Федеральное законодательство подкинуло челябинским частным перевозчикам передышку длиной в полтора месяца. Этим не замедлил воспользоваться для поиска консенсуса с предпринимателями новый начальник городского управления транспорта Камил Маматказин, который 28 апреля встретился с руководителями компаний-перевозчиков. Напомним, с начала мая в Челябинске должны были стартовать конкурсы на обслуживание новых маршрутов пассажирского автотранспорта, схему которых разработали специалисты городской администрации. Новая схема и прилагаемые к ней требования вызвали множество споров в среде частных пассажироперевозчиков.
Конкурсы на обеспечение маршрутных внутримуниципальных перевозок были объявлены мэрией еще в марте. Однако в связи с выходом обновленного федерального закона «О транспортной безопасности» сами тендеры перенесены на 45 суток. Это время Камил Маматказин предложил потратить на поиски компромисса с маршрутчиками, в большинстве своем недовольными грядущими переменами. На встрече с руководителями компаний-перевозчиков начальник управления транспорта предложил им несколько нововведений.
«Мы проанализировали предложенную городской администрацией схему движения пассажирского транспорта, – объяснил Камил Каримович собравшимся бизнесменам. – На мой взгляд, в серьезной доработке нуждается примерно 20% маршрутов. Остальные могут иметь своих сторонников и противников, но в целом это реально работающие варианты. В совершенствовании же схемы понадобится ваша помощь».
Перевозчикам по сути предложили вариант, отсутствием которого они так возмущались в открытом письме на имя губернатора Челябинской области 12 апреля: поиск компромиссного, устраивающего и администрацию, и их самих решения. На встрече собралось больше 30 бизнесменов. Посовещавшись, они выбрали своих «народных депутатов». С сегодняшнего же дня над оптимизацией схемы вместе со специалистами управления транспорта начали работать 19 маршрутчиков. Поначалу собирались выбрать всего десяток представителей, в крайнем случае – дюжину («по числу апостолов», как выразился предприниматель Магомед Мамакурбанов). Но в рабочую группу постарались включить и сторонников новшеств, и ярых противников, и умеренных «либералов».
Претензий к новшествам у частников накопилось множество. В двухнедельной давности письме к губернатору они упирали на возможные социальные и даже политические проблемы: «...Может, и будут разгружены центральные магистрали, но какой ценой? Пассажирам придется делать одну или две пересадки, что приведет к существенному удорожанию проезда. А поскольку около 70% пассажироперевозок приходится на маршрутное такси, другой альтернативы проезда на общественном транспорте не будет, так как муниципальный транспорт не имеет вместимости и маршрутов, покрывающих все потребности пассажиров. Существенно увеличится время, которое люди тратят на дорогу к месту работы и обратно, что однозначно отразится на лояльности горожан к власти».
Маматказину задавали более насущные для малого бизнеса вопросы. Например, усомнились в целесообразности вообще хоть какого-то диалога с властями: мол, был Черных, побудет Камил Каримович, потом опять назначат кого-то еще, и новая метла опять заметет по-новому. На это глава транспортного управления только пожал плечами: договоры с частниками предполагается подписывать на пять лет, что само по себе, по мнению чиновника, достаточная гарантия стабильности в отрасли.
Кроме того, большинство маршрутчиков придерживаются мнения, что надо бы все-таки по максимуму оставить старые порядки. «Ликвидировать неиспользуемые до сих пор маршруты – они все равно и не очень востребованы пассажирами, и невыгодны экономически», – заявил директор ООО «Пегас» Алексей Глинских. Его коллега Мамакурбанов предложил еще более конкретный вариант: по примеру Москвы оставить старую схему, но по новым планам нагрузить перевозчиков «по полной». То есть обязать их поскорее обновить автопарк (в основном перейти с морально и физически устаревших «Газелей» на «Форды» и прочие иномарки, в идеале – автобусы, а не «пассажирские легковушки»). Ну и добиться от государства (читай городских властей) компенсации за перевоз льготников. Последнее предложение, впрочем, Камил Маматказин технично отверг, с калькулятором в руках доказав перевозчикам, что вся армия льготников, разбитая на дни и число маршруток в Челябинске, обойдется не так уж дорого: в каждом из почти двух тысяч маршрутных такси в среднем, по словам Камила Каримовича, ездит по 1,3 льготника в день. Не так уж много, чтобы влезать в новый конфликт с властями.
Еще один камень преткновения – невозможность, согласно новой схеме, добраться без пересадок из пункта А в пункт Б. Неудобство пассажиров напрямую ударит по самим перевозчикам. В ответ управление транспорта предложило ввод так называемых «билетов одного дня»: весь пассажирский транспорт будут оборудовать специальными терминалами (частников – за собственный счет), а пассажирам будет предложено, купив один билет, пользоваться им в течение определенного срока, от четырех часов и до нормального, как у нынешних проездных, месяца, во всех нужных троллейбусах и маршрутках. «Поскольку и частники, и муниципалы будут объединены в одну систему, препятствий к этому я не вижу», – отметил Камил Маматказин.
Жесткая установка на обновление автопарка также смущала многих. В самом деле, за автобус сегодня придется отдать два, а то и больше миллиона рублей! И здесь опять ответ был успокоительным: те, у кого с машинами все в порядке – техосмотр, текущий ремонт, наличие гаража, техперсонала и прочего, – могут не беспокоиться, исправные машины в утиль сдавать не заставят.
Вообще вся встреча была сплошным поиском компромисса. Те же терминалы перевозчикам предложили опробовать, взяв на себя обслуживание садовых маршрутов: на выделенные для этого машины мэрия поставит свои приборы, кроме того, разумеется, частникам будут компенсировать проезд многочисленных на «огородных направлениях» льготников. Но горячего желания помочь челябинцам с натуральным хозяйством прямо на встрече никто не выразил.
Итог таков: выбранная рабочая группа уже 28 апреля начала работу над «схемой преткновения». Предполагается, что автобусные маршруты разобьют на группы и в обсуждении будут принимать участие заинтересованные в конкретных пунктах перевозчики. Таким образом, на сотню маршрутов потребуется около десятка заседаний, за «упавшие» вместе с федеральным законом 45 дней вполне можно уложиться. А затем маршрутчикам предложено организовать ассоциацию, чтобы и в дальнейшем спорные вопросы с городскими властями решать не поодиночке и не в режиме скандала, а организованно и заранее доводя до мэрии свою предпринимательскую точку зрения.
Первоначальный вариант новой схемы маршрутов пассажирского транспорта можно посмотреть здесь.