. Пошли!». А я ему: «Куда? Уйди от меня! Я не тот!». Он в ответ: «Ой. Не того обнял. А где моя Арина Жарикова?». Бывает и так – не того обнимешь. Но мы придумываем разные штуки, чтобы не ошибиться. Арина Жарикова, например, работает в белых тапочках, я – в кедах с белыми подошвами, кто-то надевает яркие красные носки, а кого-то определяют по габаритам.

Посмотреть бы на этот закулисный «марлезонский балет» хотя бы при свечах. Зрелище, вероятно, не менее захватывающее, чем то, что видят зрители.

Кукольник – особая профессия ещё и потому, что нет здесь солистов и актёров второго плана. Есть ансамбль, в котором все друг друга понимают, где руки одного становятся продолжением рук другого, где ты постоянно должен что-то подхватить, подать, поддержать. Одним словом, ты всегда должен быть готовым помочь. В кукольном приходится жертвовать собственным эго ради общего дела, ради служения главному персонажу в этом театре – кукле!

Куклы здесь повсюду. В фойе дети сразу прилипают к стеклянным шкафам, в которых живут старинный Петрушка и герои спектаклей Валерия Вольховского. В кабинете главного художника обосновались создания гениального Виктора Плотникова, который когда-то был главным художником Челябинского театра кукол. В костюмерной – целое царство кукол. Они висят на специальных штангах рядом с костюмами. Здесь тихо и прохладно. Куклы отдыхают. Ждут своего выхода.

Куклы гениального Виктора Плотникова

А в бутафорском цехе рядом с куклами 70–80-х художницы Елены Луценко рождаются персонажи для будущих спектаклей.

– Мы работаем сейчас над новым спектаклем «Мечта маленького ослика» режиссера из Киева Михаила Яремчука (в театре уже несколько лет успешно идёт его спектакль «Подарок для папы». – Прим. авт.), – говорит начальник бутафорского цеха Татьяна Репина. – Основных персонажей сказки московская художница Ирина Хмарук сделала собственными руками, но работы хватает и бутафорам. Мы должны изготовить муравьёв, пчёлок, бабочек, деревья и цветы, фрукты, ягоды. А также многочисленные дубли кукол, число которых зависит от замыслов режиссера.

Надо пояснить, что в спектакле «Приключения Алисы в Стране чудес», например, около десяти дублей Алисы, то есть десять кукол в голубом платье с рыжими волосами. И так почти в каждом спектакле.

Новые персонажи рождаются в бутафорском цехе

Материалы, из которых делают кукол и различные бутафорские предметы, традиционны: дерево, поролон, пенопласт, синтепон, различные ткани. И, конечно же, классика жанра – папье-маше. Из новых материалов бутафоры назвали синтепух и пеноплекс. А также отметили, что сегодня появился более качественный клей и быстро сохнущие краски, что убыстряет процесс работы.

Когда детали куклы готовы, они попадают в руки механика, который «оживляет» куклу. Создание сложных костюмов доверяют только профессиональной швее, менее сложные – дело рук всё тех же бутафоров. А кукольные лица довольно часто расписывает сам художник-постановщик. В общей сложности над созданием кукольного мира отдельно взятого спектакля работают всего восемь человек.

Спектакль «Приключения Алисы в Стране чудес», где более 70 кукол, не считая декораций и прочего реквизита создавался полгода. А на спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда», получившего в 2012 году сразу две «Золотые маски», понадобилось девять месяцев.

– На одну куклу у бутафора уходит целая рабочая неделя, – продолжает Татьяна Репина. – А кукол в спектакле может быть 15, 36 и больше. Кроме того, надо ещё сшить костюмы для актеров, если они не прячутся за ширмы, а выходят на сцену вместе с куклами. Вот и считайте. Плюс декорации. На маленький спектакль уходит два месяца. Всё делается вручную, поэтому медленно. Например, каждая ягодка виноградной грозди обшивается тканью и только потом они соединяются в кисть винограда.

В костюмерной прохладно и тихо, здесь куклы отдыхают

Высокое качество – главный критерий работы бутафоров, поэтому, например, искусственный виноград должен казаться настоящим. Второй важный параметр – это прочность.

Профессии бутафора можно научиться только в театре, сегодня в стране нет училищ, которые выпускали в советские времена бутафоров.

– Я – выкормыш художника Елены Луценко, – смеётся Татьяна Репина. – Всему училась у неё. По профессии я художник-оформитель, но мечтала работать в кукольном театре. Пришла сюда в 23 года и научилась всему этому волшебству. С Еленой Луценко мы делали «Белоснежку и семь гномов», «Мёртвые души», «Аистёнка и Пугало», другие спектакли. А эти девочки, что сегодня работают в бутафорском цехе, – мои ученицы.

Не удивительно, что благодаря высокому качеству работы художников и бутафоров в театре сохранились куклы, которым 40 лет и более. И они в прекрасном состоянии. Их лица, наряды, грация – всё говорит о том, что это настоящие шедевры. Рассматривая выражения кукольных физиономий вблизи, вдруг понимаешь, что они похожи на нас. Мы не видим себя со стороны, не знаем, какими хитрыми, смешными, хмурыми и даже злыми бывают наши лица. Но это видят художники.

Много лет в Челябинском театре кукол живет кот Матроскин

– Всё так и есть, – согласилась завтруппой, заслуженный работник культуры РФ Людмила Псарёва. – Когда главным художником нашего театра была Елена Луценко, она не скрывала, что делает своих кукол с реальных людей. К примеру в спектакле «Карьера Артура Уи» каждая кукла была слеплена с конкретного человека. Там даже была кукла, похожая на Валерия Вольховского.

Особое искусство создания кукольных спектаклей пленило и нынешнего главного художника театра имени Валерия Вольховского Елену Хохлович. Ради этого год назад она ушла из Челябинского молодёжного театра, где проработала 11 лет.

– Весь мой опыт здесь обнулился, – улыбается Елена Хохлович. – Но я же сама этого хотела, потому что давно увлечена созданием авторской куклы. Правда, работа с куклой в театре – нечто иное. Я бы назвала это волшебством, ведь кукла здесь оживает, она может полететь, превратиться во что угодно... Художник должен выразить через куклу целую историю, множество характеров. А затем в маленьком пространстве должны слиться в единое целое актеры и куклы. В результате зритель порой совсем не замечает живых актеров, для него жизнь воплощена в куклах.

Елена Хохлович обнулила свой опыт ради кукол

И здесь надо сказать о том, что куклы бывают разными – тростевыми, штоковыми марионетками и марионетками на нитях. Марионетки – самые сложные и в изготовлении, и в управлении. По сути, высший пилотаж. Такая кукла управляется актером посредством многочисленных нитей, которые актер нанизывает на собственные пальцы.

– Самыми виртуозными считаются чешские кукольники, – говорит Татьяна Репина. – А кукла-марионетка – национальной куклой Чехии. Актер должен быть истинным виртуозом, если к каждому пальцу его рук крепится отдельная нить, ведущая к ручкам, ножкам, голове, глазам, ресницам, губам куклы. Чем виртуознее актёр, тем сложнее его кукла – он управляет даже мелкой моторикой. В этом заключается работа актёра-кукольника над образом.

Челябинский кукольный театр, завоевавший десятки призов на самых престижных фестивалях страны и мира, славился, да и теперь славится тем, что в его спектаклях довольно часто задействованы куклы разных систем. Всё это усложняет работу режиссёра, художника, актёров и бутафоров. Но работать в челябинском кукольном всегда считалось небывалым счастьем.

Здесь оставляют автографы фестивальные гости

– Мы приехали сюда с режиссёром Людвигом Устиновым из Тулы, – вспоминает Андрей Дрыгин. – Приехать в Челябинск – это было о-о-о! Знаменитая труппа! Легенда о театре в стране была о-го-го какая! И невозможно было отказаться от такого предложения, немыслимо!

Впервые актеры вышли на сцену из-за ширмы вместе с куклами в 1970-е годы, когда главным режиссёром был как раз Людвиг Устинов, а художником Леонид Рошко. А «золотым веком» театра считают эпоху главного режиссёра Валерия Вольховского (1977–1987 годы).

– Это была эпоха романтическая, когда мы жили мечтами и предполагали, что впереди так много необычного, – рассказала заслуженная артистка России Наталья Балдина. – Мы с головой были погружены в театр, потому что были молоды, не было ни семей, ни детей. И для Вольховского театр был самым главным, он здесь жил, мечтал. А мы собирались вокруг него. Других увлечений у нас не было. Тогда и возникли уральские кукольные фестивали, знаменитые на весь СССР. Приехать к нам считалось престижным. Здесь рождался другой театр – появился живой план, сочетание разных видов кукол, шли эксперименты. На постановки приезжали лучшие художники страны. Результатом стали такие спектакли как «Мёртвые души», «Соловей и император», «Соломенный жаворонок» и многие, многие другие.

– Мы и сегодня питаемся тем, что было заложено Валерием Вольховским, – поддерживает её Людмила Псарёва. – А потом в театр приехал генератор идей Михаил Хусид, и началась другая эпоха.

– Хусид был экспериментатором и даже авантюристом в хорошем смысле слова, – говорит его ученица, актриса Марианна Тарасова. – Его спектакли опережали даже сегодняшнее время. Они были авангардны во всем – и по смыслу, и по замыслу, и по форме. Он любил ставить спектакли для взрослых, выбирал очень интересный материал, приглашал великолепных художников, которые становились сотворцами – Юрия и Галину Соболевых, Бориса Понизовского, Игоря Русанова, Виктора Плотникова. И наши спектакли удивляли даже Европу.

Но главными зрителями Челябинского кукольного театра были и остаются дети – самая сложная публика. Она не будет аплодировать из вежливости и молчать, если не интересно. И здесь это знают. В кукольном никогда не скажут: «К нам приходили дети, они так орали, что у всех голова заболела». Все знают, чтобы избежать головной боли, надо сделать захватывающий, завораживающий спектакль.

В кукольном театре самый сложный зритель

«Приключения Алисы в Стране чудес», например, начинаются с эффектной картины – на сцене в камине горит настоящий огонь. Дети не знают, не догадываются, что он на экране самого обычного телевизора. Для них он – настоящий. Все замирают с открытыми ртами и наступает тишина! Вот такие волшебники работают в кукольном театре, которых сегодня можно и нужно поздравить с профессиональным праздником.

Челябинский государственный театр кукол – один из старейших в России. Образован драматическими актерами Павлом и Ниной Гаряновыми в начале 1930-х годов. Первой постановкой кукольного театра стал спектакль «Каштанка».

Вместе с Вольховским в челябинский театр пришла «большая» драматургия: Ж. Ануй, А. де Сент-Экзюпери, Б. Брехт, Н. В. Гоголь… Спектакли Валерия Вольховского «Соломенный жаворонок», «Процесс над Жанной д, Арк. Руан. 1431 год», «Маленький принц», «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть», «Мёртвые души», «Аистенок и Пугало» покорили зрителей как в стране, так и за рубежом. В 1985 году спектакли «Карьера Артуро Уи…», «Мертвые души», «Аистёнок и Пугало» принесли режиссёру Вольховскому, художнику Елене Луценко, актерам Виктору Голованову и Владиславу Чернявскому звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.

В 1987–89 годах главным режиссером театра был Михаил Хусид – мастер обострённой формы, осуществивший несколько интересных экспериментальных постановок: «Что было после спасения» (по рассказам Д. Сэлинджера и Р. Яна), «Я, Фауст…» и другие.

В 2006 году театру было присвоено имя Валерия Вольховского. В 2015 году Челябинский театр кукол отметил 80 лет со дня основания. В этом же году спектакль Александра Борока «Удивительные приключения кролика Эдварда» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», а театр – лауреатом Премии правительства РФ имени Федора Волкова за значительный вклад в развитие театрального искусства России. Сегодня театр внесен в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».

Светлана Симакова
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления