Город Прямой эфир в детдом

Прямой эфир в детдом

В Челябинской области 14-летняя девочка, выступившая по телевидению против закрытия школы в поселке Усть-Курышка Ашинского района, оказалась в детдоме. Как сообщил 24 марта уполномоченный по правам человека...

В Челябинской области 14-летняя девочка, выступившая по телевидению против закрытия школы в поселке Усть-Курышка Ашинского района, оказалась в детдоме. Как сообщил 24 марта уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов, глава района Виктор Чистяков подписал постановление об отстранении ее дедушки Набиджана Раджапова от обязанностей попечителя в мае 2010 года. Между тем, по мнению регионального омбудсмена, юридических оснований для лишения опекунства не было. В деле разбирались корреспонденты Chelyabinsk.ru.

22 марта на личном приеме в Ашинской администрации к Алексею Севастьянову обратился Набиджан Раджапов с просьбой вернуть опекунство над внучкой – 14-летней Рушаной Галеевой.

«В районе возникла конфликтная ситуация из-за закрытия старой школы в поселке Усть-Курышка. Рушана Галеева высказала свое мнение по этому поводу в сюжете на районном телевидении, – говорится в сообщении пресс-службы уполномоченного. – В итоге главой Ашинской администрации Виктором Чистяковым подписано постановление об отстранении ее дедушки от обязанностей попечителя».

Алексей Севастьянов обращает внимание, что в преамбуле постановления есть ссылка на п. 3, ст. 39 Гражданского кодекса РФ и ст. 29, ст. 30 главу 6 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» – ненадлежащее исполнение обязанностей попечителя. «Поясняю, ненадлежащее исполнение обязанностей попечителя – это жестокое обращение с несовершеннолетними детьми, психические заболевания опекунов, отягощенные тяжелыми последствиями, хронический алкоголизм и наркомания и другое. Но никаких доказательств этого нет, есть лишь предвзятое отношение к семье Раджаповых. Главой администрации злостно нарушены интересы и права несовершеннолетней Рушаны Галеевой. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ст. 13.1, ч. 1 «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение…», ст. 9.1 «Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию…». Отмечаю, что нет письменного согласия Рушаны Галеевой о снятии обязанностей попечителя с Раджапова. В результате ребенок находится в детдоме Миньяра», – пишет в свое блоге омбудсмен.

«К нам приехало телевидение, и я рассказала, что не согласна с закрытием нашей школы, предлагала почистить нашу улицу, установить фонари, сделать дорогу, остановку и нарисовать зебру, – вспоминает Рушана Галеева. – Дедушка говорит, что все это сделали, но я не видела, потому что нахожусь в детдоме: через какое-то время после выступления меня забрали работники соцзащиты. Сначала в больницу – меня тогда еще клещ укусил. Там пробыла около трех недель, а оттуда меня отправили сразу в детдом. Родные приезжают три раза в месяц, а меня к ним не отпускают. Хочу назад, в детдоме не очень хорошо».

Однако ни бабушка, ни дедушка не могут вернуть Рушану. «После того, как внучку забрали, я слегла – отказала левая сторона тела, – делится бабушка Рушаны Саида Раджапова. – Думаю, что проблемы у нас начались, когда ее отец начал из тюрьмы писать властям, что мы не имеем доходов и оформили опекунство над внучкой из корыстных целей. Но мы получаем пенсию уже несколько лет. Сейчас живем вчетвером в доме на 48 квадратных метров: мы с мужем, наш сын, сестра Рушаны. Внучка, действительно, выступала на телевидении. У нас без предупреждения закрыли школу, и детей стали возить на автобусе в ближайшую школу поселка Ук. Машина постоянно ломалась, на дороге часто случались ДТП, не было нормальной остановки. Рушана рассказала об этом и предложила открыть старую школу, сделать остановку».

Старики пытались вернуть внучку. «Меня оскорбили и сняли опекунство, – заявил по телефону корреспонденту Chelyabinsk.ru Набиджан Раджапов. – Я пока обращался только к уполномоченному по правам человека Алексею Севaстьянову». Но Саида Раджипова добавляет: «Нам весь кислород перекрыли и не дали никуда пожаловаться».

Из телефонного разговора с героями материала было сложно понять социальное положение бывшего опекуна, однако Алексей Севастьянов, лично общавшийся с ним, сообщил, что Раджапов показался ему вполне здравомыслящим человеком. «Мужчина нормальный, ухоженный, занимается фермерством, – говорит Алексей Севастьянов. – Отмечу, что отстранение от опекунства может быть только с согласия опекуна. А его отстранили как недееспособного. На мой взгляд, юридических оснований для этого нет. Сроки на подачу апелляции пропущены, но, думаю, прокуратура все равно может выразить протест».

В администрации Ашинского района в свою очередь сообщили, что в управление социальной защиты населения поступали жалобы на семью Раджаповых, в частности, на нецелевое расходование средств. Так, директор школы поселка Ук Е. Целищева обратилась в соцзащиту с просьбой посмотреть жилищные условия семьи. «Получаемые опекуном средства тратятся не по назначению, – говорится в обращении. – У девочки нет обуви, учебных принадлежностей, в школе она не кушает. За первую четверть Рушана пропустила 151 урок, часто засыпает на занятиях, жалуется на головную боль, объясняет это тем, что ночью не спала. Бабушка сообщает, что дед пьет и гоняет семью. В доме нет условий для подготовки домашних заданий. В семье Раджаповых проживает еще двое несовершеннолетних – Гуллола Амонова и девочка пяти лет. У Гуллолы нет никаких документов, кроме узбекского свидетельства о рождении. Дед в школу не ходит и учебой внучек не интересуется».

Картину условий, в которых раньше жила Рушана, дополняет и письменный фотоотчет управления соцзащиты населения. 19 ноября 2009 года специалисты провели внеплановое обследование условий жизни и воспитания Рушаны Галеевой. Выяснилось, что в доме проживает семь человек. «Семья проживает в частном доме с печным отоплением, состоящим из двух небольших комнат и прихожей, – говорится в отчете. – Потолки и стены старой побелки, полы деревянные со следами старой краски. В доме старая мебель: кровати с панцирной сеткой, стулья, комод, шифоньер, тумбочка, из бытовой техники – цветной телевизор. Из продуктов питания имеются макароны, крупы, овощи, растительное масло, молоко, чай». Специалисты отметили, что на момент проведения обследования в доме было неубрано: вещи разбросаны, посуда не вымыта, в комнате под кроватью хранились овощи, постельного белья не было. Весь дом заставлен старыми стеклянными банками и пластиковыми бутылками.

«Доход семьи состоит из пенсии по инвалидности опекуна Раджапова – 3811 рублей, пенсии супруги – 2700 рублей, пособия по безработице их сына – 1000 рублей, пособия опекаемого ребенка – 4284 рубля. Итого – 11 800 рублей в месяц», – сообщается в отчете.

Тем не менее уполномоченный по правам человека в Челябинской области направил обращение в адрес регионального прокурора и главы Ашинского района с просьбой принять меры по восстановлению опеки Набиджана Раджапова над внучкой.

Как сообщили в областной прокуратуре, пока такого обращения к ним не поступало.

Фото: Фото предоставлено администрацией Ашинского района
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления