RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

1 м/c,

ю-в.

750мм 81%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Мирослав Попович, профессор, вице-президент федерации бокса Сербии, член президиума World Boxing Council: «Сербы больше не хотят ни революции, ни войны»

Мирослав Попович, профессор, вице-президент федерации бокса Сербии, член президиума World Boxing Council: «Сербы больше не хотят ни революции, ни войны»

Одним из поводов для приезда в Челябинск известного в Европе и мире тренера по боксу, профессора, вице-президента федерации бокса Сербии (CISBB), члена президиума Всемирного совета бокса (WBC) Мирослава Поповича стал недавний поединок между чемпионом СНГ, челябинцем Артемом Вычкиным и чемпионом Средиземноморья по версии WBC Николой Секлочей. Почему ради этого поединка спортсмен из Черногории отказался ехать на Кубу и во Францию? Какое значение придается боксу в современной Сербии? Что значат для Сербии Россия и Европа? Готовы ли сербы продолжить борьбу за Косово? И был ли наш визави личным охранником президента Слободана Милошевича? О спорте и политике мы говорили с гостем нашей редакции Мирославом Поповичем.

Через Челябинск на Лондон

Кроме боксерского поединка есть и другие поводы для вашего визита в Челябинск?

– Как минимум два. И очень важных. Первый – я очень люблю Россию. Сербы всегда самыми главными героями нашей страны называют маршала Жукова и маршала Рокосовского, потому что они освобождали Белград и брали Берлин. Поверьте, это не дипломатия и не ради красного словца, это, действительно, так. Я сам много времени провел в Москве, потому что учился здесь на высших тренерских курсах. Люблю российских боксеров. Я всегда с большой радостью приезжаю в вашу страну, здесь у меня много друзей. А второй – мне очень хотелось побывать в Челябинске, потому что слышал много рассказов о вашем городе. В 90-х сербы и черногорцы здесь работали строителями. Среди них был мой друг, ныне также вице-президент федерации бокса Сербии, который пять лет жил в Челябинске, пока строили взлетно-посадочную полосу аэропорта и гостиницу «Виктория». Что касается боксерского поединка на ринге Челябинска, наш чемпион Никола Секлоча ради боя с вашим чемпионом Артемом Вычкиным отказался от соревнований на Кубе и в Марселе.

Чем так интересен турнир в Челябинске?

– Очень интересен. Никола сейчас занимает 18-е место среди боксеров своей весовой категории на мировом уровне. Я хочу, чтобы он боксировал с чемпионом мира англичанином Карлом Фрочем. Это станет возможным, если он победит российского боксера в Челябинске. Победа над Артемом Вычкиным позволит Николе переместиться на 15-е место в мировой таблице и тогда он сможет бороться за титул чемпиона мира в бою с английским спортсменом. (Ожидания Мирослава Поповича оправдались – после победы в Челябинске черногорец Никола Секлоча вошел в список 15-ти лучших боксеров и теперь может официально бросить вызов действующему чемпиону Карлу Фрочу – Прим. автора).

С кем из старых друзей хотели бы встретиться в этот приезд в Россию?

– С моим самым большим другом Эдмундом Липинским, который был когда-то вице-президентом Всемирного совета бокса. Но это уже невозможно, потому что он ушел в мир иной. А со всеми остальными российскими друзьями я довольно часто встречаюсь на соревнованиях, на различных симпозиумах. Вместе работаем, и есть возможность вместе отдохнуть, пообщаться. Можно выпить немного водки, а потом поговорить о будущем бокса и даже спеть вместе песню. Очень люблю старинную русскую песню о Стеньке Разине. (Напевает.) «Из-за острова на стрежень...» Красивая песня, сильная.

Амбассадор

Вы, как Никола Секлоча, тоже родились в Черногории?

– В старой ее столице, городе Цетине.

Почему начали заниматься именно боксом?

– (Смеется.) Когда был мальчишкой, любил драться. Я был, как это говорят, уличным пацаном. Однажды увидел боксерские бои, и это меня так потрясло! Поэтому, когда приехал в Белград, начал заниматься боксом. Сегодня могу сказать, что бокс дал мне все. Обо мне сейчас пишут книгу, она будет называться «Спасибо боксу». Потому что благодаря боксу я стал тренером, профессором, членом президиума самой известной мировой ассоциации по боксу WBC. Объехал весь мир, встречался с принцами, президентами, королями. С Хуаном Карлосом, например, Нельсоном Манделой. Бокс дал мне все! (Улыбается.) Правда, встречал на своем пути не только замечательных, но и плохих людей. Хорошо, что характер у меня легкий, плохих я скоро забываю, а добрых людей помню всегда. Что еще? За время спортивной карьеры заработал и потерял много денег...

«Потерял» относится к проигрышам на ринге?

(Смеется.) Не совсем. Я очень жизнь люблю: хорошие напитки, женщин, покер... Все это требует денег.

Поскольку речь зашла о деньгах, сегодня, как известно, спорт требует больших вложений. Кто субсидирует бокс в Сербии? Это деньги государства или средства частных инвесторов?

– Бизнесмены с большей охотой вкладывают деньги в те виды спорта, где они быстрее всего окупаются. К примеру, в футбол, баскетбол. Сербские команды очень сильны в этих видах спорта. Есть, конечно, люди, которые готовы финансировать бокс, но таких значительно меньше. Сегодня государство вкладывает хорошие средства в развитие нашего спорта. Ситуация переменилась в лучшую сторону, потому что страна видит: спорт становится сербским продуктом номер один. Это амбассадор Сербии. И надо стимулировать людей к занятию спортом. Наше министерство физкультуры и спорта не только финансирует строительство спортивных площадок, спортивные школы, но также дает хорошие премии спортсменам за олимпийские награды, за медали на чемпионатах мира и Европы. Если спортсмен имеет такие медали, то он, выходя на заслуженный отдых, получает помимо обычной пенсии еще и специальную – от министерства спорта. То же самое относится к тренерам таких спортсменов.

То есть лучшие спортсмены и тренеры страны получают две пенсии?

– Да, спортивная пенсия считается национальной. У меня сейчас две пенсии – обычная (за сорокалетний педагогический стаж) и пенсия национального признания в спорте. Причем вторая пенсия в четыре раза больше первой, которая за сорок лет работы, за профессорский стаж.

Два в одном

Где вы преподавали?

– В спортивной академии Белграда. Сорок лет работал тренером и преподавал. Был национальным тренером сборной Сербии по боксу, главным тренером нашей сборной на двух олимпийских играх – в 80-м году в Москве, где мой спортсмен Слободан Качар завоевал золото в полутяжелом весе, и в 1988 году на олимпиаде в Сеуле, там мой боксер получил бронзовую медаль. В моей спортивной судьбе – три чемпионата мира, девять чемпионатов Европы, игры Средиземноморья и Балканских стран. Я горжусь тем, что был главным тренером сборной Европы по боксу во время чемпионатов Европа–США и Европа–Болгария.

Вы сказали, что окончили высшие тренерские курсы в Москве. Где еще пришлось учиться и когда состоялась защита докторской диссертации?

– Я окончил докторантуру в Софийской академии спорта. Там защищал докторскую. А перед этим были высшие тренерские курсы в Колорадо-Спрингс (США) и в Москве. Это очень значимый опыт для тренера, потому что я могу сравнить два различных стиля в боксе – московский и американский.

Какому из них отдаете предпочтение?

– Русский бокс более интеллигентный, чистый, умный. Американский – ближе к уличной борьбе. Я стремлюсь соединить два этих стиля, тогда можно точно реагировать на ситуацию на ринге.

Есть у вас любимые ученики и боксеры вообще?

– Есть два любимца в мире бокса – Мохаммед Али и Майк Тайсон, первый – носитель русского стиля в боксе, другой – чистый американец. Один – очень техничен, другой обладает мощным ударом. Среди профессионалов мой любимец Юрий Арбачаков, который 17 раз защищал титул чемпиона, а также Вячеслав Лемешев. Хвалить своих учеников, выделять кого-то из них не хочу, (Смеется.) это не педагогично. У меня очень много учеников, и все сами знают и чувствуют свои таланты, силы, способности.

Обычно родители не желают своей судьбы и своей профессии собственным детям. Вы с ними согласны?

– Не совсем. Дело в том, что у меня сын и дочь. Сын Лука тоже занимается боксом и является секретарем федерации бокса Сербии. Кроме того, у него есть бизнес – бокс-кафе. А дочь Лена окончила университет, факультет экономики, и сегодня работает экономистом в мэрии Белграда. Ее я никогда бы не отдал в боксерскую школу. (Смеется.) Как и внучку Анжелу. А вот внук Андрей, конечно, будет заниматься спортом, чтобы стать сильным, самостоятельным. В моей семье все гармонично сложилось. Иногда меня спрашивают журналисты, почему сын работает вместе со мной. «Потому, – отвечаю, – что я ему доверяю, как самому себе». И очень неплохо, что в нашей семье есть свой экономист.

Мы устали воевать

Правда ли, что вы были личным охранником Слободана Милошевича в годы его президентства?

– Охранником? (Улыбается.) Нет. Я возглавлял комиссию по контролю за выборами, а также выступал представителем кандидата в сенаторы. Это так. К сожалению, последние выборы были проиграны, такова жизнь.

Сильно ли было противостояние сербов, когда президент Милошевич и его правительство вынуждены были уйти в отставку?

– Противостояния быть не могло. Народ, возможно, не был тогда всецело против Милошевича, но уж точно был единодушно настроен против кризиса, в котором находилась тогда экономика страны. Время показало, что ситуация в Сербии с того момента, как Милошевич ушел в отставку, изменилась в лучшую сторону. В последние годы его правления жизнь в стране была такой тяжелой, что трудно передать. Яркий пример – инфляция была настолько сильной, что деньги обесценивались не то что каждый день, но каждый час, я бы сказал. Сейчас ситуация стабилизируется, сегодняшний кризис – намного легче, чем тот, который страна переживала во времена Милошевича. Потому что люди сегодня могут зарабатывать деньги, могут в поисках работы отправиться в Европу, с которой у нас безвизовый режим. Стабилизировалась и политическая ситуация. При Милошевиче вражда разделяла партию СПС (Социалистическая партия Сербии), которую возглавлял Слободан Милошевич, и демократическую партию, во главе которой тогда стоял Зоран Джинджич. Сейчас отношения между этими партиями дружеские. Демократическую партию возглавляет теперь президент Борис Тадич, а СПС – Ивица Датич, который является вице-премьером страны, министром внутренних дел. Это друг мой.

Сегодня в стране очевидны разногласия – вступать или не вступать в НАТО?

– Большинство сербов против, потому что еще совсем недавно самолеты НАТО бомбили Белград. Было бы противоестественным вступление нашей страны в эту организацию. Известные люди страны – писатели, художники, музыканты – сегодня подписали обращение к президенту Сербии, в котором выступают против вступления страны в НАТО. И я считаю, президент высказал мудрую мысль: провести референдум, чтобы весь народ высказался за или против НАТО.

Уже известны сроки референдума?

– Пока нет. Если бы его провели сейчас, то народ однозначно высказался бы против вступления в альянс. Сербы выступают за вступление в Евросоюз, но НАТО они не приемлют. К тому же мы не хотим ссориться с Россией. Вступление в НАТО, думаю, нас поссорит. И если будет принято такое решение, я не поддержу его. В вопросе вступления в альянс я стопроцентный противник. Но в Евросоюзе достаточно стран, которые не входят в НАТО, и их к этому никто не принуждает. Думаю, это правильная позиция и для Сербии.

Но вы не против вхождения в Евросоюз?

– Здесь лежат экономические интересы нашей страны, мы не сможем выжить без Евросоюза. Сегодня главной продукцией Сербии являются экологически чистые продукты питания, что очень ценится на европейском рынке. И только это позволит стране жить и развиваться, это будущее Сербии. Мы не продаем самолеты, потому что не строим их, не можем продавать машины, потому что мы их тоже не создаем. А вот наши овощи и фрукты имеют очень высокое качество и конкурентоспособны на европейском рынке. И еще наша прекрасная минеральная вода, а также виноградное вино. Другим источником дохода Сербии является туризм, люди приезжают лечиться на наши минеральные источники, на горячие воды, в наши бани. Горнолыжные курорты у нас тоже очень развиты.

Лет пять назад наши артисты ездили в Сербию и рассказывали, что Белград еще не полностью восстановлен после бомбежек. Сегодня картина изменилась?

– До сих пор не восстановлены два объекта – полиция Белграда и здание генерального военного штаба. Все остальное восстановлено: жилые здания, гостиницы. Очень много построено нового жилья и прекрасных отелей, создана новая инфраструктура. Все это было сделано благодаря большим европейским инвестициям в экономику страны. Наши новые президент и премьер-министр сегодня проводят верную политику в этом отношении. В Сербии налаживается нормальная жизнь.

Существует в стране оппозиция нынешней власти?

– Она есть, но не настроена на революцию. Все хотят конструктивизма в отношениях.

Можно ли сказать, что сербы смирились с ситуацией, когда Косово перестало быть частью Сербии?

– Сербы больше не хотят войны, хватит войны, мы налаживаем нормальную жизнь. Но Косово всегда останется в сердце Сербии. Если вспомнить историю, много лет Косово было под гнетом Турции, но пришло время и край был возвращен в состав Сербии. Сегодня там развернуты военные базы НАТО, мир признал Косово независимым государством. Кто знает, возможно, пройдет какое-то время и ситуация снова переменится? Но воевать мы не будем, это точно. Мы будем бороться за Косово дипломатическим путем.

Можно сказать, что сегодня сербам ближе Европа нежели Россия?

– Любовь сербов к России сложилась исторически, ее время исчисляется веками. Здесь нет никакой политики. Обычные сербы по-прежнему считают русских братьями. Есть такая черногорская байка: нас с русскими триста миллионов, а без русских полмиллиона. О нынешней ситуации я бы так сказал: Россия для нас – это сердце, а Европа —– это карман. (Смеется.)

Судя по тому, сколько сил вы отдаете работе, вам совершенно некогда отдыхать?

– К счастью, я из тех людей, которые не устают жить. Вот разговариваю сейчас с вами и отдыхаю.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео Андрея ВИННИКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления