RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

ю-в.

750мм 71%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Украли, чтобы спасти

Украли, чтобы спасти

Осенний призыв в Челябинской области начинается на фоне ряда скандалов, связанных с неуставными отношениями в российской армии. Пока будущие солдаты проходят медкомиссию и ожидают отправки в части, их старшие товарищи...

Осенний призыв в Челябинской области начинается на фоне ряда скандалов, связанных с неуставными отношениями в российской армии. Пока будущие солдаты проходят медкомиссию и ожидают отправки в части, их старшие товарищи из весеннего призыва-2009 бегут из казарм от неуставных отношений. А некоторых попросту похищают у командиров родители.

Результат таких проявлений материнской любви пока трудно назвать утешительным. Солдаты, конечно, на воле, под родительским крылом. Но и уголовные дела заводятся не на виновников такого поведения, а на самих «бегунков». Историю одного из таких похищений рассказали челябинским журналистам на пресс-конференции в редакции «Комсомольской правды-Челябинск».

Копейчане братья Губаревы, златоустовец Кирилл Сапунов и житель Бредов Иван Татаринцев надели погоны в июне. Все вместе отправились служить на Дальний Восток, в Амурскую область, вместе проходили курс молодого бойца в поселке Моховая Падь. Радовались: рядом земляки. А через несколько дней после распределения в мотострелковый батальон (в в/ч 26381) под Екатеринославкой все вместе... бежали из части.

Ребята нашлись уже через три дня – сами явились обратно в «учебку», где служили первые три месяца. Сообщили, что в в/ч 26381 жить нельзя: каждый день над «духами» издевались контрактники. Дагестанцы, якуты и буряты ежедневно избивали молодых бойцов, требовали пополнять счета своих мобильных телефонов. Перечисленные матерью Губаревым десять тысяч рублей исчезли бесследно. Извещенные командованием встревоженные родители настаивали на переводе сыновей в другую воинскую часть. Ребята в подробностях рассказали им о житье-бытье в казармах при встрече: пользоваться мобильными телефонами в части не было никакой возможности: их или отбирали, или заставляли переводить деньги на свои счета контрактники.

Южноуральцев перевели в Белогорск. Как выяснилось чуть позже – в штрафную часть для таких же «бегунков». Здесь, по рассказам солдат, был тот же набор: изверги-контрактники и равнодушные офицеры. Издевательства над молодыми продолжались до 8 сентября: в этот день приехавшие в Белогорск матери просто выкрали сыновей. Путь на перекладных до Челябинска занял девять дней.

«Сейчас мы прячем наших сыновей, – рассказывает мать рядовых Губаревых Наталья Черноок. – У них нет ни паспортов, ни военных билетов – все документы сразу по прибытии в часть забирает командование: специально, чтобы никто не подался на волю. В военной прокуратуре челябинского гарнизона нас не слушают и отказываются принять заявления о царящей на Дальнем Востоке дедовщине. Говорят: мальчики должны прийти сами».

То же самое советуют сделать «бегункам» и в областном военкомате: мол, скандал уже есть, ничего не бойтесь, но надо же ввести ваше дело в правовое русло. А вот председатель Ассоциации солдатских матерей Челябинской области Людмила Зинченко, наоборот, советует избегать контактов с властями, пока не будет закончено частное медобследование бежавших срочников. Она уверена: как минимум трое из четверых солдат были призваны незаконно. А раз так, то и их побег из части не может преследоваться по закону.

«Если ребята сейчас сами придут в прокуратуру, их отправят на время разбирательства в Чебаркуль, а оттуда – обратно к месту службы, – утверждает Людмила Николаевна. – Ну а там их «с любовью» встретит и командир, о чьей беспомощности узнала общественность, и те самые дагестанцы-контрактники».

Добиться правды родители южноуральских призывников пытались еще после первого побега. Дальневосточная военная прокуратура назначила проверку в воинской части под командованием подполковника Соболева... и не нашла никакого непорядка. «В ходе разбирательства и выяснения причин самовольного оставления части данными военнослужащими выяснилось, что по прибытии в часть они были обеспечены всеми видами довольствия, и неуставные отношения к ним со стороны сослуживцев не применялись», говорится в письме, пришедшем из Амурской области в Челябинскую после того, как «родители-похитители», вернувшись на Урал с сыновьями, забили тревогу. То же подтверждает и замполит в/ч 21720, полковник Сергей Федоров: в телефонном разговоре с одним из челябинских журналистов он заявил, что факт неуставных отношений не выявлен. Вопрос об отобранных у солдат документах поставил его в тупик. А родительские деньги ребята, оказывается, потратили на покупку себе гражданской одежды.

Мать златоустовского призывника Юлия Сапунова утверждает, что ее сын с товарищами сначала давали военному прокурору совсем другие, правдивые показания. Но потом в части ребят быстро «убедили» переписать заявления. В итоге по документам все выходит прекрасно: никакой неуставщины, «служба войск идет нормально», а кругом виноваты сбежавшие от суровой мужской работы «маменькины сыночки». Ну а то, что у одного из срочников явно повреждена грудная клетка, у другого – тяжелая травма ноги, у прочих лишь недавно сошли все перенесенные в «родной» и «штрафной» частях побои – никоим образом не доказано. Ситуация складывается классическая: родительские эмоции против задокументированных «фактов». Чиновники, и гражданские, и военные, верят, разумеется, только документам. Юрий Соболев даже предлагает челябинским журналистам посетить его в/ч и убедиться, что здесь все в порядке (очевидно, резонно полагая, что в дальневосточную глушь за правдой никто не двинется).

«Ввести ситуацию в правовое поле», как предлагают в прокуратуре и военкомате, значит снова отдать ребят во власть военных, – убеждена Людмила Зинченко. – Только вот в часть они вернутся уже с клеймом «стукачей». Как вы полагаете, хорошо им будет служиться? А главная ошибка родителей в том, что перед отправкой сыновей в армию они не озаботились оформлением доверенности на ведение дел от имени мальчиков. Теперь военная прокуратура на совершенно законных основаниях не принимает претензии родителей: солдаты – люди совершеннолетние и должны сами о себе заботиться, в том числе и добиваться справедливости. Но ребят мы отобьем: Ассоциация солдатских матерей уже связалась с заместителем прокурора Приволжско-Уральского военного округа Богомоловым, он поддерживает нашу позицию. Надеюсь, эта история научит чему-то родителей сегодняшних призывников».

Надежда на успех, как говорится, – половина успеха. Но пока бежавшие из Амурской области ребята вынуждены скрываться. А военные и гражданские власти очень обтекаемо отвечают на вопросы, которые поднял скандал на Дальнем Востоке. Будет ли проверена компетентность врачей медицинских комиссий, отправивших в войска больных, по утверждению родителей, юношей? Почему бойцы были лишены всех документов? Наконец, понесут ли наказание контрактники и офицеры с Дальнего Востока? Хотя какое наказание? По документам-то все в порядке...

Фото: Видео Андрея ВИННИКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления