Город Нафига нам лезгинка

Нафига нам лезгинка

С начала сентября СМИ Южного Урала взорвали сообщения: в Магнитогорске делают роботов-андроидов, которые в скором будущем заменят человека на вредных производствах и помогут ему в домашнем хозяйстве. Прямые заявления, мол, железные люди уже способны танце

" src=

С начала сентября СМИ Южного Урала взорвали сообщения: в Магнитогорске делают роботов-андроидов, которые в скором будущем заменят человека на вредных производствах и помогут ему в домашнем хозяйстве. Прямые заявления, мол, железные люди уже способны танцевать лезгинку, и туманные намеки на крупные инвестиции подогрели мое любопытство. Я отправился в Магнитку. Под перестук вагонных колес воображение рисовало картины: вот робот-металлург бесстрашно стоит у домны и что-то шурудит железною рукой, вот робот-гувернант ласково шлепает новорусского отпрыска, спасовавшего перед биномом Ньютона. Благоприобретенный скепсис подсказывал: на многое не рассчитывай. И в самом деле, на разработку робота-андроида Asimo японским инженерам и компьютерщикам из Honda Motors понадобилось около 15 лет и сумма, хоть нигде и не озвученная, но, как сходятся во мнении комментаторы, сравнимая со стоимостью ММК. А вот есть ли такие деньги у простых русских парней из индустриального мегаполиса? И главный вопрос, который меня мучил, нафига нам лезгинка? Или проще говоря, зачем роботу иметь две руки, две ноги и уметь ходить (то есть вертикально передвигаться шагами с отрывом ног от земли)? Тут ведь как в кино про истерзанного внутренними противоречиями Энакина Скайуокера: есть неприглядный робот-трудяга R2D2 – ведро с колесиками, щебечущее по-птичьи, и есть сверкающий золотом прямоходящий интеллектуал C3PO. АрТуДиТу ловко катается по корпусу звездолета и заваривает дыры от бластеров, а СиТриПиО вечно путается у всех под ногами и совершенно по-бабьи визжит на 160 галактических языках. При этом дело происходит в далеком будущем. В осязаемом настоящем роботы, которые нашли применение, либо тупо крутят гайки на автомобильном производстве (манипуляторы, понимаешь), либо глотают пыль, объезжая углы комнат (пылесосы, розничная цена 10–30 тысяч рублей, при заказе через Интернет скидка пять процентов). Остальное – игрушки для офиса: руками подвигать, башкой повертеть, матерный файл процитировать.

Однако недавно на координационном совете по поддержке малого и среднего бизнеса в Магнитогорске было представлено НП «Инновационный технопарк МГТУ» – ЗАО «Андроидные роботы». Без дураков заявлено, что начат выпуск первой модели российского андроида, созданного для демонстрации возможностей замены человеческого труда на производстве. Рост робота модели АР100 «Добрыня» – 35 сантиметров, вес – 1,5 килограмма. Затраты на производство «Добрыни» составили три миллиона рублей. Ежели перевести ТТХ на общепонятный, то мы имеем штуковину размером с крупный ботинок, которая имеет под панцирем процессор, сравнимый по мощности с «мозгами» мобильника и кучу сервоприводов. Сервоприводы, кстати, отнюдь не российские, а японские и корейские. К неоспоримым плюсам продукции ЗАО «Андроидные роботы» относится программное обеспечение, разработанное теми самыми простыми русскими парнями, железобетонная вера в будущее и жажда инвестиций в размере ста миллионов рублей. Да, чуть не забыл, лезгинка, воспетая коллегами-журналистами… (Смотреть видео, 22 сек., 461 Кб)

Офис ЗАО «Андроидные роботы» смахивает на институтское КБ в пору заката. В смысле помещения есть, а народу немного. Это все внешне, конечно. «Голова» ЗАО – в Москве. В Магнитке – конструкторское бюро и сборочный цех. Цокольный этаж, курить на улице, внутри – секретарь, кулер, компьютеры, железки. Если и сборочный, то не цех, а узел. Зато на столе в этом самом цехе стоят они – андроиды. Несмотря на то, что «андрос» с греческого переводится как «мужчина» (реже – «человек»), определить половозрастные характеристики роботов трудно. Оно и к лучшему, демографическую ситуацию исправлять надо. Знакомимся с техническим специалистом компании Алексеем Богдановым. Вот уж точно человек, уверенный в светлом будущем отечественной робототехники. Он осознает, что мировой рынок в этом плане развит слабо (11 миллиардов долларов, по его словам), но утверждает, что каждый год прибавляет еще по 5-7 миллиардов. «Это серьезная мотивация для производителей роботов, – говорит он. – Сейчас компании замерли в ожидании. Механика уже достигла должного уровня. Развитие тормозит отсутствие мощных вычислительных комплексов и малый КПД существующих источников питания». Богданов рассказывает, что Билл Гейтс отошел от майкрософтовских дел и основал отделение, где разрабатывается программное обеспечение для роботов будущего. Что лет через тридцать роботы будут успешно конкурировать с человеком в осмысленности действий. Ну, с последним нельзя не согласиться. Я уже сейчас знаю немало людей, с осмысленностью действий которых может посоперничать кофеварка.

" src=

Но вернемся к нашим Добрыням. Вот оно, чудо технологий. Ощущение, будто побывал на выставке «Твори, выдумывай, пробуй!» районного Дома творчества юных. Не в пику сотрудникам «Андроидных роботов», кстати. Я же понимаю, что когда-то и часы были солнечными… Черные кубики сервоприводов расположены в «суставах» и скреплены металлическими пластинками – очень похоже на конструктор, которым я играл в детстве. «А унутре у ей – думатель и неонка», – вспомнились Стругацкие. Но нет, «унутре» робота – процессор, который отвечает за исполнение «сервами» определенной последовательности движений. Безо всякого трепета Алексей вручает мне пульт управлением. Правда, не «Добрыней», который опутан проводами и находится на стадии окончательной сборки, а «корейцем» Robonova. Пульт – один в один ДУ от телевизора: цифры, стрелки, спецкоманды. На каждую кнопку «заведено» действие. Щелчок тумблера – и робот «поднимается с колен», так он «спал». Дальше – можно пройтись вперед, назад, повернуться, руками подвигать. Спецкнопки включают более сложные алгоритмы: нелепо раскорячившись, «робонова» ложится на пол, потом, жужжа моторчиками, поднимается. Пластики ему занимать и занимать. «Робонова» – это не Казанова, изящным наукам не обучен. Зато робот может стоять, задрав ногу, пинаться, действовать в группе, как бы танцевать. Этот танец и называют лезгинкой, хотя кавказского драйва в ней ровно столько, сколько аутентичности в челябинских сациви. Нет, такая лезгинка нам не нужна. «Видишь ли, – объясняет Алексей, – весь наш мир двуногий. Пространство, где передвигается человек, не рассчитано на колесо. Раз уж все идет к тому, что тяжелую работу будет делать робот, а человеку останется лишь интеллектуальный труд, нужно и делать андроидов». Пока Алексей говорит, я забавляюсь, заставляя робота кувыркаться через голову. Но вот аккумулятор сел, андроид застыл, отключился и плавно согнул колени, засыпая. Пока это не более чем дорогая игрушка. Стоит больше тысячи баксов, умеет немногое, да и то только то, что записано двоичным кодом, а не сказано голосом хозяина. Правда, перспектива освоения ста миллионов подогревает интерес разработчиков. Свои амбиции они реализуют в боях роботов, которые обычно проходят в Москве. ЗАО «Андроидные роботы», кстати, правообладатель и организатор «Открытого чемпионата России» по боям роботов-андроидов. Врать не буду, не видел, слышал только, что зрители в восторге, когда полуторакилограммовая чушка, напичканная электроникой, падает со стола-ринга. Но если быть честным, дерутся не роботы, а люди с пультами управлениях в руках. Да и лезгинку за своих будущих помощников тоже танцуют они. Подождем еще 30 лет, может и состоится первый в истории открытый чемпионат по бальным танцам среди стройных и мыслящих людей из металла. Пока – на ногах бы «Добрыне» устоять.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления