Город

Человек, создавший «Родину»: первому главному архитектору Челябинска исполнилось бы 110 лет

Имя Владимира Гофрата малоизвестно среди челябинцев – его именем не назвали улицу, о нем не пишут книг, ему не поставили памятник и даже мемориальную доску. Материалов о жизни первого главного архитектора южноуральской столицы нет в областном архиве и Центре историко-культурного наследия. Память о зодчем осталась лишь в созданных им зданиях и памяти родных. Крупицы информации удалось отыскать благодаря помощи директора института Челябинскгражданпроект Владимира Кукарина.

Главный архитектор города занимался и отдельными проектами

Владимир Яковлевич Гофрат родился 5 декабря 1906 года в Риге в семье счетовода. После смерти мужа в 1913 году мама будущего архитектора начала работать письмоводителем (аналог современных секретаря, делопроизводителя), а через год семью эвакуировали последовательно в Псков, Витебск, Тамбов, Саратов. В Саратове Владимир Яковлевич закончил школу и художественно-промышленный техникум. В годы учебы Гофрат рисовал плакаты для театра, работал художественным оформителем и театральным декоратором. После Саратова начал учебу в Ленинградской академии художеств, в летние каникулы работал в Лепроекте.

Любопытно, но в дипломе архитектора всего одна оценка «отлично» – по ленинизму, а по металлоконструкциям и организации строительных работ «удовлетворительно». Но начальники оценили в упорном студенте талант, а на оценках по диплому внимания не акцентировали. По окончании вуза Владимира Яковлевича направили по распределению в Челябинск – старшим архитектором Челябпроекта. В этой должности Гофрат пребывал до сентября 1938 года, когда был назначен врио главного архитектора Челябинска, но занимал этот пост всего несколько месяцев – до февраля 1939-го.

Владимир Гофрат 5 лет был главным архитектором Челябинска

В 1930-е Челябинск активно строился и обновлялся. Председатель горсовета Александр Перевалов говорил в 1935 году: «Товарищи, нет Демидовского Урала, нет старой Челябы, основой которой был острог, кабак, церковь, монастырь. Вышел на смену новый социалистический Челябинск со всеми видами своего хозяйства. Нет сейчас старого отсталого Челябинска-Челябы, а есть крупный индустриальный центр». На месте каменных и деревянных домов должен был вырасти ансамбль зданий в имперском стиле. Генплан Челябинска 1936–1937 гг. напоминает масштабные проекты по реконструкции Москвы, и был создан в том же русле. Центр города переехал с набережной на площадь Революции: «Южная сторона площади занята монументальным зданием Дома советов с трибунами. Западная и восточная стороны оформлены соответственно зданиями Управления промышленности и ЮУЖД. Эта часть площади приподнята на четыре метра над окружающими проездами. Со строгим, геометрическим пространством площади Революции резко контрастирует большой партерный сад, занимающий часть кольца к югу от Дома советов. Многоэтажный монументальный ансамбль площади Революции, расположенный на возвышенности, господствует над всем городом», описывал контуры будущего архитектор Н.Г. Эйсмонт в журнале «Архитектура Ленинграда».

Архитектор представил несколько эскизных проектов кинотеатра «Родина»
Один из вариантов фасада

Планировалось воздвигнуть на правом берегу реки театр оперы, на левом – театр драмы. Были продуманы также симметричные западный и восточный береговые центры: «Оба ансамбля расположены на высоком берегу и венчают зеленые, террасированные к реке склоны. Центральное место в каждом из них занимает крупное общественное сооружение, увенчанное многоэтажной башней. В западном ансамбле таким сооружением является Дом Красной армии, в восточном – Дворец пионеров с театром юных зрителей при нем».

В разработке этих планов активно участвовал и Владимир Гофрат. Среди его проектов: культбаза в ЦПКиО, плавательная станция, главный корпус санатория «Кисегач», три проекта ДК ЖД (не реализован ни один), дворец пионеров на Алом поле (не построен), управление ЮУЖД, жилые дома горсовета, ферросплавного завода и управления ЮУЖД, проект планировки и застройки проспекта Ленина, железнодорожный техникум (не построен).

Культбаза в парке Гагарина тоже была разработана Гофратом

Была разработана планировка застройки всех районов города, но реализации планов, по-видимому, помешала война. Она же не позволила Гофрату быстро стать кандидатом наук – поступив в сентябре 1939 года в аспирантуру, он защитил диссертацию лишь 9 мая 1963 года. Гофрат не воевал из-за инвалидности – архитектор с детства практически не владел правой рукой и был вынужден чертить, писать картины левой. Недуг не позволил Гофрату отправиться на фронт, тем самым сохранив зодчего для южноуральской столицы.

С сентября 1943-го по июнь 1947 года Владимир Гофрат был главным архитектором Челябинска, первым в этой должности. По его собственному свидетельству в автобиографии, за это время он запроектировал два здания и выполнил ряд планировочных работ по центру города. Этими зданиями стали два кинотеатра – «Имени 30-летия ВЛКСМ» на улице Цвиллинга и «Родина» на улице Кирова.

Кинотеатр «Родина» стал главным подарком Гофрата Челябинску (хотя он работал и над привязкой к местности кинотеатра Пушкина, оформлял эскизы живописных панно). Архитектор предложил три варианта оформления фасада здания, в итоге выбрали самый лаконичный из них.

Фрагмент декора фасадной части
Все детали тщательно прорисовывались
Утвержденный в итоге вариант был самым простым

Именно на здании «Родины», ставшей в 2014 году залом камерной и органной музыки, должна была появиться мемориальная доска с текстом: «Здание построено в 1947 г. по проекту первого главного архитектора Челябинска Владимира Гофрата». Установку доски согласовали еще в ноябре 2011 года с тогдашним главой администрации города Сергеем Давыдовым. Сити-менеджер распорядился установить доску на фасаде будущего органного зала и возложил ответственность за это на вице-мэра по социальным вопросам Игоря Лопаткина.

Проект памятной доски на зале органной музыки «Родина»
Установку мемориальной доски мэрия согласовала еще в 2011 году

Доска не установлена по сей день. Замглавы Челябинска Игорь Лопаткин отказался комментировать ситуацию, ответив корреспонденту 74.ru, что занят. Директор органного зала «Родина» Ирина Андреева сообщила нашему сайту, что поддерживает идею установки мемориальной доски, но требуется согласие городских властей и гендиректора Челябинского концертного объединения.

По словам внука архитектора Олега Гофрата, «городские власти письменно отвечали, что на мемориальную доску Гофрату Владимиру Яковлевичу нет денежных средств в бюджете». Родственники Владимира Гофрата подавали заявку на присвоение одной из улиц Челябинска имени «Архитектора Гофрата», но вопрос не был решен, так как требовалось желание и инициатива от застройщика, чего на тот момент не было.

Вариант украшения фасада кинотеатра

За помощь в поисках архивных материалов автор благодарит Oлега Гофрата, Галину Кибиткину и Галию Малоушкину.

Фото: Фото предоставлены Олегом Гофратом, Юрием Латышевым, Евгением Клавдиенко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления