Город Мадонна Рафаэля: вход свободный

Мадонна Рафаэля: вход свободный

У челябинцев есть возможность своими глазами увидеть творение великого Рафаэля. 15 февраля в Зале искусств ЮУрГУ для посетителей открылась выставка «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила». В наш город картина «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо», прин

У челябинцев есть возможность своими глазами увидеть творение великого Рафаэля. 15 февраля в Зале искусств ЮУрГУ для посетителей открылась выставка «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила». В наш город картина «Святое семейство» или «Мадонна дель Пополо», принадлежащая по предположению специалистов кисти великого мастера эпохи Возрождения, итальянца Рафаэля Санти из Урбино, прибыла впервые.

В экспозицию выставки в Южно-Уральском университете также включены копия с «Мадонны дель Грандука» Рафаэля 1506 года, исполненная французским художником Руйллоном, и «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» итальянского художника Дж. Ч. Прокаччини (1574–1625). Увидеть ее смогут все желающие, вход свободный. На первом этаже главного корпуса университета есть подробное расписание работы выставки до конца марта.

История Мадонны Рафаэля из Нижнего Тагила напоминает детективную новеллу. Она была найдена на чердаке бывшего барского особняка в Нижнем Тагиле, куда попала, вероятно, в смутные времена революций. Пальмовая доска, служившая основой для картины, была разломлена почти пополам: на одной части угадывался лик Мадонны, вторая – с изображением Иосифа – представляла собой совершенно темное пятно. По вороту платья Мадонны была обнаружена надпись золотом «RAPHAEL. RBINAS. PINGEBAT. MDIX.» («Рафаэль из Урбино, писавший в 1509 году»).

В Нижний Тагил был приглашен известный живописец, искусствовед и реставратор, академик Игорь Грабарь. Он вспоминал впоследствии: «Когда в холодную дождливую ночь я ехал… с Тагильского вокзала в город, проклиная это вынужденное и явно нелепое путешествие, у меня не было никаких иллюзий насчет предстоявшего мне на утро посещения местного музея, где находился новоявленный «Рафаэль»...

Однако, как рассказала на открытии выставки в Челябинске директор Нижнетагильского музея Марина Агеева, войдя в музей, ученый обнаружил мраморный бюст Демидова работы знаменитого Антонио Кановы, великолепный портрет Авроры Шернваль кисти великого Карла Брюллова, полотна старых итальянских мастеров... Все это некогда принадлежало семье Демидовых, все они были страстными коллекционерами.

А затем он увидел Мадонну. Вот как описывал эту картину Рафаэля в XVI веке в своих «Жизнеописаниях» первый биограф мастера Джорджо Вазари: «... картина… изображающая Богоматерь с новорожденным младенцем Иисусом Христом, на которого она накидывает покрывало и который исполнен такой красоты, что, судя по выражению лица и всего тела, это воистину сын Божий. Но не менее прекрасны голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость...».

Картина была отправлена в Москву, в реставрационные мастерские. Восстанавливала ее целая бригада специалистов под руководством академика Грабаря. Впоследствии он написал книгу, посвященную «Мадонне Рафаэля из Нижнего Тагила», по которой можно проследить размышления искусствоведа и реставратора о подлинности творения.

Он пишет о том, что реставраций картины было несколько. Одна из них, предположительно, относится к началу XVII века, другая – к концу XVIII, а может, и к началу XIX века.

Кроме того, в первоначальной живописи обнаружились пентименти – авторские поправки и изменения. Такого не мог сделать копиист. Далее, подпись, выполненная золотом по вороту платья Мадонны, лежит непосредственно на изначальной живописи, спаяна с ней. Было проведено кропотливое исследование эволюции подписи Рафаэля по неопровержимо установленным подлинникам: когда и как мастер подписывал свои произведения.

Оказалось, что стиль начертания букв соответствует времени и манере мастера. И даже место, где нанесена надпись, является излюбленным для Рафаэля, на многих его картинах она идет по оборке платья мадонны.

Кроме того, Игорь Грабарь пришел к выводу, что дата «1509» не только «не противоречит данным жизни и творчества Рафаэля около этого года, но, наоборот, приобретает сугубую убедительность».

Однако, как истинный ученый, академик Игорь Грабарь не утверждал, но предполагал, что «Мадонна из Нижнего Тагила» может быть той самой картиной «Святое семейство», которая была написана Рафаэлем в 1509 году в Риме.

После сложнейшей реставрации в мастерских Москвы она попала в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, хотя Игорь Грабарь считал, что картина должна вернуться в Нижний Тагил. Затем «Мадонну дель Пополо» передали в коллекцию Свердловской картинной галереи по настоятельной просьбе уральцев. Но тагильчане были этим очень возмущены и собрали множество подписей под обращением к министру культуры РФ Мелентьеву. А он был тагильчанином. Так «Мадонна дель Пополо» вернулась «домой».

Сегодня все музеи России готовы с радостью принять «Мадонну Рафаэля из Нижнего Тагила», чтобы показать ценителям искусства. И тагильчане время от времени вывозят шедевр на гастроли. В Челябинск она приехала впервые, и для этого был специально подготовлен Зал искусств Южно-Уральского университета.

Как «Мадонна дель Пополо» попала в коллекцию уральских богачей Демидовых, сегодня неизвестно. Все они увлекались коллекционированием. Однако искусствовед и директор Нижнетагильского музея Марина Агеева предполагает, что ее купил Николай Никитич Демидов, который был российским посланником во Флоренции, почти всю жизнь провел в Италии, но завещал себя похоронить в Нижнем Тагиле. Вместе с его телом на Урал прибыла и часть его огромной коллекции живописи и скульптуры.

В 2009 году Нижнетагильский музей изобразительных искусств отметил 500-летие «Мадонны дель Пополо» и переиздал редкую ныне книгу-исследование Игоря Эммануиловича Грабаря о сокровище, которое ныне хранится в нижнетагильской коллекции.

Три Мадонны из Нижнего Тагила в Зале искусств ЮУрГУ будут находиться до конца марта.

Посещение выставки во все дни недели с 10:00 до 16:00, кроме воскресенья, включает экскурсию, которую будут проводить студенты кафедры искусствоведения и культурологии в рамках прохождения учебной практики, а также просмотр фильма «Рафаэль – живописец Мадонн».

Фото: Фото Катерины ПУСТЫННИКОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления