RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

748мм 61%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Гражданское общество буддистов

Гражданское общество буддистов

В конце октября в 17 городах России проходил III Международный фестиваль тибетского буддизма, ставший уже ежегодным. Он открылся 11 октября с 24-часовой медитации. Челябинские буддисты присоединились к общей медитации с помощью web-трансляции...

" src=

В конце октября в 17 городах России проходил III Международный фестиваль тибетского буддизма, ставший уже ежегодным. Он открылся 11 октября с 24-часовой медитации. Челябинские буддисты присоединились к общей медитации с помощью web-трансляции. А потом группа из 12 членов Челябинского буддийского центра Алмазного пути поехала в Санкт-Петербург, где проходили основные события: кинофестиваль документальных и художественных фильмов о буддизме, международная научно-практическая конференция, лекционный курс ламы Оле Нидала «Великая печать. Взгляд на природу ума» и презентация его новой книги «Будда и любовь», являющейся одним из бестселлеров в Европе.

Нетривиальным событием стало проведение научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность», пожалуй, самой крупной научной встречи на эту тему в постсоветский период. Надо отметить, что именно российские буддологи на рубеже XIX–XX веков задавали тон в этой сфере востоковедения. Но после революции репрессии коснулись не только буддийских лам и монахов, но и ученых, занимавшихся изучением буддизма. Нынешняя конференция показала, что современная буддология не только оправилась от длительного советского застоя, но и активно развивается.

В работе конференции принял участие челябинец, аспирант Института истории и археологии УРО РАН, сотрудник кафедры «древняя история и этнология Евразии» ЮУрГУ Игорь Чечушков.

Игорь, а кто присутствовал? Насколько представительным был состав участников?

– На конференцию приехали не только крупнейшие российские ученые – религиоведы, философы, социологи, культурологи и историки. Немаловажно и то, что в качестве гостей были приглашены непосредственные представители буддизма Ваджраяны: Чжампа Доньюд, это настоятель Санкт-Петербургского дацана (храма) Гунзэчойнэй и представитель школы Карма Кагью; первый лама-европеец Оле Нидал, датчанин. Вообще, представительность конференции весьма впечатляет: в ней приняло участие более 50 ученых из различных городов России (от Москвы до Благовещенска) и дальнего зарубежья, в статусе от аспирантов до докторов наук. Спектр представленных докладов чрезвычайно широк. Были охвачены чисто философские вопросы из области «чистого знания», рассмотрена история буддизма на территории РФ и сопредельных государств, текущие политические проблемы в связи с ситуацией в китайском Тибете, а также социальная роль буддийских организаций в современной России.

Думаю, что вряд ли формат нашего сайта подойдет для подробной беседы о буддийской философии, поэтому давай остановимся на социально-политических вопросах.

– Большинство исследователей пришли к позитивному выводу о социальной безопасности и даже полезности буддийских организаций для российского общества, как традиционных, так и конвертитских.

Прости, Игорь, каких?

– Под конвертитами ученые понимают людей, принявших буддизм не по праву рождения, а самостоятельно. Как мы с тобой, Максим. Интересно, что сообщество буддистов-конвертитов в России по численности приближается к числу традиционных буддистов, и поэтому они все больше интересуют ученых-социологов и психологов.

Хорошо. Но с чем конкретно на конференцию приехал именно ты?

– Как археолог я принимал участие в секции, посвященной истории буддизма Ваджраяны в России. На секции были представлены доклады российских и зарубежных исследователей. Хронологически работы охватили период от исторического Будды Шакьямуни (годы жизни с 563 г. до н. э. до 483 г. до н. э..) до начала ХХI века. Германский историк Михаэль ден Хот представил доклад об истории зарождения буддизма и его знакомства с Западом. Председатель секции профессор Андрей Забияко из Благовещенска рассказал о современном буддизме на сопредельных с Россией территориях КНР.

Как любой ученый ты говоришь немного суховато, но ребята, побывавшие на конференции, рассказывали, что там было немало интересного и даже смешного. Это так?

– Да, аудиторию позабавили фотографии со стройплощадок новых буддийских монастырей, над которыми реют коммунистические флаги и лозунги об ударной стройке. Аспирант Института востоковедения РАН Елена Леонтьева сделала доклад об одном из основателей тибетской школы буддизма Карма Кагью – древнем йогине Марпе Переводчике. И тут занудные историки выяснили, что вопреки общепринятому мнению Марпа употреблял не легкие алкогольные напитки, а крепкие. Однако из этого не следует делать негативных выводов об этом достойном человеке. Доцент Оренбургского педуниверситета Степан Викторович Джунджузов рассказал, почему в начале ХХ века калмыки разом из православных записались в буддисты, чем немало удивили имперские власти. Археологические доклады были представлены аспирантом из Благовещенска Алексеем Беляковым и вашим покорным слугой. Алексей рассказывал о следах буддизма в археологических памятниках Дальнего Востока. Моя тема более широкая – «Памятники буддийской археологии на территории России». Я сделал обзор известных археологических свидетельств распространения буддизма в государствах-наследниках Монгольской Империи – Золотой Орды, Империи Юань. Я пришел к выводу, что известные памятники буддийской материальной культуры, безусловно, являются важными свидетельствами раннего распространения буддизма Ваджраяны в Северной Евразии в среде кочевых монгольских и тюркских народов, значительная часть которых затем влилась в состав Российской Империи и Советского Союза. Таким образом, буддизм оказался вплетенным в ткань российской цивилизации.

О том, как именно сейчас развивается буддизм Карма Кагью в России, об этапах его развития и возможных тенденциях мы спросили у президента Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александра Койбагарова. И вот что он рассказал:

– Можно отметить два этапа. В начале 1990-х наши центры росли очень бурно, после каждой лекции ламы Оле в центры приходило очень много новых людей. Потом рост замедлился и состав наших центров стабилизировался. Кроме, пожалуй, таких городов как Москва и Питер, где новые люди приходят каждый день. Но в целом костяк наших центров сформировался, и долгое время развитие шло не на количественном, а на каком-то внутреннем уровне. А в начале «нулевых» мы столкнулись с новой волной. Во время очередного приезда ламы Оле мы сняли лекционный зал на 700 человек исходя из обычного количества посетителей. А их внезапно пришло полторы тысячи, и очередь желающих попасть на лекцию перекрыла Невский проспект. С тех пор интерес новых людей к буддизму не спадает. Но это уже не представители поколения хиппи, это люди, утвердившиеся в своем мировоззрении, более зрелые. Среди них много молодежи, но это гораздо менее разбросанные люди. Сегодня в нашей ассоциации насчитывается 55 центров Алмазного пути по всей стране, а если считать вместе с небольшими группами, получится 72.

В начале 90-х в определенных кругах бытовало мнение, что настоящими буддистами могут быть только те, кто является буддистом по праву рождения. Что есть некие «традиционные буддисты», некие обновленцы. Со слов Александра Койбагарова, сегодня ситуация изменилась. Он особенно отметил доклад доктора наук, сотрудницы кафедры социологии СПбГУ Елены Островской, которая лет 10 назад занимала достаточно негативную позицию по отношению к «конвертитам», но сегодня она положительно оценивает некоммерческие буддийские организации и их роль в становлении гражданского общества и формировании демократических ценностей. Глава российской Ассоциации буддистов Карма Кагью также подчеркнул, что присутствие на конференции Чжампы Доньюда, настоятеля Санкт-Петербургского буддийского храма, представителя традиционного буддизма, является важным символом единства российских буддистов. Напомним, что нынешним летом лама Оле Нидал встречался с главой Традиционной буддийской сангхи России Хамбо-ламой Аюшеевым, и стороны чрезвычайно высоко оценили итоги прошедшей встречи.

Челябинский буддийский центр Алмазного пути сегодня тоже переживает этап бурного развития. Летом южноуральские буддисты выступили с инициативой построить в окрестностях Челябинска ритритный центр, который объединил бы буддийские общины всего Большого Урала. Ритритный центр – это относительно удаленное от цивилизации место, где буддист-мирянин мог бы побыть некоторое время для углубленной практики. Поскольку в городских центрах Алмазного пути зачастую бывает достаточно много народу и после работы или в выходной день там может быть довольно шумно. Сегодня в России уже действуют несколько ритритных центров. Более того, РЦ «Аскат» на Алтае стал популярным местом, куда все лето приезжают туристические группы, а РЦ в марийском поселке Морки готовится к возведению ступы (культового буддийского сооружения) под руководством тибетца Шераба Гьялцена, высокого ламы Карма Кагью.

Нынешней осенью сделка по приобретению земли в окрестностях Аргазинского водохранилища была завершена, и в ближайшие годы уральские буддисты надеются построить там центр для всех, кто хочет более глубоко освоить методы изучения природы ума, данные человечеству Буддой Шакьямуни более двух с половиной тысяч лет назад.

Максим БОДЯГИН
Фото: Фото Филиппа ДРОНОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления