Город Лицензионная осечка

Лицензионная осечка

«О, дайте, дайте мне винтовку!» Так могла бы начинаться ария князя Игоря в опере Бородина. Могла, если бы насквозь средневековый князь имел хоть какое-то представление об огнестрельном оружии. Оружие – вещь, безусловно...

" width=

«О, дайте, дайте мне винтовку!» Так могла бы начинаться ария князя Игоря в опере Бородина. Могла, если бы насквозь средневековый князь имел хоть какое-то представление об огнестрельном оружии. Оружие – вещь, безусловно, по жизни нужная. Но раздобыть его легально сегодня гораздо сложнее, чем тому же Игорю сбежать из половецкого плена.

Держать и не пущать?

С 1 июля в российский закон «Об оружии» внесены изменения. Усложнилась процедура оформления лицензирования и хранения огнестрела, в первую очередь для частных охранных предприятий. «Стражникам» придется проходить через процедуру дактилоскопирования, а помповики и пистолеты официально им и вовсе не будут принадлежать. Новый законопроект гласит, что все оружие ЧОПов как бы государственное, но – арендованное частниками.

Положим, бюрократизация отношений с силовиками-коммерсантами была всегда и усиливалась год от года. Что там говорить об охране, если даже милиционер – «человек государев» – на отписку по поводу каждого истраченного патрона изводит бумаги едва ли не на большую сумму, чем этот патрон стоит! Но процедура оформления законного собственного ствола осложнилась и для простых граждан – тех, кто просто хочет по осени пострелять уток. Или не желает трястись от страха, возвращаясь по вечерам домой с работы. Те южноуральцы, которым довелось пройти через все круги огнестрельно-бюрократического ада, уверены: государство специально закручивает гайки в отношении лицензирования личного оружия. Чтобы при обещанном осенью 2009-го втором витке глобального экономического кризиса на руках у возмущенного населения не оказалось слишком уж много огнестрела. А то как начнется «самооборона» из всех стволов! У представителей власти, как водится, мнение диаметрально противоположное.

«Нет никакого закручивания гаек! – уверяет начальник лицензионно-разрешительного отдела РУВД Центрального района Челябинска Игорь Бержанин. – Контроль за оружием, находящимся в распоряжении ЧОПов, действительно планируется усилить, а единственное нововведение в отношении рядовых граждан – это обязательная с весны 2009 года для получения лицензии сдача зачета на знание законов об оружии, о самообороне и так далее. Мне кажется, что такое требование вполне оправдано! Ведь чтобы получить водительские права, надо доказать, что ты разбираешься в правилах дорожного движения! А огнестрел в отличие от автомобиля – вещь, безусловно ,представляющая собой угрозу для всех вокруг. Поэтому мы не можем доверять его человеку, не способному затвердить те же статьи 23-25 федерального закона «Об оружии». Учите, приходите в лицензионные отделы органов внутренних дел и, получив лицензию, с чистым сердцем отправляйтесь в ближайший магазин охотничьих товаров».

По словам Игоря Анатольевича, лицензию на покупку охотничьего оружия можно получить в районном отделе МВД как минимум дважды в неделю, и никто особых препятствий тебе чинить не будет. Если, конечно, документы в порядке. А вот обившие на сборе этих документов пороги многих структур граждане утверждают: ничего подобного!

«Единственный шанс получить разрешающую приобретение ствола бумажку – это занять с утра пораньше, опередив коллег по несчастью, очередь в кабинет начальника «лицензионки» при областном ГУВД, – делится челябинец Вадим Лисняков, второй месяц пытающийся приобрести оружие легально. – То есть все желающие из трехмиллионной Челябинской области зависят от одного-единственного человека, кстати, работающего по данному вопросу всего раз в неделю?! Это ли не закручивание гаек?»

«Лицензию на приобретение охотничьего оружия можно получить в местных органах внутренних дел, – подчеркивает Игорь Бержанин. – А вот тем, кто впервые приобретает оружие самообороны, действительно, надо обращаться в ГУВД области. Но я бы не сказал, что таких желающих прямо-таки толпы».

Кто ошибается – судить не беремся. Но вот, например, генеральный директор магазина «Царская охота-2» Ирина Широковская утверждает, что на первом месте по популярности стоит именно травматика: охотой народ интересуется постольку-поскольку, а вот «защитить себя сам» хочет каждый. И нововведения, а особенно – заучивание наизусть статей закона – по продажам этого товара очень сильно ударили.

Что, где, почем?

В принципе, оформление что охотничьего оружия, что «самооборонительного» – процедуры, за исключением пары нюансов, практически одинаковые. Но непривычному к бюрократическим препонам человеку легко попасть впросак, особенно если ориентироваться только на сухие строчки вывешенных в РУВД милицейских инструкций. В магазинах, где продавец кровно заинтересован в клиенте, по полочкам все разложат быстрее и доступнее.

Вообще, что есть что? Охотничье оружие – огнестрельное (нарезное и гладкоствольное) и холодное гражданское оружие, предназначенное для охоты. Запрещен оборот охотничьего огнестрельного оружия общей длиной менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет его складывать или разбирать, и при этом не теряется возможность произвести выстрел. То есть «тулка»-вертикалка» – это охотничье ружье. А обрез помповика наподобие того, с которым рассекал в «Судном дне» губернатор Калифорнии, – подсудное дело.

К оружию же самообороны, согласно ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года, относятся огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия; газовое оружие (газовые пистолеты и револьверы), механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения РФ; и, наконец, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям российских госстандартов РФ.

Газовые баллончики, электрошокеры и даже бесствольный «Удар» с резиновыми пулями можно купить без всяких документов в любом магазине. Другое дело, что эффективность их вызывает у специалистов большие сомнения: шокеры бессильны против зимней одежды, баллончик не применить в помещении, а из бесствольника попасть в супостата можно разве что на расстоянии удара кулаком. Зато и цена демократичная: от тысячи до десяти.

«Лицензия же требуется на покупку газового оружия с резиновыми пулями, – объясняет Ирина Широковская. – Причем диапазон цен этих стволов расходится от трех тысяч рублей и до, например, 55 тысяч за переделанный под газовик АПС – автоматический пистолет Стечкина. Кстати, на одну лицензию на оружие самообороны можно приобрести до пяти единиц, а вот на лицензию «охотничью» – только одно ружье. Срок действия лицензии – пять лет, потом надо оформлять ее заново.

Набор документов, впрочем, от цены не зависит. Справки от нарколога и психиатра, рекомендация участкового, стандартные фото на паспорт и квитанция об уплате госпошлины (100 рублей за саму лицензию, 10 – за разрешение на приобретение охотничьего оружия или 30 – за разрешение на покупку оружия самообороны). Не так давно справки от всех врачей можно было получить в одном месте – небезызвестном «Гиппократе». Сегодня придется тащиться в местную поликлинику. То есть скорость оформления справок зависит от вашего времени и расписания врачей».

Не без подвоха и бумага от участкового. Официально можно приобрести оружейный сейф одновременно с самим стволом. В реальности если нет сейфа, нет и рекомендации местного Анискина. Покупать железный ящик все-таки нужно заранее. И при этом уповать, что он подойдет к габаритам вожделенного ствола. И ружейные, и пистолетные сейфы стоимостью до 10 тысяч, конечно, в основном стандартных размеров, но вот сам огнестрел бывает очень разным. Особенно охотничий, для которого, кстати, плюс ко всем справкам необходимо еще и членство в местном обществе охотников и рыболовов. Зато, получив ружье, можно по тому же документу прикупить и любой охотничий нож, только, разумеется, не кустарный. Вычитаем еще день-другой, ведь, как показывает практика, участковый, независимо от квалификации, фигура трудноуловимая.

Подаем документы в милицию, ждем минимум 2 недели: в течение этого времени стражи порядка должны решить, достойны ли вы владеть оружием. И после предварительного одобрения начинаем сдавать зачет (см. выше). Словом, при особой удаче можно обернуться за месяц. Затем, гордо размахивая бумажкой, двигаем в облюбованный охотничий магазин и, расставшись с энной суммой, наконец-то наслаждаемся ощущением настоящего ганфайтера.

Возьмем винтовки новые...

Все вышесказанное касается именно травматики и гладкоствольного охотничьего оружия. Пистолеты и револьверы в России гражданам прямо запрещены (мол, сугубо военное назначение!), а винтовку можно будет приобрести, только доказав свою благонадежность. То есть в течении пяти лет без всякого конфликта с законом провладев гладкоствольным ружьем. Такое ограничение вполне понятно, если вспомнить, что охотничье нарезное оружие в России – в большинстве своем «урезанные» переделки военных моделей. «Сайга» – тот же автомат Калашникова без возможности стрельбы очередями. «Вепрь» в основе своей – любимый морпехами Великой Отечественной карабин СКС. «Тигр» в «мамочках» и вовсе держит снайперскую винтовку Драгунова. Учитывая российскую повальную воинскую обязанность и множество людей с боевым опытом, понятно, что столь серьезные стволы никому «в народ» отдавать не захочется. Поэтому и профилактические операции милиции вроде того же «Арсенала» направлены (неофициально, разумеется) в первую очередь на отъем у населения нарезных стволов.

Гладкоствол, впрочем, тоже радует разнообразием. Двуствольные «горизонталки» и «вертикалки», коллекционные дробовики от легендарных оружейных фирм «Винчестер» и «Ремингтон», «гладкие» вариации все той же «Сайги». Узнавай срок открытия охотничьего сезона, покупай лицензию на отстрел выбранной дичи, запасайся патронами – и вперед, в леса и поля! Или в случае травматики радуйся, что теперь «твой дом – твоя крепость» защищен не только дверными замками, но и покоящейся в сейфе копией «макара» или «беретты».

Повторимся, все вышесказанное касается легального оружия и граждан, нашедших силы, время и средства на преодоление бюрократических препон. Черный рынок предоставляет не менее широкие возможности вооружиться по сходным ценам. По информации челябинских оперативников, где-нибудь «на малине» или просто в подворотне можно приобрести «паленый» пистолет Макарова за демократическую цену около 15 тысяч. АКМ – примерно за 45 тысяч. Для сравнения, легальная покупка самых ходовых отечественных ружей – МР-153 и ИЖ-27 – обойдется не более, чем в 20 тысяч рублей. И при этом над ружьеобладателем не будет постоянно висеть грозная статья Уголовного Кодекса РФ.

Но прежде чем начинать собирать справки, стоит четко определиться: для чего нужно оружие. Для самоутверждения? Так лучше спортом заняться, глядишь, и личная жизнь наладится. Для самообороны? Ой ли? Российское законодательство, увы, очень легко поворачивается против защитившего себя и своих близких от реальной угрозы. Для охоты? Ну, если вы действительно фанат этого древнего и поистине мужского занятия, то да, конечно, нужно хоть завалященькое ружьишко. А если нет? Магазинный кролик, знаете ли, помягче дикого зайца. И добывается легче и ничуть не дороже...

Фото: Фото с сайта Citypaper.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления