Город Чебаркульский полигон: да придет «Разрушитель»

Чебаркульский полигон: да придет «Разрушитель»

Стартовавшая 20 января новая военная программа по уничтожению боеприпасов с истекшим сроком годности уже взбудоражила южноуральцев. И не только жителей Чебаркульского района, где рвут старые снаряды, но и челябинцев. На прошедшем 27 января брифинге по рез

Стартовавшая 20 января новая военная программа по уничтожению боеприпасов с истекшим сроком годности уже взбудоражила южноуральцев. И не только жителей Чебаркульского района, где рвут старые снаряды, но и челябинцев. На прошедшем 27 января брифинге по результатам заседания областной комиссии по чрезвычайным ситуациям военные уверяли, что буквально со дня на день взрывы на полигоне перестанут тревожить гражданское население – едет, мол, техническая чудо-новинка для «мягкой» ликвидации армейских запасов под названием «Разрушитель». А граждане и власти между тем понемногу приходят к мысли завалить Минобороны судебными исками о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

Взрыв по методике

Как сообщил сегодня на брифинге начальник чебаркульского гарнизона, полковник Сергей Комбаров, работа по уничтожению снарядов третьей категории (реактивные, танковые снаряды, артиллерийские ствольные, минометные), произведенных в 60-х годах прошлого века, проводится в соответствии со всеми рекомендациями, которые были даны ранее. Планируется, что ликвидация продлится до 25 ноября 2012 года, а это означает, что каждые сутки специальные бригады будут взрывать около 150 тонн просроченного оружия.

«В конце месяца гражданская организация, которая владеет «Разрушителем», прибудет к нам на полигон, и тогда все волнения местного населения прекратятся, – уверяет Сергей Комбаров. – «Разрушитель» позволяет в несколько раз снизить мощность ударной волны, шумовые эффекты и целесообразнее использовать металл, который остается после ликвидации боеприпасов. Мы начали взрывать реактивные снаряды, которые дают больший эффект из-за погодных условий, – температура ниже 25 градусов, высокое атмосферное давление. Мы не нарушаем норм закладки. Из-за смены погоды сегодня никто ничего не слышит, а завтра слышат все, хотя ни нормы, ни методика не нарушаются».

Между тем местные жители уже жалуются не просто на неудобства, а на материальный ущерб от взрывов. По словам главного жилищного инспектора Челябинской области Сергея Нажипова, в основном пострадали дома пожилых людей, ветеранов: разрушены печи, дымоходы, фундаменты, вылетели стекла.

По словам министра экологической и радиационной безопасности региона Александра Галичина, есть жалобы от жителей Челябинска, Миасса и даже Златоуста. «27 января на заседании комиссии по ЧС мы рекомендовали военным соблюдать технологию утилизации, которая была выработана ранее», – уточнил министр.

Не остались в стороне от очередного сейсмоскандала жители Челябинска: с началом взрывных работ в горадминистрацию поступило 38 жалоб. Как сообщил начальник управления по ГО и ЧС Челябинска Александр Попатенко, большинство жалобщиков проживает на верхних этажах высоток на северо-западе. В частности, из Калининского района поступило 24 обращения, ни одного – из Металлургического. «Горадминистрацией принято решение подать иски в суд, – уточняет Александр Попатенко. – В 2011 году были большие объемы взрываемых боеприпасов, чем в этом. К тому же в 2012-м военные обещают выполнять рекомендации. Но понятно, что любое колебание несет чувство угрозы».

Шумел снаряд, и стены гнулись...

Пока в Челябинске общались чиновники и военные, уполномоченный по правам человека области Алексей Севастьянов с группой журналистов побывал в самом страдающем от армейской программы Чебаркульском районе. Жители сел Непряхино и Нижние Караси поделились с омбудсменом и прессой наболевшим: свежепотрескавшейся штукатуркой, рассказами о дрожащих стенах и пляшущих потолках и впечатлениями от ночного «концерта» в полночь 20 января. В селах и так живут не сказать чтоб богато, так что лишние сюрпризы со стороны недалекого полигона не улучшают настроения чебаркульцам.

«Снаряды на полигоне взрывают с 2010 года, – рассказывает жительница села Непряхино Ольга Широковских. – Картина всегда одна и та же – трясущиеся стены, трещины, потолок так просто плавает. В прошлом году мы сделали в доме ремонт, закрыли все образовавшиеся «взрывные» недуги. 20 января стало ясно, что наши труды пошли насмарку: судите сами, все стены дали трещины!».

Семья Лупановых живет в этом же доме, больше напоминающем древний барак. Четверо детей, за последние месяцы привыкшие к тишине, 20 января очень испугались. Вздрагивают от недалекой канонады и сейчас: не привыкли за неделю. Глава семейства Андрей Лупанов разводит руками: все бы ничего, понимаем, что живем у полигона, но зачем же в полночь-то подрывать? Недельной давности «ночной концерт», когда первую в этом году партию боеприпасов военные подорвали с армейской точностью, ровно в полночь 20 января, до сих пор не сходит с уст. «За дом страшновато становится», – признаются жители многоквартирного барака из Непряхино.

Когда-то в этом бараке была школа, в которой учился еще дед Ольги Широковских. А старику нынче исполнилось бы 90 лет! Так что «дрожь земли» зданию-ветерану не идет на пользу. Но приятного мало и для владельца другого, не столь древнего дома в Непряхино пенсионера Сергея Назарова. Помимо стандартного уже для Чебаркульского района набора из потрескавшихся стен и примотанных проволокой к косякам дверей у Назарова, в прошлом инженера-конструктора второй категории, свое мнение о происходящем. Пенсионеру обидно за державу, упускающую немалые средства. О «Разрушителе» старик не слышал, но думает примерно в том же направлении.

«Да дайте вы техзадание тому же КБ имени Макеева! – горячится Сергей Владимирович. – Они за неделю сварганят конвейерный утилизатор для любого типа боеприпасов. Без всяких взрывов, шума, недовольства населения и разбазаривания взрывчатки и металла! От взрывов ведь страдаем не только мы, бедняки – есть и «новые русские», понастроившие коттеджей в Непряхино, у нас ведь как-никак курортная зона. А из-за вибраций почвы у них во дворах пообрывало насосы из артезианских скважин (Факт, подтвержденный в отделе ГО и ЧС администрации Чебаркульского района. – Прим. автора)! На улице мороз, земля твердая, так что дрожь после взрыва передается в ней намного лучше, чем прошлым летом. А вместо того, чтобы по-умному утилизировать дорогостоящие снаряды и использовать их компоненты, военные просто поднимают все на воздух».

На предложение Назарова Алексей Севастьянов припомнил, что еще осенью 2010 года, когда руководство Центрального военного округа пыталось наладить диалог с администрацией Челябинска и правительством области (столицу Южного Урала полтора года назад тоже начало изрядно потряхивать), директор копейского завода «Пластмасс» Вячеслав Шестопалов предлагал безвозмездно взять на себя утилизацию боеприпасов. Тогда это предложение осталось без ответа. Когда омбудсмен попытался перевести разговор с полигона на бытовые проблемы и спросил о газификации, Сергей Назаров только махнул рукой. «Как-то нет у меня доверия к газу, – заметил старик. – При такой дрожи земли газопровод запросто лопнет и будет у нас взрыв прямо в доме!»

В селе Нижние Караси, с окраины которого видно пресловутый Чебаркульский общевойсковой полигон, дела обстоят еще веселее, чем в Непряхино. От дома Владимира Рязанова до площадки подрыва по прямой – около трех километров. Так что, помимо всех неприятных эффектов, вызванных вибрацией почвы, местным жителям приходится во время работы инженерных подразделений в буквальном смысле хвататься за голову, а то воздушной волной шапки срывает. Как утверждает сам Владимир Петрович, прошлым летом во время уничтожения боеприпасов воздушные толчки ощущались буквально всей кожей, а одежда, как от сильного ветра, вздувалась пузырями.

«Стоишь на земле – взрывы особо не чувствуются, – объясняет житель Нижних Карасей. – Но вот чинил недавно что-то на крыше бани и испугался всерьез – даже на маленькой высоте ощущаешь, как раскачивается опора».

Подводя итоги поездки, Алексей Севастьянов посоветовал местному депутату Ольге Матвеевой готовить от всех считающих себя пострадавшими коллективный иск. Неясна пока ситуация с Челябинском, но омбудсмен, общаясь с журналистами, припомнил и прорванную на этой неделе на «северке» областного центра водопроводную трубу: не сломало ли ее из-за «дрожи земли»? В любом случае с «Разрушителем» военным определенно стоит поторопиться: пока гражданские соседи полигона еще с пониманием относятся к уничтожению снарядов. «Надо значит надо, только давайте помягче, что ли», – как выразилась жительница Непряхино Татьяна Сыса. Но ведь любое терпение заканчивается.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления