Город Станислав Юшкин, директор региональных проектов благотворительного фонда «Русфонд»: «Мы пока единственный фонд в стране, который гарантирует сбор средств на лечение ребенка»

Станислав Юшкин, директор региональных проектов благотворительного фонда «Русфонд»: «Мы пока единственный фонд в стране, который гарантирует сбор средств на лечение ребенка»

Сегодня «Русфонд», созданный 18 лет назад при газете «КоммерсантЪ», является одним из самых крупных и самых известных российских благотворительных фондов, оказывающих помощь тяжело больным детям. Многие знают о совместном проекте «Русфонда» и Первого канала «Добро 5541», в котором принимают участие более 12 миллионов человек. Этой весной фонд открыл свое представительство в Челябинске. А наш сайт стал одним из медиапартнеров «Русфонда». Почему столичный фонд принял решение идти в регионы, как завоевывалось доверие благотворителей, с какими проблемами обращаются в «Русфонд» россияне? Об этом и многом другом мы говорили с директором региональных проектов «Русфонда» Станиславом Юшкиным.

Читатели хотят помогать детям

– Мы стали 16-м регионом, где «Русфонд» открыл свое представительство. С чем связан ваш выход в регионы?

1 из 2

– С областной детской больницей, с кардиоцентром. Мы заинтересованы, чтобы в числе наших партнеров было больше региональных клиник. «Русфонд» подключается к решению проблемы, когда государственных средств на лечение ребенка с тем или иным диагнозом не хватает, или когда лечение не предусмотрено за счет средств государства. Мы обращаемся к благотворителям, находим нужные деньги, и они остаются в регионе, благодаря чему и региональные клиники развиваются.

– Все начиналось с инициативы газеты «КоммерсантЪ», но сегодня вы вполне самостоятельный всероссийский фонд?

– Да, и это была долгая работа. Фонд появился в 1996 году и сначала занимался всем, был даже не фондом, а отделом писем газеты «КоммерсантЪ». Хотя мы привыкли к тому, что отделы писем были в старых советских газетах, а в новых капиталистических их уже не было. Но поскольку в те годы в стране был кризис, наши читатели писали в «Ъ» о самых различных проблемах. Они считали, что газета капиталистическая, читают ее люди богатые, и они помогут. Инвалиды просили купить им домашние станки для работы, компьютер, кто-то просил денег на лечение, из Ставрополья даже как-то пришла просьба – купить стадо коров... Мы публиковали эти письма в газете, и читатели давали деньги.

– То есть спонсировали нуждающихся через газету?

– Да, время было лихое, деньги иногда привозили прямо в редакцию. И мы потом отчитывались перед донорами, как эти деньги были потрачены. С развитием капитализма проблемы со стадами коров и станками ушли, постепенно, опытным путем мы выяснили, что наши читатели хотят помогать детям. В конечном итоге было решено создать фонд помощи больным детям. Мы стали собирать деньги только на лечение детей и только под счет оплаты такого лечения от клиники или под счет от аптеки.

Есть гарантия, и есть доверие

– Как принимается решение о помощи тем, кто обратился в фонд?

– Выбор изначально был связан с принципом: на лечение каких заболеваний можно собрать деньги? Дело в том, что благотворители неохотно дают деньги на лечение хронических заболеваний. Но мы научились собирать деньги и на некоторые хронические болезни, например, ДЦП. В общей сложности «Русфонд» работает с 67 диагнозами, но основные – это врожденные пороки сердца, сколиоз, онкозаболевания, косолапость, ДЦП, эпилепсия, несовершенный остеогенез, диабет первого типа – мы собираем деньги на покупку инсулиновых помп и расходных материалов к ним. Есть диагнозы, которые собирают больше, чем нужно для оплаты счета. Излишки, если нет возражения доноров, переходят другому ребенку, для которого собрано недостаточно средств. Наш фонд пока единственный в стране, который гарантирует сбор средств на лечение ребенка. Если ребенок попал в публикацию в «Коммерсанте», на Первом канале или других СМИ, ставших партнерами фонда, а их сейчас более 60, то мы гарантируем, что за месяц соберем деньги, необходимые для лечения.

– Почему на сбор средств отводите месяц?

– Сроки возникли также из опыта работы. Дело в том, что публикация о детях, нуждающихся в помощи, в «Коммерсанте» выходила раз в месяц. Как известно, новость не может быть повторена дважды, поэтому через месяц мы делали публикацию в пользу другого ребенка. То есть за месяц должны были полностью собрать средства для первого. Это и стало отправной точкой, за месяц нужно собрать деньги и отчитаться, так как читатели хотят убедиться в том, что их деньги пошли на лечение ребенка.

– Часто можно слышать о том, что благотворители меньше доверяют фондам, охотнее дают деньги родителям. Сложно ли вам было завоевать доверие?

– Доверие зарабатывается годами и честной работой. Главную роль здесь играет, конечно же, отчетность. Если фонды отчитываются, и эти отчеты есть на сайте фондов, на сайте министерства юстиции, куда должна поступать отчетность, то у доноров появляется доверие. Сегодня мы не даем деньги родителям, средства перечисляются клинике, которая лечит ребенка. Сначала давали, но столкнулись с тем, что родители тратили деньги не по назначению. Не все могут преодолеть искушение, получив какую-то крупную сумму. И мы прекратили такую практику. Фонд оплачивает счет за лечение, который выставляет клиника. Здесь идет банковская отчетность, все прозрачно. Плюс по каждому ребенку мы отчитываемся и на сайте фонда, и в партнерских СМИ, в том числе и на телевидении. Люди видят, как работают их деньги.

Благотворительность входит в моду

– Количество сборов растет?

– В последние годы благотворительность в нашей стране стала популярной и даже модной. У нас количество собираемых средств ежегодно увеличивается на 25-30%. Как будет в 2015 году, пока непонятно, но показатели за январь-март не хуже, чем в 2014-м.

– Какая часть населения особенно активна в сфере благотворительности?

– Согласно мировой статистике, люди начинают жертвовать деньги на благотворительность после 35 лет. Но на своем примере мы видим, что это не так. У нас в числе благотворителей есть студенты и даже школьники. То есть возраст благотворителей меняется. Я бы даже сказал, что благотворительность в России стала модной. Молодые люди не только становятся волонтерами, но и жертвуют деньги.

– Но сегодня в нашей стране вновь экономический кризис.

– «Русфонд» к нему готовился и минимизировал проблемы. Последствия кризиса нам удается компенсировать за счет большого количества доноров. Мы не зависим от крупных жертвователей, которые сейчас уменьшили свои расходы на благотворительность.

1 из 2

Кстати, точнее всего можно оценивать эффективность работы фандрайзинговых (сборочных) фондов именно по объему сборов. Количество детей, получивших помощь, не может быть универсальным критерием, поскольку стоимость лечения разная и может отличаться в десятки и даже сотни раз. Например, лечение онкологических заболеваний за границей стоит несколько миллионов рублей, а кардиологические операции в РФ 100-400 тысяч. В 2014 году «Русфонд» собрал 1 миллиард 709 миллионов 445 214 рублей, на эти деньги помощь получили 2750 детей. Всего же за 18 лет работы фонда было собрано 185 миллионов долларов, помощь получили 11 315 детей.

– Количество обращений в фонд, вероятно, растет с каждым годом?

– Вы правы. Сегодня наш фонд уже самостоятельная структура, в нем работает 98 человек, и мы открываем представительства в регионах. При этом хочу подчеркнуть, расходы на содержание сотрудников фонда, на аренду помещения, на командировки, на различные программы составляют всего 6,5% от собранных средств, хотя закон позволяет тратить на административные расходы 20%. Мы сознательно снижаем расходы, поскольку ориентируемся на зарубежные стандарты. В США и Великобритании считается, что фонд заслуживает доверия, если его расходы на содержание находятся в пределах 8% от собранных средств.

– Пользуетесь опытом зарубежных фондов?

– В этой части – да. Что касается системы сбора средств, то в большинстве стран Евросоюза, в США, Японии публикации в СМИ делаются за деньги. Мы же работаем со СМИ на правах партнерства, это совместные проекты, в том числе и в регионах. Кроме того, самым эффективным у нас стал сбор средств с помощью СМС-пожертвований, а в зарубежных фондах этот способ стоит, говоря грубо, на десятом месте. У них самым эффективным приемом для сбора средств считается рассылка писем с просьбой помочь программам фонда. У нас же это вообще пока не развито. Так что впрямую что-то копировать нельзя, приходится придумывать свои ноу-хау, как, например, наша программа «Совместные дары». Суть программы в том, что какое-то предприятие или частное лицо жертвует часть суммы на лечение ребенка, а оставшуюся часть мы собираем с помощью публикаций. Первоначальная сумма увеличивает эффективность сборов, это стимулирует людей. Идея, кстати, возникла на фоне американского опыта – в «Нью-Йорк Таймс» уже 100 лет существует при газете фонд, похожий на наш. И там система совместных даров работает так: когда сотрудник газеты хочет пожертвовать в какой-то благотворительный фонд средства, то редакция утраивает взнос сотрудника, то есть добавляет к его сумме сумму втрое большую. У нас такое вряд ли возможно, поэтому мы придумали другой способ совместных даров.

Рейтинг регионов удивил

– Вернемся к вашим региональным программам. Когда приходите в регион, с чего начинаете работу?

– Сначала мы договариваемся с властями региона, поскольку клиники у нас государственные. Затем идем к врачам и спрашиваем, какие существуют проблемы, где ощутим дефицит бюджета, какое лечение не оплачивается государством... Работая с клиниками и областным минздравом, куда люди приходят за помощью, мы предлагаем отправлять всех, кому они помочь не могут, к нам. В самом начале сотрудничества с регионами важен поток больных, чтобы наши публикации в СМИ были регулярными – раз в месяц. Мы находим партнеров среди региональных СМИ. В Челябинске в их число вошел ваш сайт – 74.ru, а также ГТРК «Урал», газеты «Метро» и «Губерния». Постепенно появляется постоянная аудитория для работы, которая доверяет нам и готова жертвовать деньги на лечение детей.

– Если в регионе не получится собрать крупную сумму на лечение ребенка, что тогда?

– Тогда мы сделаем совместную публикацию – в региональных и федеральных СМИ. Таким образом, часть средств соберем в регионе, а часть – со всей России. Такая система как раз и гарантирует необходимые сборы. Кстати, в апреле прошлого года мы провели исследование благотворительности в регионах России, по итогам которого составили рейтинг. Картина получилась очень интересной. Опрошено было около 16,5 тысяч человек в 591 городе, почти во всех регионах. Вопросов было много, цель одна – узнать об отношении людей к участию в благотворительности. Могу сказать, что Челябинская область по результатам опроса заняла 24-е место. Чтобы было понятно, даю для сравнения – Москва на 31-м месте, Санкт-Петербург – на 47-м. Это рейтинг отношения людей к благотворительности, их готовность помогать. На первом месте оказался Дагестан. Казалось бы, можно предположить, что в основе родовые отношения, когда принято помогать близким. Но смотрите, что дальше: на втором месте Саратов, третье место у Башкирии, четвертое у Краснодарского края, Оренбург на пятом месте... То есть в десятку самых лояльных к благотворительности регионов вошли совершенно разные по традициям, культуре, национальному составу территории. Удивительный результат мы получили.

1 из 2

– И сегодня у самых отзывчивых южноуральцев есть возможность поработать с вашим фондом.

– Да, работа начинается. Поэтому хочу обратиться к людям – давайте попробуем работать вместе. Мы готовы также сотрудничать с фондами, которые работают в Челябинской области, на основе «Совместных даров». Мы уже так работаем в других регионах: местные фонды предоставляют часть необходимой для лечения ребенка суммы, а мы готовы собрать в несколько раз большую часть необходимых средств. Если надо везти ребенка в столицу или за границу, то местный фонд может, например, собрать деньги на дорогу, а мы – на лечение.

– Известно, что у вас есть крупные программы по созданию регистра доноров костного мозга.

– Совершенно верно. Все подробности об этой программе есть на нашем сайте. Смысл создания регистра доноров костного мозга заключается в том, что часто при онкологических заболеваниях крови трансплантация костного мозга является единственным способом спасения жизни ребенка. Поскольку в России нет единого национального регистра костного мозга, а есть отдельные региональные, в том числе и в Челябинске, мы помогаем врачам объединять усилия, призываем людей становиться донорами и собираем средства на оплату типирования крови и покупку оборудования. Есть, конечно, европейские регистры, но надеяться на них нельзя не только потому, что иностранный донор – это очень дорого. В России много уникальных национальных генотипов, которые не встречаются в других странах. Мы сами должны решить эту проблему. Приглашаем и челябинцев принять участие в этой программе.

– Недавно мы рассказывали на сайте о так называемых детях-бабочках, ваш фонд готов помогать малышам с таким сложным диагнозом?

– Что касается буллюзного эпидермолиза – детей-бабочек, то мы принимаем участие в создании специализированных центров в клиниках Санкт-Петербурга и Москвы для таких детей. Дело в том, что дети-бабочки, у которых сверхчувствительная кожа, требуют особого подхода при лечении сопутствующих болезней, а специалистов нет. Сегодня приходится отправлять таких детей за границу даже для лечения зубов, а это очень дорого. Мы помогли организовать обучение в Англии российских врачей разного профиля – от стоматолога до хирурга – для работы с детьми-бабочками. В ближайшее время они начнут работать в центре, организованном в ДГБ №1 в Петербурге. Аналогичный центр будет создан и в Москве.

В вашей области такие дети есть. Сейчас мы собираем статистику, и потому призываю всех, у кого есть потребность в таком особом лечении, обратиться в «Русфонд» и сообщить о себе. Наш фонд это лечение, естественно, будет оплачивать.

– Можно обращаться прямо на сайт нашего фонда?

– На сайте «Русфонда» есть вся информация: электронная почта, номера телефонов бесплатной линии. В ближайшее время на Rusfond.ru появится и страничка Челябинской области.

Фото: Фото Олега Каргаполова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления