RU74
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Челябинске

Погода+17°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +13

6 м/c,

южн.

737мм 42%
Подробнее
3 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Здоровье Пациент имеет право...

Пациент имеет право...

Наверное, нет сегодня такого человека, который время от времени не задавался бы вопросом: что дает нам полис обязательного медицинского страхования? Давайте честно признаемся сами себе...

" width=

Наверное, нет сегодня такого человека, который время от времени не задавался бы вопросом: что дает нам полис обязательного медицинского страхования? Давайте честно признаемся сами себе, что как пациенты об этом мы имеем весьма смутное представление. Для многих страховой медицинский полис – это документ, необходимый только для того, чтобы попасть на прием к врачу. Некоторые вообще не знают, для чего им была выдана эта бумажка. А тем временем именно «эта бумажка» является гарантом получения качественной и бесплатной медицинской помощи. На официальном языке это определение звучит буквально так: «страховой медицинский полис является документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение медицинской помощи в объеме Программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации». Безусловно, ключевым будет словосочетание «право гражданина», то есть мы с вами, пациенты и граждане РФ, имеем определенный набор прав, о которых в большинстве случаев даже не подозреваем. На первый взгляд, вроде бы нет в этом ничего страшного, но во многом именно правовая безграмотность тормозит развитие цивилизованного рынка медицинских услуг, и даже может быть опасной для жизни и здоровья человека. Многочасовое ожидание врачебного приема, навязанные платные медицинские услуги, низкое качество обслуживания – все это нарушения прав застрахованного пациента.

О том, что входит в понятие «права пациента», и как реализовать свое право на качественное медицинское обслуживание, состоялся разговор с заместителем директора Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Роритой Минцер.

– Прежде всего, каждый пациент имеет право на бесплатную медицинскую помощь за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Однако на практике люди нередко сталкиваются с тем, что для проведения того или иного обследования или лечения врач предлагает заплатить деньги. В таких случаях нужно обратиться к руководству лечебного учреждения – главному врачу, заведующему отделением, или в свою страховую компанию и узнать, действительно ли эта медицинская услуга платная. Бывают случаи, когда в поликлинике нет медицинской аппаратуры для проведения того или иного обследования или лечения, отсутствует специалист для консультации, и лечащий врач рекомендует обратиться в частный медицинский центр. Такие действия тоже неправомерны. Доктор обязан выписать пациенту направление в государственное медицинское учреждение, где есть возможность предоставить эти услуги бесплатно.

Как вы понимаете, речь сейчас идет о застрахованных гражданах, имеющих действующий полис. Каждый такой гражданин, застрахованный на территории РФ, имеет право получить медицинскую помощь в любом лечебном учреждении, как в экстренном порядке, так и в плановом, будь то поликлиника, стационар или другие современные стационарзамещающие технологии оказания такой помощи. Если у пациента нет полиса, то он имеет право на оказание экстренной помощи с последующим получением полиса медицинского страхования. Это касается как работающих, так и неработающих граждан. Проблем здесь никаких возникнуть не может, так как у нас имеется давно отработанная система выдачи полисов. И сейчас это делается очень быстро, буквально в течение получаса. Более того, в любое лечебно-профилактическое учреждение человек может попасть и вообще без документов. И отказать ему в экстренной помощи никто не имеет права.

Но для того, чтобы санитарки, врачи и другой медперсонал получили деньги за выполненную работу, у пациента должен быть страховой медицинский полис, который он должен предъявить лечебному учреждению. Проблема отсутствия полисов на территории Челябинской области сейчас существует, и нельзя не обращать на нее должного внимания. Вы поймите главное: ни в одной цивилизованной стране мира пациента без полиса не примет ни один врач. Дело в том, что человечность по отношению к пациенту не единственная составляющая работы лечебного учреждения. Не менее значимой ее составляющей является оплата всей выполненной работы, а оплачена она может быть только тогда, когда пациент приходит с полисом. Ведь мы же все в конечном итоге работаем за деньги. Так почему мы допускаем мысль, что врачи должны работать только из любви к профессии?! Поэтому хочу еще раз напомнить, что нельзя откладывать получение полиса в долгий ящик, обрекая тем самым медицинские учреждения на долговую яму. А ведь на те деньги, которые больницы получают, оказывая услуги пациентам, приобретаются лекарства, продукты питания, средства дезинфекции и прочее. В общем, все то, без чего больница работать и оказывать качественные медицинские услуги не может.

А имеет ли право пациент отказаться от лечения или от врача, усомниться в правильности действий последнего и потребовать созвать консилиум?

– Конечно, подобное вполне возможно. Пациент имеет законное право на отказ от любого медицинского вмешательства. В таком случае этот отказ оформляется записью в медицинской документации и визируется гражданином либо его законным представителем и медицинским работником. Отказ от лечения может быть обусловлен совершенно разными причинами. Главное, чтоб пациенту предварительно были разъяснены все возможные последствия такого решения. Вообще, самым важным правом пациента, без сомнения, является право на информацию, поскольку человек может разумно распоряжаться собой только в том случае, когда он достаточно полно осведомлен, чтобы принять правильное решение. Более того, врач должен ему разъяснить методы обследования и методы лечения, как на амбулаторном, так и на стационарном этапе лечения. И объяснить, почему назначаются те или иные препараты. Это регламентировано медицинской этикой. Но кроме этого пациенты часто задают вопрос: «Почему мне не отдают мою амбулаторную карту?» Амбулаторная карта – это прежде всего документ медицинского учреждения, который должен храниться там, где ему и положено храниться – в регистратуре или в архиве после выписки из стационара.

У предыдущего вопроса существует еще и психологический аспект. Пациент с врачом могут просто, как говорится, не сойтись характерами. Как поступить в этом случае?

– Если подобная дисгармония возникает во взаимоотношениях врача и пациента, то пациент имеет право поменять врача. В первую очередь, он должен обратиться к заведующему отделением, главному врачу медицинского учреждения, который в дальнейшем и решит, как устранить возникшую проблему. Хочу обратить ваше внимание на то, что все вопросы решаемы. Только решать их нужно не на эмоциональном уровне, а цивилизованно. Поверьте, что ни один сотрудник медицинского учреждения зла пациенту не желает. И не ставит своей задачей довести человека до нервного срыва. Наоборот, основная задача – создание максимально благоприятных условий для получения медицинской помощи. И если у вас с врачом возникло то, что вы назвали психологической несовместимостью, то заведующему отделением вы так и можете объяснить, ничего не придумывая. Это нормально!

Можно ли вмешиваться в процесс лечения?

– Это вопрос почти философский. (Смеется.) Дело в том, что нет двух абсолютно одинаковых людей, а значит, и для лечения одного и того же заболевания могут назначаться совершенно разные препараты и применяться разные методы лечения. Кроме того, у пациента часто обнаруживается не одно, а несколько заболеваний. И искусство врача заключается в таком подборе препаратов, чтоб они не только помогли по основному заболеванию, но и не ухудшили самочувствия по другому, стабильному состоянию. Поэтому я считаю, что ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Нет доверия к врачу? Вы уже знаете, куда нужно обращаться с данной проблемой.

Часто ли южноуральцы жалуются на некачественное медицинское обслуживание?

– К нам в фонд медицинского страхования обращаются по вопросам морали и этики медицинских работников. В течение года бывает до пятидесяти таких обращений, то есть где-то 5,8% от числа всех обращений. И это, хочется отметить, совсем немного, потому что и врач чаще всего стремится решить проблему на месте и найти общий язык со своим пациентом, а с другой стороны, и большинство пациентов все же стремятся верить человеку в белом халате, так как считает его профессионалом своего дела.

Существует понятие стандартов лечения. Что оно в себя включает и насколько оно учитывает индивидуальные особенности организма каждого пациента?

– Стандарты лечения – это большой фрагмент медицинской науки, которая при конкретном заболевании характеризуется необходимым объемом обследования пациента и применяемых методов лечения. Эти стандарты разрабатываются на уровне министерств здравоохранения территорий. Но теперь мы переходим уже на следующий уровень. В каждом медицинском учреждении есть свои стандарты, которые адаптированы к требованиям медицинской науки, с одной стороны, и к возможностям конкретного медицинского учреждения, с другой стороны. И эти стандарты всегда контролируются на уровне управлений здравоохранения. Одной из реалий дня сегодняшнего являются также медико-экономические стандарты. Таковые на территории нашей области уже есть. Они содержат в себе не только норматив обследования, консультаций, лечения, применения препаратов, но и предусматривают стоимость абсолютно всех процедур.

Насколько часто граждане обращаются в страховые компании, чтоб отстаивать свои права?

– В прошлом году в страховые медицинские организации обратилось чуть более семи тысяч пациентов. Основные причины обращений: обеспечение льготными медикаментами той категории граждан, которые имеют на это право, организация работы лечебно-профилактических учреждений. Чаще всего граждане жалуются на очереди за талонами к узким специалистам и, как следствие, на необходимость прибегать к платным медицинским услугам. В этом направлении сейчас проводится очень серьезная работа. Проблемы платных медицинских услуг стали уже настолько острыми, что теперь находятся на контроле не только министерства здравоохранения, но и самого губернатора Челябинской области. Пересмотрены все положения по платным услугам. Из перечня убраны практически все виды медицинской помощи кроме, пожалуй, палат повышенной комфортности. Все остальное практически полностью входит в зону ответственности фонда медицинского страхования. Еще 15% обращений составляет отказ в оказании медицинской помощи в пределах территориальной программы. Каждое обращение мы рассматриваем индивидуально и выносим решение административного порядка. Этих обращений немного, но они нас тревожат, так как это связано с оскорбленным достоинством пациентов, чего в медицинских учреждениях быть не должно. Ведь человек к нам приходит с болью и надеждой на разрешение сложной для него ситуации. Еще более усугублять проблему врач просто не имеет права, так как его предназначение – помощь. И помощь эта должна быть прежде всего качественной. Когда пациент обращается с жалобами на обратное, то каждый такой случай разбирается в индивидуальном порядке. Работает экспертная группа, которая выявляет нарушение и налагает штрафные санкции.

Фото: Фото с сайта Mediazavod.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления