Город Дети-присяжные: первая «Ласточка»

Дети-присяжные: первая «Ласточка»

Могут ли студенты и школьники разобраться в хитросплетениях уголовного дела, вынести справедливый приговор и при этом соблюсти все нормы права? 3 октября в стенах Челябинского областного суда прошел экспериментальный «Урок правосудия», в рамках которого под руководством действующего судьи учащиеся попробовали свои силы в одном из самых сложных вариантов судопроизводства – суде присяжных заседателей. Подробности – в материале Chelyabinsk.ru.

Встать, урок идет!

Конечно, перед собравшимися зрителями была лишь имитация судебного процесса, уже в четвертый раз апробирующаяся в российских судах. Эксперимент «Урок правосудия» был организован по инициативе члена Общественной палаты РФ Дениса Дворникова и уже успешно состоялся в Волгограде, Самаре и Иваново. Причем, по словам Дениса Дворникова, в Волгограде и Самаре местным «присяжным на час» была предложена та же легенда, разбираться с которой 3 октября пришлось челябинцам – угон прогулочного теплохода группой выпускников местной школы. Вот только, с учетом отсутствия судоходной Волги, виртуальный теплоход в южноуральских реалиях пришлось пустить плавать по Тургояку, а подсудимых поименовать вчерашними одиннадцатиклассниками из Миасса.

«Ни одна лекция не дает такого погружения в профессию, как «Урок правосудия», – считает доцент кафедры уголовного права Уральского филиала Российской академии права Наталья Борохова. – Ведь здесь учащиеся не просто наблюдают за процессом, а сами участвуют в нем. Роли сторон защиты и обвинения, свидетелей и самих подсудимых сыграли наши студенты. Все они, как и в настоящем процессе, работали отдельно друг от друга, пересекались лишь по необходимости – и сегодня «гособвинители» не знают, как собираются выстраивать линию защиты адвокаты четырех подсудимых. Что касается присяжных заседателей, то ими стали ученики правовых классов гимназии №23 и десятиклассники из Челябинского областного лицея-интерната для одаренных учащихся».

Чтобы войти в число членов коллегии присяжных заседателей, школьникам, по информации пресс-службы областного суда, пришлось выдержать настоящий конкурс. Сторонам защиты и обвинения было предоставлено право задавать вопросы кандидатам. На основе ответов стороны представили председательствующему судье письменные ходатайства об отводах. Вопросы задавались нешуточные, например: «Кто бы из вас сообщил в полицию о том, что ваш друг совершил преступление?», «Кто способен солгать, чтобы избежать наказания?». Отступление от процессуальных требований, конечно же, все-таки было: во второй части встречи школьники сами задавали судье Римме Черновой и сотруднику канцелярии суда присяжных вопросы о форме предстоящего им процесса. Еще одним «нарушением» стало то, что суд присяжных вообще-то рассматривает только дела, находящиеся в компетенции самого облсуда, а угон транспорта, пусть даже экзотического для Южного Урала «прогулочного теплохода «Ласточка», в эту категорию не входит. Конечно, будущим акулам юриспруденции хотелось бы попробовать свои силы в судебных баталиях, посвященных убийству, но правила строги: из-за возраста учащихся дела «с элементами насилия» им не предлагались.

«Главная роль сегодня – не у организаторов, а у участников нашего процесса, – заявил, открывая экспериментальное заседание, Денис Дворников. – Очень трудно найти способ передать от старшего поколения молодым принципы, на которых основано правосудие. Такой вот урок «с погружением» должен в этом помочь всем будущим юристам, ведь он и проходит без всякой вызывающей у молодежи скуку назидательности. Вы сами заинтересованы в исходе, а тут вдобавок интересное дело – есть и накал страстей, и интрига.

Угоню за любовь!

Интрига, вкратце, такова: 25 мая этого года выпускной класс миасской школы собрался провести праздник, посвященный последнему звонку, на борту теплохода «Ласточка» посреди Тургояка. Праздник длился до полуночи, затем все разошлись, судно пришвартовали... А в два часа ночи полиция получила сигнал, что теплоход исчез! Патрульный катер обнаружил его через 25 минут, а на борту были два парня и две девушки из гулявшего класса. Сторона обвинения настаивала, что имел место угон судна по предварительному сговору, а вот защитники утверждали, что сговора не было. Более того, один из подсудимых, Сергей Полозов (имена и фамилии студентов-«подсудимых», конечно, изменены) взял всю вину на себя: мол, он один угнал теплоход, а одноклассники тут ни при чем. Словом, на взгляд дилетанта, главная интрига заключалась в том, удастся ли обвинителям доказать наличие умысла – или по этапу отправится лишь один из четырех.

Понятно, что без практического опыта «актеры» то и дело попадали впросак, не соблюдая привычные опытным юристам требования судопроизводства (очень, кстати, ритуализированное дело!), и судье Римме Черновой приходилось их поправлять. Однако дело двигалось. Начался допрос свидетелей – с соблюдением всех формальностей, вплоть до дачи свидетельской подписки и объяснения прав. «Классная руководительница» и «одноклассница» чуть прояснили неясную для зрителей картину: как выяснилось, двое подсудимых, Николай Воронов и Альбина Карапетова, давно гуляют вместе и считаются парой. А вот взявший всю вину на себя Сергей Полозов давным-давно был влюблен в собственную одноклассницу Анну Свиридову, но взаимности не находил. Может потому что не решался признаться в своих чувствах. Выводы защиты были таковы: Полозов, раз уж признается, угнал теплоход, чтобы произвести впечатление на возлюбленную, их друзья, Воронов и Карапетова, оказались на борту случайно (в поисках уединения). Показания двух задержавших мореплавателей полицейских (тоже студентов) свет на картину не пролили, хотя и добавили прокурорам и адвокатам аргументов. Мол, в рубке был один Полозов, рядом с рубкой, снаружи, стояла Свиридова, а «сладкая парочка» вообще отыскалась на нижней палубе. Сопротивления никто не оказывал, но главный угонщик был сильно взволнован, а его несчастливая любовь спросила у «стражей порядка»: «Что так долго?» Между собой подсудимые на патрульном катере не общались, а после, при их допросе, утверждали, что появление Воронова и Карапетовой вообще для остальных стало сюрпризом.

Еще больше запутал дело свидетель – бывший и якобы уволенный «капитан» злосчастной «Ласточки». Кстати, хочется отметить актерское мастерство этого студента – так изобразить бывалого «озерного волка», чья карьера пошла под откос из-за взбалмошных «подростков», дано не каждому. Капитан показал, что пропажу судна обнаружил он – якобы живет рядом с пристанью. И утверждал, что отдать швартовы – толстые канаты, привязывавшие теплоход к суше – дело для двух крепких мужчин, а никак не для одного выпускника школы.

Со слов самих подсудимых и их адвокатов дело обстояло так: на празднике все четверо не общались. Коля с Альбиной уединились, Аня все время танцевала, а Сергей с горя разговорился с капитаном, который и показал пареньку общую схему управления судном в рубке. Сергей, чтобы объясниться с Аней, попросил передать ей просьбу «поговорить» через «сладкую парочку». После окончания праздника Николай и Альбина задержались на пристани, чтобы решить, куда податься «для продолжения банкета». А вот Сергей, разговаривая с Аней, услышал, что у нее якобы есть парень, способный на серьезный поступок – и, чтобы доказать, что тоже «могёт», пообещал показать ей кое-что на судне, Аня (девушка тоже замечательная актриса – так сыграть самовлюбленную «блонду»!) от любопытства согласилась, а Коля с Альбиной проникли незамеченными на полюбившуюся во время праздника скамейку на нижней палубе. Затем Сергей один в порыве чувств отдал швартовы, запустил теплоход – и умчал всех в дали Тургояка.

У обвинения возникли сомнения в силе несчастного влюбленного. Затем – в том, что у четырех человек не оказалось средств связи: Альбина была без телефона, у Ани и Коли мобильники сели, ну а Сергей стоял у штурвала и не возвращаться не собирался. И вообще, разве не Аня Свиридова сподвигла одноклассника на сомнительный подвиг? Сговор!

В прениях сторон защита упирала на романтику – ночь, взрослая жизнь впереди, неудивительно, что все четверо особо не задумывались о последствиях, залезая на чужое судно. Сергей, по мнению адвокатов, действовал спонтанно, да вдобавок раскаялся – отчего за поступки вчерашнего мальчика должен отвечать мужчина? (Ага, за прошедшие полгода «школьник» даже бороду успел отпустить. – Прим. автора.) Аня вообще оказалась «жертвой красоты и любопытства», а двое других были слишком заняты друг другом. Несмотря на призывы судьи «не шить к делу эмоции», адвокаты все-таки то и дело скатывались на романтику. Да и сами подсудимые в последнем слове давили на жалость... и валили все на уже признавшегося Сергея. Вот такой ворох проблем предстояло решить школьникам-присяжным, удалившимся для обсуждения вердикта...

Облсуд: «Приходите к нам еще!»

«Все ребята молодцы! – резюмировала судья Римма Чернова во время перерыва. – Надеюсь снова увидеть всех студентов-юристов в нашем здании в роли защитников и обвинителей. Понятно, что сегодня у нас была «легкая» версия суда присяжных – с соблюдением всех формальностей, подробными речами и изучением доказательств разбирательство заняло бы как минимум несколько дней. Тем не менее все действовали достаточно уверенно!»

Римма Чернова позволила себе спрогнозировать вердикт присяжных: Полозова признают виновным, но заслуживающим снисхождения, ветреной Анне могут тоже впаять срок, а влюбленных, скорее всего, отпустят с миром.

Почти так и оказалось: Сергея признали виновным единогласно, но и снисхождение «даровали». Вину Анны сочли недоказанной 10 присяжных, в невиновности Карапетовой и Воронова никто не усомнился. В итоге обвинение в сговоре отпало само собой, троих подсудимых полностью обелили, а прячущая улыбку судья вскоре огласила приговор: за угон судна Полозову назначить четыре года лишения свободы. Но – условно. И еще раз, уже публично, Римма Виленовна высоко оценила юридический потенциал всех вместе – и студентов, и школьников-присяжных.

«Урок правосудия» состоялся, и юные челябинцы доказали, что вполне могут справиться с судопроизводством. Кстати, им это, вполне вероятно, предстоит еще не раз: сотрудникам областного суда развернувшееся действо тоже, похоже, пришлось по вкусу. А Наталья Борохова так и заявила, что надо бы в академии права в Челябинске ставить подобные испытания на поток, конечно, с приглашением квалифицированных профи для контроля. Так что кто знает: может, через несколько лет у нас появятся юристы, имеющие право заявить: да я в процессах участвую с детства!

P.S. «Урок правосудия» по легенде «Ласточки» до Челябинска обкатывался в Волгограде и Самаре. Если челябинцы приняли «компромиссное» решение, осудив лишь одного из четверых, то самарские несовершеннолетние присяжные оправдали всю компанию. А вот волгоградцы признали виновными всех. Конечно, в этих городах действие происходило не на Тургояке, а на оживленной даже ночью Волге, где теплоход под управлением подростка мог натворить немало бед.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления