62,3% российских школ не оборудованы медпунктами. Такую информацию привела вчера на заседании правительства министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Основное число таких школ находится в сельской местности. Там оказание медицинской помощи школьникам будет возложено на персонал фельдшерско-акушерских пунктов. В городских школьных медпунктах врачи прикреплены к районной поликлинике. Однако для нормального физического развития ребёнка необходимо не только участие врачей, но и правильная организация досуга, физкультура и горячее питание.
Каждая школа в Челябинске в соответствии со стандартами оснащена медицинским кабинетом. Фельдшеры в них должны работать с 8 до 16 часов, и их обязанности заключаются в регулярном осмотре школьников, доврачебном обследовании, ведении документов, проведении вакцинации. Заменить собой участкового врача или узкого специалиста школьный доктор не может, а вот оказать экстренную помощь и вести наблюдение за детьми, находящимися на диспансерном учете по разного рода заболеваниям, – вполне.
По словам руководителя службы материнства и детства Челябинской области Ирины Огошковой, процесс учёбы должен соответствовать физическому состоянию детей. «Школьникам элементарно должны обеспечивать свет, тепло, горячее питание и движение, – подчеркивает специалист. – Если учёба проходит в некомфортных условиях, ребёнок не только теряет физическое здоровье, но и не получает умственного развития».
Удобные парты и стулья, отапливаемые и проветриваемые классы, соблюдение чистоты и режима уборки, элементарное наличие источника питьевой воды во многом способствуют плодотворной работе учеников. Важен и психологический фактор. Хороший настрой на учебу дает и возможность после обязательных уроков заниматься любимым делом.
Ситуация с детским досугом очень радует: почти во всех школах для учащихся младших классов организованы «продлёнки», школьники могут посещать кружки, и чаще всего – на бесплатной основе.
Как отметила заместитель директора гимназии №10 по воспитательной работе Алёна Ушакова, дополнительное образование в этой школе, в которой дети с первого по девятый класс обучаются с музыкально-хореографическим уклоном, тесно переплетено с учебным процессом. «Мы можем предложить детям занятия в хореографических коллективах, которые существуют уже более 15–20 лет, в ансамбле скрипачей, оркестрах классической музыки и народных инструментов, в отряде юных инспекторов и многих других кружках. С нашей школой сотрудничают преподаватели из центров творчества, что говорит о качестве преподавания».
Не только эстетическое направление, но и занятия спортом организованы в 54 школе. Педагог-организатор Оксана Хабарова пояснила, что в качестве дополнительного образования здесь организованы занятия хором, православными песнопениями, хореографией, ритмикой, бисероплетением, футболом. Часто со школами сотрудничают центры творчества, находящиеся вблизи зданий МОУ, поэтому то, какие именно кружки есть в школе, зависит от педагогов этих центров.
При выборе кружка или секции родителям нужно иметь в виду не только желание ребенка, но и состояние его здоровья. «Первую группу здоровья имеют только 27% будущих первоклассников, – отмечает Ирина Александровна, – а большинство детей в школу приходят уже с заболеваниями опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, нарушениями зрения. Поэтому родителям следует учитывать, сможет ли ребёнок посещать дополнительные занятия и вообще учиться в гимназии или лицее, не повлияет ли нагрузка на него негативно».