RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

745мм 66%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Религия Сад Победы окрестили по-евангельски

Сад Победы окрестили по-евангельски

В Челябинске произошел очередной обмен колкостями на религиозной почве: миссионерский отдел епархии Русской православной церкви распространил в СМИ информацию о проведении в Саду Победы Христианского фестиваля Евангельской...

В Челябинске произошел очередной обмен колкостями на религиозной почве: миссионерский отдел епархии Русской православной церкви распространил в СМИ информацию о проведении в Саду Победы Христианского фестиваля Евангельской культуры. РПЦ, впрочем, не пыталась рекламировать это мероприятие – напротив, православные миссионеры официально заявили, что не имеют к фестивалю никакого отношения и предостерегли всех горожан: будьте бдительны и не ходите на служения в «евангелизационную палатку».

Организаторы фестиваля, впрочем, и не скрывались. Возле большого бело-желтого полосатого шатра в Саду Победы стоит заметный баннер, на котором указано, кто здесь обосновался: нести светлое и доброе в массы затеял совет евангельских церквей Челябинска, то есть представители конфессии, часто называемой «пятидесятниками». Фестиваль возник не на пустом месте, а оформлен по всем правилам. Пятидесятники обратились к городской администрации и получили добро.

«А почему мы должны были им отказать? – рассуждает начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями челябинской мэрии Валентина Кибизова. – Федеральный закон гласит, что любой человек или организация имеют право подавать заявления о массовых мероприятиях. Мы удовлетворили заявку, выделили место в Саду Победы, на этом участие администрации в фестивале завершено».

Возмущение православной епархии вызвал как раз тот факт, что кто-то из участников фестиваля заявлял, что мероприятие проходит при поддержке светских властей. Однако в РПЦ обеспокоены не столько призрачным альянсом между евангельскими христианами и чиновниками: так, заместитель начальника миссионерского отдела епархии Константин Путник утверждает, что после служений пятидесятников у присутствовавших на них людей отмечаются психические расстройства. Вдобавок в один из дней на фестивале побывала даже группа детей из школьного лагеря. То есть автоматически возникает вопрос, а не очередная ли тоталитарная секта обосновалась в Саду Победы?

«Мы не секта, мы – христиане веры Евангельской, – заявил в телефонном разговоре корреспонденту Chelyabinsk.ru председатель совета евангельских церквей столицы Южного Урала Александр Пащенко. – Нельзя путать нас с мормонами или свидетелями Иеговы*: в отличие от них мы верим в Триединого Бога, в то, что Иисус Христос – наш Спаситель. В одиночку какая-то из наших церквей (всего их в Челябинске семь) не смогла бы организовать такое масштабное действо. А вместе мы справились. Что касается посещения нашего шатра детьми, то да, в один из дней в Саду Победы была на прогулке группа из школьного лагеря. Они играли, отдыхали на площадке рядом с фестивалем. Но специально мы никого к себе не заманивали!»

Своих планов христиане веры евангельской не скрывают: заявить о себе, рассказать о своей вере и, понятно, привлечь народ. По закону претензий к ним быть не может. Однако нельзя не отметить: многие челябинцы, присутствовавшие, например, на проповеди пастора Александра из церкви «Краеугольный камень» вечером 16 августа, похоже, не очень-то и разбирались в конфессиональных тонкостях – пятидесятники, православные...

«А какая разница? – даже удивился житель Тракторозаводского района Сергей. – Христиане и есть христиане, Новый Завет – он и в Африке Новый Завет. Зато концерт неплохой, да и ведущий правильные вещи говорит!»

«Ведущий», то есть пастор Александр для привыкших к православным службам и священникам выглядит странно: о его сане внутри евангельской церкви напоминает только томик Библии в руках. И говорит он, пожалуй, действительно интересные и правильные вещи: о взаимной любви, о борьбе с грехом. После проповеди долго общается с заинтересовавшимися, молится вместе с одной из женщин о том, чтобы находящийся здесь же и нетвердо держащийся на ногах супруг бросил выпивать. Вроде бы в самом деле на зловещих сектантов пятидесятники не похожи. Но, если честно, автора всегда настораживало подчеркнутое дружелюбие и стремление пригласить на очередную встречу верующих любой конфессии. «Давайте помолимся!» – «Так я вроде православный...» – «Да ничего страшного!»

«Мы призываем челябинцев – особенно тех, которые крещены во Христа, – проявить осторожность и бдительность», – говорится в обращении к челябинцам миссионерского отдела епархии РПЦ. Может быть, православные священники просто обеспокоены возможным успехом конкурентов?

«Русская православная церковь ни с кем не конкурирует, – отвергает это предположение Константин Путник. – Тут не о конкуренции речь, а о настоящей духовной войне! Любая нетрадиционная конфессия интересуется в первую очередь властью, причем не только над членами своей организации, а над всем обществом в целом. Пятидесятники – не исключение, достаточно вспомнить об их участии в «оранжевой революции» на Украине!»

Кстати, сами пятидесятники себя «нетрадиционными» вовсе не считают: в Челябинске евангельские церкви существуют не первый год, пастор Александр, например, живет на Южном Урале с 2003 года, и уверен, что ничем таким уж экзотическим не занимается – просто помогает людям.

Отметим, что 17 августа в Челябинске прошел круглый стол, посвященный проблемам сектантства на Южном Урале. Основной темой обсуждения была инициатива администрации Озерского городского округа об ограничении деятельности в ЗАТО свидетелей Иеговы. Но о евангельском фестивале там тоже вспомнили. По мнению преподавателя курса «Современные нетрадиционные религии» ЧелГУ Людмилы Евдокимовой, большинство сект и религиозных течений, появившихся в ХХ веке, – результат общественного протеста против кризиса западной культуры. В Россию многочисленные «белые братья», неоязычники и другие самые разнообразные проповедники «понаехали» после распада СССР и принятия весьма либерального закона о свободе вероисповедания.

Пятидесятничество – одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX в. в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. Revival – «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII в. среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и др. стран и в развившемся в рамках последнего «Движении Святости» (англ. Holiness Movement).
Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».
На территории России предпочитают называться Христианами Веры Евангельской, в настоящий момент это название является самоопределением данной конфессии. В Челябинской области по численности значительно уступают православным и мусульманам, но входят в первую шестерку конфессий наряду со свидетелями Иеговы, баптистами, евангельскими христианами, адвентистами Седьмого дня.

«Ситуация и со свидетелями Иеговы в Озерске, и с евангельскими христианами в челябинском парке отражает сложившуюся сегодня в России законодательную ситуацию, – рассказал начальник управления по взаимодействию с общественными и религиозными организациями правительства Челябинской области Илья Аносов. – Действительно, первый вариант закона о свободе вероисповедания был очень и очень либерален. Второй, принятый в 1997 году, был более жестким.

Но все прошедшие 14 лет мировое сообщество нам навязывает принятую в США систему государственно-конфессиональных отношений. При этом оставляется без внимания тот факт, что в США изначально не было какой-то основной религии, а в России есть традиционные конфессии – православие и ислам, пусть они оказались разобщены и обескровлены десятилетиями научного атеизма.

Хлынувшие же из-за границы миссионеры располагали мощными экономическими и политическими ресурсами. Сегодня Запад всячески защищает свои «филиалы», работающие в России, пользуясь тем, что у нас светское государство и демократическое общество. Кстати, в США в 1998 году был принят закон о международной религиозной свободе, согласно которому Америка возложила на себя обязанности мирового уполномоченного по правам религиозных организаций. То есть США следят, не нарушаются ли – с их точки зрения – чьи-нибудь права. Те государства, которые, опять же, по их мнению, не выполняют свои обязанности, получают экономические санкции.

Кстати, Челябинская область в отчеты этого уполномоченного по религиозной свободе попадала не раз, когда на Южном Урале отказывались регистрировать организации мормонов и свидетелей Иеговы. Так что по-настоящему решить проблему взаимодействий различных конфессий и определить, кто есть кто, можно только с помощью мощной законодательной инициативы, причем исходящей снизу, от членов общества, а не депутатов. Тогда не придется больше гадать, куда отнести тех или иных проповедников».

Как бы то ни было, перед законом организаторы фестиваля в Саду Победы чисты. Как объяснила начальник отдела по делам некоммерческих организаций управления министерства юстиции РФ по Челябинской области Евгения Шангина, даже проверка деятельности семи церквей вряд ли что-то даст: все они зарегистрированы как самостоятельные юридические лица и, как и большинство нетрадиционных конфессий, очень внимательно относятся к своей документации и соблюдению буквы закона. Так что остается только посоветовать читателям выбирать самостоятельно – евангелизационная палатка, православная церковь или даже мусульманская мечеть.

* Запрещена в РФ

Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления