Город Трагедия под стрелой

Трагедия под стрелой

Истекли первые сутки с момента разыгравшейся в Троицке трагедии: около 19 часов 18 июня на стройплощадке котельно-турбинного цеха нового энергоблока Троицкой ГРЭС рухнувший подъемный кран собрал десяток жертв. Четверо погибли...

Истекли первые сутки с момента разыгравшейся в Троицке трагедии: около 19 часов 18 июня на стройплощадке котельно-турбинного цеха нового энергоблока Троицкой ГРЭС рухнувший подъемный кран собрал десяток жертв. Четверо погибли на месте, еще один скончался в больнице. Щекотливость ситуации усугубляется тем, что все пострадавшие на земле Южного Урала – граждане КНР. О подробностях ЧП и первых версиях случившегося – в материале Chelyabinsk.ru.

Граждане КНР в количестве добрых полутора тысяч оказались в Челябинской области неслучайно: руководством ОГК-2 еще в прошлом году было принято решение о строительстве на Троицкой ГРЭС нового энергоблока. Генеральным подрядчиком было выбрано ООО «Кварц – новые технологии». Генподрядчик выбрал исполнителей из Китая – Третью инженерную компанию «Теплоэнергостроймонтаж» из провинции Хэйлунцзян. Выбор, в принципе, обоснованный: на счету Третьей инженерной работы на 17 электростанциях в разных странах мира, претензий к их качеству пока не возникало. Гарантируя это качество, китайцы даже ставили заказчикам условие: монтаж своей техники выполняем сами! Вот и на стройплощадке в Троицке российскую сторону представляли разве что несколько технических специалистов-наблюдателей. Которые и должны были контролировать работы вплоть до момента сдачи «под ключ». Как выяснилось, и на профи бывает проруха.

Вечером 18 июня (согласно информации ГУ МЧС по Челябинской области – около 19 часов, по докладам сотрудников самой электростанции в трудинспекцию – в 17:45) стреловой рельсовый кран СКР-3500 производства Зуевского энергомеханического завода (то есть техника украинская, когда-то закупленная китайцами и привезенная в Троицк) покачнулся и рухнул, не успев даже приступить к работе: трагедия произошла как раз во время монтажа последних узлов махины. Очевидцы происшествия утверждают: стрела падающего гиганта грузоподъемностью порядка ста тонн рухнула как раз на группу специалистов, занятых наладкой пульта управления краном. Попутно махина раздавила «братьев меньших» – автокран и кран на гусеничном ходу. Стрела рухнула в одну сторону, а в другую – многотонные противовесы. С места трагедии вывезли 10 пострадавших. Четверо погибли на месте. Пятый позже скончался в больнице. По ошибке в число погибших записали было и шестого, но еще утром главный врач Центральной районной больницы Троицка и Троицкого района Ольга Белова опровергла информацию о смерти 20-летнего сварщика, поступившего в числе пострадавших после ЧП на площадке ГРЭС.

В 1978 г. на Зуевском энергомеханическом заводе начат выпуск стрелового рельсового крана СКР-3500 грузоподъемностью 100 т и высотой подъема 95 м. Позже были созданы его модификации: СКР-3500ЭП1 грузоподъемностью 95 т; СКР-3500ЭМ грузоподъемностью 100 т и СКР-3500АЭС грузоподъемностью 160 т.
Для кранов СКР-3500 предусмотрен вариант ходовой части с высоким порталом, который позволяет пропускать под краном железнодорожный состав и производить складирование конструкций.

«Дело в том, что у него была длительная остановка сердечной деятельности, но реаниматологи, выражаясь обывательским языком, завели его, – объяснила Ольга Белова. – Сейчас с многочисленными переломами черепа он находится в реанимации в крайне тяжелом, нестабильном состоянии. В таком же критическом состоянии еще один пострадавший».

По словам Ольги Беловой, еще трое пострадавших находятся в травматологическом отделении. У всех граждан КНР, на которых рухнул башенный кран, множественные переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы. На настоящий момент число рабочих, погибших при падении крана на стройплощадке нового энергоблока, остается прежним – пять человек. Еще пятеро находятся в больнице. По состоянию на 17 часов 19 июня эту информацию подтвердили и в пресс-службе трудовой инспекции по Челябинской области.

В генеральном консульстве КНР в Екатеринбурге о трагедии были уже осведомлены. От имени генконсула Юаня Хэнгэ один из сотрудников представительства Китая на Урале заверил корреспондента Chelyabinsk.ru, что китайская сторона примет самое живое участие в судьбе искалеченных соотечественников. О трагедии в Екатеринбурге узнали в тот же вечер, но выяснение причин ЧП дипломаты мудро оставляют на совести «местных компетентных органов».

У органов, то есть у следственного управления СК РФ по Челябинской области, таковые версии имеются. Какая из них окажется истинной, покажет долгое и вдумчивое исследование всех обстоятельств, в том числе и экспертиза, проведенная представителями Ростехнадзора. Однако не исключено, что вечером 18 июня «сыграло» сразу несколько факторов.

По словам руководителя регионального следственного управления СК РФ Павла Чеурина, сейчас расследование ведется по трем основным направлениям. Версия первая – нарушение порядка проведения работ по монтажу башенного крана СКР-3500. Вторая – производственный брак при изготовлении злополучного гиганта. Третья – нарушение порядка проведения работ и технических условий при укладке рельсовых путей для движения крана. В подтверждение последнему можно опять-таки привести свидетельства очевидцев, утверждающих, что один из рельсов просто лопнул при первом же отклонении башни крана. Кроме того, рассматривается вопрос компетентности осуществлявшей контроль за соблюдением технических условий и качеством работ специализированной стройорганизации из Кургана, с которой заказчики энергоблока заключали договор на данный вид услуг.

Со следователями предварительно согласны и в инспекции труда.

«Весь день 19 числа на месте трагедии работала межведомственная комиссия под руководством специалистов Ростехнадзора, – рассказала пресс-секретарь Челябинской областной трудинспекции Ирина Адлер. – Предстоит еще многое выяснить, но на данный момент выводы однозначны: на стройплощадке имело место нарушение техники безопасности при монтаже оборудования. Во-первых, при монтаже оборудования на высоте, во-вторых, было выявлено несоответствие ряду технических условий при укладке рельсов, по которым должен был перемещаться кран. Не исключен и чистый брак каких-то деталей подъемной техники».

Кстати, пожелавшие остаться неизвестными сотрудники самой Троицкой ГРЭС подчеркивают: китайские техспециалисты работали вполне грамотно, а рабочих трудно было заподозрить в разгильдяйстве. Если верить «гласу народа», то все дело – в неисправных многотонных железках. Но нельзя забывать и о том, что каэнэровские правила безопасности труда в разы «мягче» российских, то есть жизнь рабочего, по мнению специалистов трудинспекции, в Китае стоит гораздо меньше. Как заключает Ирина Адлер, при подведении итогов данного дела вполне возможна юридическая коллизия: китайские рабочие, работавшие по китайским правилам под руководством китайских же инженеров пострадали на российской земле, где действуют российские нормы той же техники безопасности труда. По каким законам определять виновность и назначать ответственных за ЧП?

Как бы то ни было, на сегодня пять пострадавших китайских специалистов лежат в Троицкой больнице. Еще пятеро – в морге. Предвосхищая комментарии читателей, заверим: по данным трудинспекции, все пострадавшие въехали на территорию России совершенно легально, гастарбайтеров среди них нет. Работы по возведению нового энергоблока, разумеется, будут продолжены. А пока продолжается разбор созданных рухнувшим краном завалов. И члены межведомственной комиссии заранее опасаются: под отвалившимися многотонными противовесами могут оказаться еще пострадавшие.

Фото: Фото предоставлено пресс-центром ГУ МЧС России по Челябинской области, видео предоставлено ООО «Спецзаказ», монтаж Марины МАНАЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления