Город Оперный тупик

Оперный тупик

Короткое затишье в Челябинском театре оперы и балета нарушено очередным скандалом. На общем собрании коллектива 12 марта председатель профкома Владимир Колесов высказал недоверие директору театра Владимиру Досаеву, назвав в связи с этим целый ряд причин. Чуть ранее о своем уходе заявили художественный руководитель и главный дирижер Антон Гришанин, отказался от продления контракта и главный режиссер Андрей Сергеев. Почему челябинская опера снова зашла в тупик, разбирался корреспондент Chelyabinsk.ru.

«Уход из театра Антона Гришанина и Андрея Сергеева не мог оставить равнодушными профсоюзный комитет и весь коллектив, – сказал на собрании председатель профсоюзного комитета Челябинского театра оперы и балета Владимир Колесов. – Причиной стало бесцеремонное вмешательство в творческий процесс директора театра Владимира Досаева. Мы знаем, что Антон Гришанин принимал порой неверные решения, ссорился с людьми, но он талантливый музыкант, и нельзя разбрасываться талантами. Поэтому считаем, что нужно вернуть Гришанина и Сергеева. Иначе театр будет превращен в самодеятельный клуб с песнями и плясками арендаторов».

Оперный театр живет в состоянии войны уже два десятка лет. Были забастовки, суды, заявления в прокуратуру, открытые письма, наконец, премьера под звуки рояля. Недоверие коллектива высказывалось как минимум трем директорам, которые работали до Владимира Досаева, а также творческим руководителям. Кстати, конфликтовал коллектив и с Антоном Гришаниным, когда его слово было решающим не только в сфере творческих задач, но и финансовых.

Вряд ли такое допустят власти региона. Однако больших сожалений по поводу ухода из театра Антона Гришанина министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин не высказал.

«Заявление об уходе Антон Евгеньевич, действительно, написал, правда, без даты, – прокомментировал ситуацию Бетехтин. – Но я также знаю, что с 1 января этого года по 6 марта он был в театре 18 рабочих дней, а отсутствовал 33. То есть в Москве у него есть работа, там семья. Если он хочет уйти в столичный театр, то пожалуйста. Но нельзя так прощаться с театром, который тоже многое сделал для него».

Яблоком раздора между художественным руководством театра и дирекцией называется опера «Орфей и Эвридика», которая стояла в плане и даже называлась в числе премьер нынешнего сезона на пресс-конференции по случаю его открытия.

Долгое время не было в театре главного режиссера. Но впервые он остался еще и без главного дирижера, причем, талантливого. С приходом Антона Гришанина о Челябинском театре оперы и балета «вспомнили» в столице: дважды его оперы становились участниками «Золотой маски», а балет удостаивался госпремии. По итогам прошлого года опера «Жизнь за царя» попала в рейтинг газеты «Музыкальное обозрение» и была названа лучшим спектаклем сезона.

По словам Владимира Досаева, Гришаниным и Сергеевым было предложено две версии спектакля: «Первая обошлась бы дороже, но она мне больше понравилась. И я имел право высказать свои сомнения по поводу другой. Кроме того, было заявлено, что работу над премьерой следует начать в марте, а выпустить спектакль 16 мая. Возможно, творческие коллективы успели бы все сделать в эти сроки, но я уверен, что постановочной части в столь короткий срок не уложиться».

Однако, по мнению главного режиссера челябинской оперы Андрея Сергеева, причина конфликта намного глубже: «Я считаю, что музыкальным театром может руководить только музыкант. В театре было двоевластие и это постепенно переросло в конфликт. Работать стало невозможно. Антон Гришанин часто уезжал на постановки в другие театры, но это говорит лишь о том, что он востребованный музыкант. Однако в театре он выполнял все свои обязанности и отвечал за все свои действия. Но рабочее расписание, составленное Гришаниным, постоянно нарушалось. В ответ директор театра и руководитель оперной труппы составляли свое расписание. Эту ситуацию нельзя трактовать иначе, как намерение выжить из театра художественного руководителя. А «Орфея и Эвридику» мы выпустили бы в срок, но натолкнулись на непонимание директора».

Любовная опера разбилась о театральный конфликт. Но на повестке собрания главным вопросом значилось подписание коллективного трудового договора между работниками театра, работодателем и профсоюзом, которое тоже зашло в тупик.

«Руководители театра дали понять, что они не хотят подписывать коллективный договор в том виде, в котором он представлен профкомом, – сказал в своем докладе председатель профкома Владимир Колесов. – Подписание договора работодателем срывается с августа 2011 года, так как руководители театра согласны принять только те пункты договора, которые выгодны работодателю. Разногласий по коллективному трудовому договору больше, чем согласованных пунктов этого договора. Поскольку переговоры по поводу трудового договора могут затянуться надолго, профком решил выдвинуть требования в адрес дирекции театра, которые касаются зарплаты, выполнения трудового законодательства и отчетности работодателя перед трудовым коллективом о расходовании средств в части дополнительных доходов театра».

По оценке Владимира Колесова, средняя зарплата в оперном театре сегодня ниже, чем средняя зарплата по Челябинской области, и руководством театра ничего не сделано для увеличения оплаты труда работников, хотя в 2012 году заработная плата должна была вырасти на 6,1%.

«По поводу коллективного договора профсоюзный комитет ни разу не обращался в министерство, – прокомментировал «зарплатную» часть доклада Алексей Бетехтин. – Считаю, что те требования, которые выдвигаются профсоюзным комитетом, можно рассмотреть. Для меня новость, что работники театра получили по три тысячи рублей за полтора месяца работы. Такого быть не может, в министерстве есть все данные по заработной плате. Средства, которые выделяются министерством культуры, министерством финансов – целевые, их нельзя потратить ни на что, кроме заработной платы. Повышение небольшое – 6% – и конечно эти средства идут на оплату труда. Другое дело, что артисты не у станка стоят восемь часов в день, кто-то занят больше, кто-то меньше, от этого зависит их зарплата».

По мнению Алексея Бетехтина, профком нагнетает в театре нервозную атмосферу: «Сегодня я попросил встретиться с профкомом оперного театра своего заместителя, чтобы понять позицию профсоюзных лидеров, их требования, услышать приводимые ими цифры и все обсудить. Но, как вы слышали, Владимир Колесов заявил, что его «вызывали на ковер». Не «на ковер» они были приглашены, а для диалога. Безусловно, атмосфера в театре напряженная, скажется это и на рабочем процессе.

Не впервые возникают в этом театре конфликты профкома с руководством театра. Но сегодня мы вдруг услышали, как хорошо профкому работалось с директором театра Севериновым. Уже забыли, что тогда в театре забастовки шли одна за другой».

Обвинений в адрес нынешнего директора театра было высказано достаточно. Его упрекали не только в снижении зарплаты, преследовании неугодных людей, но даже проведении ремонта, который показался многим неоправданно дорогим. И мало кто слушал отчет Владимира Досаева о расходовании средств из театральной казны на зарплату, ремонт, налоги…

Судя по бурным аплодисментам, участники собрания одобрили предложение Владимира Колесова высказать недоверие директору театра. До голосования дело пока не дошло, так как не было кворума: из 450 работников театра на собрании присутствовало только 150.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления