RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

749мм 41%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город «Золотая маска» вышла из руин

«Золотая маска» вышла из руин

Совместный спектакль челябинцев и москвичей «Ликвидация», поставленный «LIQUID theatre», удостоился «Золотой маски» в номинации «Эксперимент». Этот проект выходцы студии «Манекен» придумали еще несколько лет назад, но каждый показ несет в себе новые эмоци

" src=

Совместный спектакль челябинцев и москвичей «Ликвидация», поставленный «LIQUID theatre», удостоился «Золотой маски» в номинации «Эксперимент». Этот проект выходцы студии «Манекен» придумали еще несколько лет назад, но каждый показ несет в себе новые эмоции. Как любой эксперимент, «Ликвидация» шокирует, удивляет и заставляет взглянуть на привычные вещи совсем по-другому.

Спектакль «Ликвидация» можно назвать самым показательным проектом «LIQUID theatre» (в переводе с английского – «жидкий театр»). В том плане, что актеры могут «обжить» любое пространство, задействовать все закоулки сцены и даже возможности зрителя. «Пока в студии «Манекен» шел ремонт, все актеры изнывали без работы, ждали, когда же начнутся репетиции, – рассказывает об истории появления «Ликвидации» режиссер Ксения Петренко. – Тогда мы решили сделать спектакль прямо в том пространстве, которое представлял собой театр в состоянии ремонта – среди строительного мусора, лампочек на проводах, недокрашеных стен. Весь этот антураж послужил материалом для написания нескольких простых житейских историй, которые потом переросли в настоящий спектакль».

Южноуральцы получают «Золотую маску» уже не в первый раз. Две маски завоевал театр современного танца Ольги Пона. Еще одной удостоился магнитогорский драматический театр за спектакль «Гроза». «Золотую маску» примерили также солист Мариинского театра из Санкт-Петербурга Максим Аксенов, выступивший в «Пиковой даме» челябинского театра оперы и балета, и Константин Рубинский – автор мюзикла «Ночь открытых дверей».

Челябинско-московским проект называется потому, что несколько наших актеров переехали в Москву, среди них – еще один режиссер «Ликвидации» Алексей Жеребцов, актеры Анна Рудь, Кирилл Вытоптов, композитор Андрей Филиппов, чья живая музыкальная импровизация звучит во время спектакля. Владимир Филонов, Вероника Ким и Денис Семенов – выходцы из студии «Манекен» и актеры театра «Море Лаптевых» – привозят свои идеи в столицу и обкатывают их на московских площадках. В спектакле также играют столичные актеры – Дарья Степашкина, Андрей Смирнов (Театр Наций) и Виталий Боровик (актер Ленкома). Сам спектакль проходит при участии лаборатории уличного перформанса «Огненные люди». За продвижением проекта и его развитием следит директор Ольга Коршакова. Появились в театре и люди, отвечающие за свет и практическое воплощение сценографии – Олег Толкунов и Кирилл Ляус.

«Ликвидация» – это своеобразный ответ гламуру. Действие происходит не на сцене, а в самом настоящем цехе. Например, в Челябинске спектакль показывали в заброшенном здании элеватора, а в Москве – в пустых помещениях бумажной фабрики. «В Москве это очень модно, целые выставки проходят на заброшенных предприятиях. Зритель не пугается, что нужно на какой-то завод идти, чтобы спектакль увидеть», – говорит Ксения Петренко.

Но эксперименты только на выборе места не заканчиваются. Необычными могут быть и входные билеты. «У нас есть очень красивая сцена, когда девушки кладут подаренные им букеты в банки и закатывают крышкой, как при консервации. И проходными билетами были обычные крышки. При входе в зал их пробивали гвоздем», – поясняет режиссер.

Если вы решили посмотреть «Ликвидацию», то не надейтесь вытянуться в кресле и наслаждаться игрой актеров. В цехе для вас не расставят стулья, более того, заставят самим добывать себе зрелища. «У нас активные зрители, им приходиться ходить по разным углам помещения, чтобы увидеть действие. Ведь спектакль идет в темноте, у актеров есть только налобные фонарики, которыми они освещают себе дорогу, – говорит Ксения Петренко. – У нас даже была идея сделать фильм о зрителях «Ликвидации». Мы покрасили крышки – входные билеты – светящейся краской и вмонтировали камеры, которые отслеживали все перемещения групп зрителей. Это очень интересно и красиво – похоже на живые меняющиеся фигуры калейдоскопа из детства».

" src=

В «Ликвидации» нет единого сценария. Весь спектакль сделан из нескольких сценок с простыми сюжетами, но в нем есть драматургическая канва со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Количество сцен и их составляющие могут меняться, с каждым годом появляются все новые и новые истории. «Вначале мы показываем пары, потом переходим к более общему и рассказываем, что с ними произошло, – делится Ксения Петренко. – Молодые люди и девушки встречаются, ходят на свидания, расстаются. Все это образные картины. Например, есть сцена, как мужчина и женщина работают, двигаясь навстречу друг другу по неудобному маршруту. Им приходится преодолевать усталость, темноту, ворочать тяжелыми предметами, которые издают гигантский шум, и от него становится страшно неуютно. Зрители на себе испытывают то, что чувствуют герои, ждут, когда же рабочий день закончится и они встретятся. Но времени на общение не хватает, и им снова приходится идти на работу. Есть небольшие сольные моменты. Одна из любимых сцен у зрителей, когда молодые люди, приходя на свидание к девушкам, дарят им цветы и счастливо вместе уходят. Но парень остается в одиночестве. Все расходятся, и он поет песню «Мне сегодня так больно, слезы взор мой туманят». Когда он начинает петь во все горло, включается болгарка, которой пилят над ним железо. Она заглушает все, и парень оказывается под золотым горящим дождем – прекрасно-печальная, даже почему-то радостная картина апогея мужского одиночества».

Заканчивается «лирическая композиция» консервацией в банки букетов цветов, сменой цветных платьев на черные костюмы. Появляется ощущение полного опустошения, но тут врываются ликвидаторы, которые приносят с собой огонь. «Огнем они выжигают всю эту пустоту и отчаяние, холод, жесткость, заставляют проснуться, начать двигаться», – поясняет Ксения Петренко. Актеры поливают сцену горючим и поджигают его. Стена пламени заставляет зрителей ощутить весь жар огня, его опасность и притягательность. «Конечно, у нас соблюдаются все правила безопасности, есть ограничения по числу зрителей, везде расставлены огнетушители», – говорят авторы проекта.

Участие в «Золотой маске» актеры тоже не оставили без внимания. «Мы отнеслись к этому с долей иронии, которую от нас можно было ожидать, – говорит Ксения Петренко. – Перед началом каждого спектакля у нас выходит актер и зачитывает правила техники безопасности для зрителей. И мы сделали такую сцену, что на каждом пункте включался ролик с фразой: «Золотая маска представляет...» В итоге актер достает пистолет и стреляет в сторону звукорежиссера. Там раздается крик, и инструкция зачитывается дальше уже без помех».

Несмотря на такую иронию, режиссеры и актеры театра с большим уважением отнеслись к награде. «Это признание нашего творчества, еще одно подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении и не теряем понимания тех важных основ профессии, которые получили от своих педагогов. Играя масочные спектакли, мы не делили гостей на членов жюри и простых зрителей – для нас по-прежнему все были равноуважаемыми людьми», – говорит Ксения Петренко.

В Челябинске «Ликвидацию» планировалось показать на очередном фестивале Goffman. Но из-за пожара в студии «Манекен» его проведение оказалось под вопросом. Тем не менее режиссеры спектакля не исключают, что «Золотая маска» подтолкнет их к освоению новых пространств в Челябинске.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления