Город Засуха довела до Кремля

Засуха довела до Кремля

Вопрос о финансовой помощи Челябинской области для борьбы с последствиями катастрофической засухи решался 12 июля на заседании правительства РФ. Глава региона Михаил Юревич обратился к премьеру Владимиру Путину с просьбой о выделении двухпроцентного креди

Вопрос о финансовой помощи Челябинской области для борьбы с последствиями катастрофической засухи решался 12 июля на заседании правительства РФ. Глава региона Михаил Юревич обратился к премьеру Владимиру Путину с просьбой о выделении двухпроцентного кредита из федерального бюджета на сумму четыре миллиарда рублей, что, по мнению властей, позволит сельскохозяйственным предприятиям региона остаться на плаву. Между тем аграрии и животноводы говорят о том, что дело не в размере помощи, а в методах ее распределения. Специалисты же склоняются к тому, что по осени повышения цен на продукты на Южном Урале не избежать. Реальная картина бедствия на селе и его последствий для всех жителей региона – в материале корреспондентов Сhelyabinsk.ru.

Жара «спалила» уже 5,8 миллиарда рублей

Михаил Юревич выступил на заседании с отчетом о ситуации с засухой, складывающейся в Челябинской области, и попросил федеральный центр помимо выделения кредита в четыре миллиарда о пролонгации инвестиционных кредитов на сумму 480 миллионов рублей и краткосрочных кредитов на сумму 390 миллионов рублей на срок не менее трех лет. Хозяйствам Южного Урала, по мнению губернатора, также необходимы субсидированные кредиты сроком на пять лет на выкуп зерна из фонда интервенций в объеме 380 тысяч тонн. Эти меры, по задумке властей, позволят остаться на плаву многим сельхозпредприятиям области, не допустить дефицита и роста цен на сельхозпродукцию в период до нового урожая. В настоящее время в регионе планируется собрать менее 600 тысяч тонн зерна. Это экстремальный минимум за последние 35 лет. Между тем финансовый ущерб только от недобора зерна предварительно оценивается в 5,8 миллиарда рублей.

Основные итоги заседания правительства станут известны утром 13 июля.

Селяне точат ножи

В последний раз такая засуха наблюдалась в 1975 году: тогда для ликвидации дефицита воды в Челябинске даже пришлось прорывать канал из Увильдов к Аргазинскому водохранилищу. В результате уровень воды в озере снизился почти на четыре метра.

Несмотря на то, что в областном центре 12 июля почти весь день шел дождь, в Верхнеуральском районе по-прежнему за четыре месяца не выпало ни миллиметра осадков. Местное ООО «Предуралье» – одно из сельхозпредприятий Южного Урала, которое от засухи пострадало больше всего. Чтобы заготовить корма для 1450 голов крупного рогатого скота и 450 лошадей, здесь идут на беспрецедентные меры.

«Мы договорились с руководством Чебаркульского полигона, что попробуем накосить кормовой травы на их площадях, благо речь идет о тысячах гектаров, – рассказал директор ООО «Предуралье» Ибрагим Ахметгалеев. – Пока же сгребаем в буквальном смысле граблями все, что плохо лежит по всей округе. Затраты на посевную уже составили порядка 40 миллионов рублей, а прогноз неутешителен: потери от недополученной продукции могут дойти до 100 миллионов».

От заседания правительства РФ Ибрагим Ахметгалеев вряд ли ждет сиюминутных решений, но при этом четко видит рецепт спасения южноуральских селян. «Во-первых, необходимо освободить их от налогов: ни в одной стране мира они так не душат тех, кто занимается сельским хозяйством. Во-вторых, нужно увеличить закупочные цены на нашу продукцию. И в-третьих, что особенно важно, сделать послабления в части оплаты электроэнергии: в районе на сегодня осталось всего два молочных хозяйства, потому что до 70% их затрат составляют энергоносители. В итоге 70% именно молочной продукции мы сегодня закупаем за рубежом. Что же, если хотим и дальше жить впроголодь, то, может быть, это и нормально. Если же пытаемся сельское хозяйство сохранить, нужны перемены».

«Помощь в четыре миллиарда со стороны федеральных властей и в 300 миллионов от региональных – весьма абстрактные цифры, – считает председатель колхоза «Карсы» Троицкого района, где осадков не наблюдается тоже с самой весны, Николай Пышкин. – Лично мне неясно, как средства будут распределяться среди селян. По моему мнению, деньги необходимо пустить на сохранение поголовья скота, тогда бы были оправданы меры по заготовке кормов, которых у нас просто нигде нет. Если закупать их в соседних Курганской, Свердловской областях, тоже необходимы расходы, в том числе на транспортировку. А кто их мне покроет? Я за июнь налоги не могу заплатить».

По словам Николая Пышкина, такой катастрофической ситуации по засухе он не припоминает с 1970 года. «Да, в 1975-м тоже было, мягко говоря, непросто, но мы тогда из-за неблагоприятного прогноза даже сеять не стали, – отмечает председатель. – А теперь только в моем колхозе убытки уже составляют около 12 миллионов рублей. Поголовье держим, сокращения пока незначительные, но уже готовим нож».

Генеральный директор молокоперерабатывающего ООО «Уйский сыродельный завод» Андрей Ташкенов считает, что главная причина грядущего краха сельского хозяйства – не в экологии, а в экономике и политике региональных властей.

«Я приостановил деятельность колхозов, обеспечивающих сырьем завод, – рассказал Андрей Александрович. – Сейчас работаем только на обеспечение кормами самих себя, потому что и в прошлом году сдать излишки урожая после засухи оказалось весьма проблематично. Голода и страшных последствий не ожидаю: зерно есть в том же стабилизационном фонде, и его там запасено на пять лет вперед. Проблема – в нерентабельности сельского хозяйства в целом. Выделяемые из бюджета субсидии распределяются выборочно, по «своим» предприятиям министра Феклина и бывшего вице-губернатора Косилова. В итоге они – в передовиках производства, а остальные – в неудачниках. А ведь в соседнем Башкортостане на фермах то же молочное животноводство процветает. Почему? Потому что башкирское правительство ведет разумную политику».

Особого скачка цен на ту же молочную продукцию Ташкенов не ожидает. По его мнению, если молоко и поднимется по осени в цене, то не из-за засухи, а в связи с запланированным федеральными властями подорожанием ГСМ. Это вопрос государственный. А в региональных вопросах уйские сыроделы возлагают надежды на нового губернатора. Мол, Михаил Юревич еще просто не разобрался в подводных течениях сельского хозяйства. Когда разберется и проведет несколько кадровых перестановок, жизнь более-менее наладится.

Не столь радужная в перспективе картина – у генерального директора сельскохозяйственного кооператива «Черновской» (Миасс) Владимира Александрова. Молочное животноводство горно-заводской зоны природа обижает третий год подряд. Засуху 2009-го даже сравнивали с подобным бедствием в 1975 году. Проблемы такого масштаба вообще-то случаются лишь раз в 70-100 лет, и вслед за засушливым обычно следует урожайный год: природа сама выравнивает водный баланс. Увы, нынче не повезло.

«По посеянным весной кормовым – той же кукурузе – недобор уже как минимум в 50%, – комментирует Владимир Александров. – Урожай даже неприхотливой озимой ржи из-за малоснежности прошедшей зимы в пять-семь раз ниже обычного. Посеянные однолетние травы практически сгорели. Сейчас мы убрали, что удалось, и сеем рапс в надежде, что он успеет сформироваться до осенней непогоды. Запасов ни у нас, ни у коллег уже почти не осталось».

Нет запасов, значит, продолжится сокращение поголовья дойных коров. По официальным данным регионального минсельхоза, за полгода буренок на Южном Урале стало меньше на четыре с небольшим процента. По мнению Александрова – на 8-10%, потому что производители молока занижают потери, чтобы не попасть в черные списки ненадежных предприятий и не лишиться и без того невеликих дотаций. Нынешняя засуха, впрочем, только венчает собой неутешительную тенденцию: с 1991 года южноуральское дойное поголовье сократилось в четыре-пять раз. Для сравнения, за четыре года Великой Отечественной войны, с учетом потери и разорения огромных территорий, молочное животноводство России упало на 14,5%! Если так пойдет дальше, можно вообще лишиться молочного животноводства и, как следствие, позабыть о говядине (которая «всего лишь» побочный продукт). И кстати, нажить кучу проблем в экономике в целом, ведь две дойные коровы в среднем дают одно рабочее место в деревне и шесть – в городе.

«Отмахиваться от этой проблемы нельзя, – считает Владимир Александров. – Уже сейчас мы не в состоянии полностью обеспечить себя молоком, а средний россиянин потребляет его в два раза меньше, чем рекомендовано европейскими санитарными нормами – чуть больше литра молока в день, или около 30 граммов сливочного масла, или кусочек сыра... Приведу наглядный пример: а не из-за недостатка ли полезных веществ в организмах спортсменов так неудачно выступила на последней Олимпиаде российская сборная? В противоположность, кстати, тому же Китаю, где действует госпрограмма «Молоко – детям». А если вернуться к Челябинской области, то у нас дотация крестьянам за произведенное молоко, пожалуй, самая низкая в УрФО. В прошлом году за литр молока сельхозпредприятия получали из областного бюджета 1,65 рубля. В этом и того меньше – 1,2 рубля. А в соседней Свердловской области эта поддержка – три рубля за литр, в Тюменской – четыре! А ведь именно на эти деньги молочники сегодня могли бы закупить корма в северных, не пострадавших от засухи регионах, прекратить падение поголовья».

Выход, считают в СХПК «Черновском», есть: перераспределение бюджета. На поддержку молочного животноводства область в 2010 году предусмотрела 142 миллиона рублей. А на развитие дорожной сети Челябинска – пять миллиардов! Притом, как говорят сами дорожники, что раньше никогда не выделялось больше двух миллиардов рублей. Одной десятой казны «дорожной революции» хватило бы, чтобы поднять областные дотации молочникам до тюменских четырех рублей за литр.

Власти стелют соломку

Между тем минсельхозу Челябинской области в скором времени предстоит организовать переброску соломы из северных районов области в южные. Хозяйства, которые пострадали от засухи и нуждаются в кормах, получат для этого финансовую поддержку из областного бюджета.

Как сообщает пресс-центр министерства, измельченная солома с добавлением концентрированных кормов – комбикорма – позволит животноводам сохранить численность поголовья и успешно провести зимовку скота.

Сегодня идет распределение средств из областного бюджета, выделенных по распоряжению губернатора Михаила Юревича на заготовку и приобретение кормов. Эти деньги – 144 миллиона рублей – были заложены в областной казне на господдержку отрасли животноводства. Кроме этого, в скором времени на кормозаготовку будет направлено еще 300 миллионов рублей, выделенных по решению главы региона для преодоления последствий засухи.

По словам начальника управления по развитию животноводства и технической политике областного минсельхоза Сергея Бургучева, часть бюджетных средств как раз и пойдет на заготовку соломы. Другая часть будет направлена на приобретение комбикорма и других концентрированных кормов. Средства распределят к началу массовой уборки зерновых культур, после которой на полях остается большое количество соломы.

Напомним, что на прошлой неделе Законодательное собрание Челябинской области приняло постановление, узаконивающее ряд мер, предложенных министерством сельского хозяйства региона для борьбы с засухой.

Одно из ключевых было инициировано комитетом ЗСО по сельскому хозяйству и поддержано всеми депутатами. Это дополнение к постановлению, предполагающее обращение к губернатору с просьбой ввести режим чрезвычайной ситуации во всем регионе. По словам министра сельского хозяйства области Ивана Феклина, объявление ЧС поможет добиться финансовой помощи федерального центра и развяжет руки правительству области в выделении денег из областной казны.

«Ситуация очень тяжелая. По балансу примерно ожидается собрать зерна в пределах 600 тысяч тонн, – сообщил министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин. – Наихудший показатель у нас был в 2004 году. Мы собрали тогда 800 тысяч тонн. Самое печальное, что ситуация с каждым днем осложняется, потому что осадков так и нет. По ряду территорий, попавших в эпицентр засухи, дефицит кормов ожидается в размере 30%. Те меры, которые принимает правительство области, должны помочь. 144 миллиона рублей – небольшие деньги, но вместе с тем это средства на топливо, на заготовку кормов, и их уже получают сельхозпредприятия. Ну и с учетом того, что принято решение выделить дополнительные 300 миллионов, это существенная поддержка. Мы сейчас разрабатываем порядок, по которому будут выделяться средства пострадавшим животноводческим предприятиям».

По словам Ивана Феклина, если рост цен на продукты по осени и будет, то небольшим. «Если в прошлом году себестоимость зерна была выше цены реализации на 1,7-1,9 рубля за килограмм, то теперь оно просто подорожает. Да и многие комбинаты хлебопродуктов имеют запасы зерна на три-четыре месяца, а некоторые даже, как например «Макфа», имеют его до апреля-марта следующего года. Поэтому проблем с производством хлебобулочных изделий не должно быть», – отметил министр.

Спикер ЗСО Владимир Мякуш на этом же заседании упомянул, что, по информации депутатов, жители Брединского района, где объявлен режим чрезвычайной ситуации, уже планируют массовое переселение из родных сел, опасаясь последствий засухи. Исполняющий обязанности главы Брединского района Юрий Долганин опроверг эту информацию: «Это газетная утка, – заявил он. – Никто никуда не переселяется. Бурим дополнительные скважины в срочном режиме. Директора предприятий все опытные, и ситуация для нас не новая. В 1984-м, 1991-м уже это проходили».

Однако, по словам Юрия Долганина, нынешняя ситуация одна из самых тяжелых. И если в Челябинске дождь все-таки пошел, то в Брединском районе только «тучки ходят». Уже третий год подряд получается неурожайным, а корма сейчас приходится возить за 600 километров. Фермеры очень ждут обещанной Иваном Феклиным трехлетней отсрочки по лизинговым платежам.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ, видео с сайта Yurevich-m.livejournal.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления