Читайте нас где удобно
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Календарь
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Весь месяц

Обратная связь
Если у вас есть предложения или замечания о работе наших сайтов, вы можете отправить нам сообщение через форму обратной связи.

12 000
Вагнера ул, д. 73 / 46.0 м2
15 000
40 лет Победы ул, д. 44 / 56.0 м2
13 000
Братьев Кашириных ул, д. 54 / 50.0 м2

Мы продолжаем рассказывать об истории районов Челябинска, и сегодня мы посмотрим, как изменялся Советский район. С момента своего рождения и до 1937 года его называли железнодорожным. Это имя ему действительно подходило, потому что Транссибирская магистраль круто изменила жизнь в захолустном городке. Челябинск довольно скоро стал крупным железнодорожным узлом и вызвал интерес промышленников.

Друзья, если у вас есть фотографии нашего города, его культовых известных и не очень мест, сделанные в разные годы (в 90-е, 80-е, 70-е и более «бородатые» годы), присылайте на почту редакции (Написать письмо). Эти снимки мы обязательно используем в наших будущих материалах, посвященных районам Челябинска. Давайте вместе вспомним историю нашего города!

Железнодорожная станция Челябинск образовалась в конце XIX века. В 1892 году от неё началось строительство самой большой в мире Транссибирской магистрали.

К 1896 году (через 4 года после прихода первого поезда в Челябинск) была построена железнодорожная ветка на Екатеринбург.

– Челябинску не повезло с рекой, поэтому железная дорога сыграла роль «железной реки» с двухсторонним движением, – говорит директор музея истории ЮУЖД Егор Казаков. – Лично у меня возникает именно такая ассоциация. Эта «железная река» сегодня рассекает город на несколько частей и связывает его с разными регионами России.

Сегодня на железной дороге работает более 10 тысяч челябинцев, в лучшие советские годы только в локомотивном депо трудились 3 900 человек.

Всё это время железная дорога была и остаётся государством в государстве. Как только рельсы были проложены, вокруг них с ощутимой скоростью начали расти локомотивное депо, вагонные мастерские, вокзал, баня и пекарня, больницы, школы, собрание железнодорожников, как грибы вокруг станции появлялись жилые посёлки железнодорожников. В этом «государстве» всегда было всё своё.

Но для пассажиров главным объектом железнодорожной станции Челябинск был и остается вокзал. Старое здание челябинского вокзала служило им с 1892 по 1965 год. Сейчас там размещаются различные службы аппарата станции Челябинск-Главный. Новый вокзал начали строить в 1960-х и сразу было понятно, что он будет не только красивым, но и удобным.

Так и получилось. Транзитные пассажиры, гости города никогда не забывали отметить, что в Челябинске самый лучший в России вокзал.

Челябинский вокзал пережил реконструкцию в 2004 году и сегодня официально входит в пятерку лучших вокзалов страны – по эстетике, благоустройству и комфорту для пассажиров.

В последние годы сильно изменилась и привокзальная площадь: во-первых, трамвайное кольцо было перенесено за её пределы – в сторону завода имени Колющенко; во-вторых, полностью изменилась здесь дорожная развязка и выросла площадь автомобильных стоянок; в-третьих, появились новые торговые центры. Что-то жителям района нравится, а что-то вызывает раздражение.

– Привокзальную площадь превратили в парковку, а новая дорожная развязка привела к бардаку на проезжей части и остановках, – считает челябинка Надежда Пустовая. – Раньше порядка было больше. Да и удобнее было, когда троллейбусы и трамваи разворачивались прямо на привокзальной площади. Вышел из поезда и сразу сел на нужный тебе маршрут.

При этом Надежда отмечает, что появление торгового центра «Синегорье» на месте рынка «Элизбар» (1990-е годы) изменило привокзальную площадь к лучшему – и красиво, и потому что в районе вокзала нет крупных торговых комплексов. А вот строительство ТК «Остров» на «стрелке» между улицами Цвиллинга и Свободы жителей близлежащих домов страшно возмутило, потому что ради этого строительства вырубили зелёную рощицу на этом месте.

Район вокзала всегда считался одной из главных точек на карте города, поэтому в 30-е и послевоенные годы ХХ века архитекторы с особым вниманием подходили к его застройке. И сегодня архитектурный ансамбль улиц Свободы и Цвиллинга – от привокзальной площади до проспекта Ленина – продолжает радовать глаз. Современная точечная застройка мало его изменила.

– Но из дореволюционных построек в этом районе сохранилось немногое, – рассказал Егор Казаков. – Это два-три дома, а также баня – вросшее в землю одноэтажное здание за памятником стрелочнику (официальное название памятника «На новый путь»).

А вот здание железнодорожного собрания, построенное в 1903 году (раньше Народного дома на площади Революции), снесли. Оно стояло в самом начале улицы Свободы, теперь там автомобильная стоянка.

– Радует, что сохранились обе железнодорожные школы – первая и вторая, построенные в 1930-х годах, – продолжает Егор Казаков. – Правда, в новом веке они были переданы муниципалитету.

До 50-х годов в первой железнодорожной школе учились только девочки.

Самым известным на улице Свободы в советское время был дом № 80. Здесь жило всё железнодорожное начальство. До «нового времени» там находилась большая булочная, а сейчас – пекарня-кондитерская «Ватрушка».

Не меньшей известностью пользовался и дом на Свободы, 88, почти весь первый этаж которого занимал большой гастроном. Сейчас вместо вывесок «мясо» и «молоко» мы видим далекие от продуктов питания названия. Рядом с этим домом в 2005 году построили куб из тонированного стекла, где сначала был магазин London.ru, года через два – «Вавилон», теперь это «Баран-кафе».

Еще одним культовым местом в Советском районе был кинотеатр «З0-летия ВЛКСМ». Сейчас там ресторан Venezia. Первый был массовым, второй скорее элитарным. А вот кинотеатр имени А. С. Пушкина, построенный в 1937 году, не только сохранил своё прямое назначение, но ещё и театр «Манекен» пустил под свою крышу.

В предвоенные годы на Цвиллинга был построен громадный корпус поликлиники ЮУЖД, позднее вырос целый медгородок дорожной клинической больницы на улице Блюхера (тоже в Советском районе).

– На улице Свободы в последние годы появилось огромное современное здание управления ЮУЖД, есть другие новостройки, но в целом архитектурный ансамбль 50–60-х сохранился, – говорит Надежда Пустовая. – Проблема в том, что первые этажи старых домов отдали под магазины, которые залепили всё своими разномастными вывесками. У каждого заведения свой вход, своё крыльцо, свой навес – кто во что горазд. Так что красивые старые дома просто уродуются.

Удивительно, что во времена челябинской «дорожной революции» к деревьям и газонам на улице Свободы отнеслись более бережно, чем на других главных магистралях. Вероятно, сработал «стоп-сигнал» гостевого маршрута.

– И все-таки раньше зелени на нашей улице было больше, – считает Надежда Пустовая. – Среди деревьев даже создавались специальные карманы для лавочек, на которых можно было посидеть, отдохнуть. Прекрасный сквер был на улице Плеханова (возле музыкального училища, теперь ЮУрГИИ) – с фонтаном. Мы там в студенческие годы много времени проводили. А сейчас всё запущено в этом сквере, лавочки исчезли, фонтан не работает, бурьян вырастает по пояс.

Улице Цвиллинга в этом плане повезло меньше – деревьев между тротуаром и проезжей частью почти не осталось.

– От вокзала до площади Революции, насколько я помню, Цвиллинга была с односторонним движением, машины могли двигаться только в сторону площади, – вспоминает Надежда. – Дорога была узкая, трамвайные пути от нее были отделены живой зелёной изгородью. Все остальное пространство занимали широкие тротуары, газоны и много-много деревьев. Улица утопала в зелени. Потом все деревья вырубили, расширили проезжую часть, тротуар стал узким. Такой красоты, как раньше, уже не будет никогда.

Радует горожан, что на Цвиллинга хотя бы сохранили городской сад имени Пушкина, который был разбит в 30-х годах.

– Я помню горсад с 1959 года, – рассказал нашему сайту известный челябинский музыкант, джазмен Станислав Бережнов. – Потому что там играли танцевальную программу самодеятельные джазовые оркестры – сначала под управлением Рудольфа Ковынева, потом военного дирижера Ивана Старицына, а позднее – коллектив Валерия Мовило. Для Валеры я писал аранжировки. Молодежь называла сад имени Пушкина «огородом». Может, потому что был он какой-то неухоженный, бурьян везде рос. И обычно спрашивали: «Ты сегодня на танцы в «огород» идешь или в «морг»? «Моргом» называли клуб областной клинической больницы, там тоже были танцы под оркестр.

Станислав Бережнов также вспомнил, что в 1961 году он стал первым в истории Челябинска инициатором джем-сейшна в горсаду имени Пушкина.

– Живая танцевальная музыка тогда была очень востребована – танго, фокстроты, вальсы... – говорит Станислав. – Неплохо было бы и сейчас в миллионном городе открыть круглогодичный танцпол, где можно было бы танцевать под живую музыку, концерты проводить. Желающие будут, потому что второе лето мы играем в горсаду имени Пушкина, и там уже собирается своя публика, люди приходят послушать музыку и потанцевать. Чуть ли не фан-клуб нашего джаз-бэнда сложился. Только сценическая площадка в горсаду не защищена от дождя и потому мы полностью зависим от погоды. А так все нормально – оркестру нравится играть на воздухе, звукорежиссёры просто отличные, публика довольна.

Железная дорога строила жилые дома и административные здания не только в районе вокзала, но и в самом центре города. В 1937 году слушался опрос о возведении на площади Революции здания управления ЮУЖД. Достраивалось оно уже во время войны. Жилой дом на площади Революции, первый этаж которого сегодня занимает Александровский зал областного музея искусств, – тоже вклад ЮУЖД в строительство новых городских кварталов.

На другой фотографии 1956 года мы видим самое начало строительства жилого дома (площадь Революции, 1), в центре снимка – одно из известных зданий архитектурного ансамбля главной площади города, дом с часами. Но чаще всего его называют «Ритмом», потому что магазин «Ритм» был одним из культовых мест в городе во второй половине ХХ века.

– Это был мегапопулярный магазин в годы нашей молодости, – вспоминает Станислав Бережнов. – Единственный в городе магазин, где продавали музыкальные инструменты (большой по тем временам был отдел), виниловые пластинки (если говорить о джазе – чешские, польские, болгарские). Американских, конечно же, не было. Я там покупал аудиокассеты, мне их даже оставляли как постоянному покупателю.

У музыкантов, по словам Станислава Бережнова, было еще одно любимое место встречи – через дорогу от «Ритма», у гостиницы «Южный Урал». Но это уже Центральный район.

– После кабацкой работы (все мы играли тогда в ресторанах) мы встречались у «коновязи», – улыбается Станислав Бережнов. – Так мы называли металлическое ограждение напротив гостиницы «Южный Урал». А ещё это место часто именовали «биржей», потому что здесь можно было раздобыть струны к музыкальным инструментам, трости и прочие «запчасти». Все это было дефицитом в те времена, и музыканты делились друг с другом. Отношения были очень душевные, сейчас этого не хватает.

Проспект Ленина – граница между Центральным и Советским районами. Поэтому гостиница «Южный Урал» относится в центральной части города, а дома на противоположной стороне проспекта – это Советский район.

Частью архитектурного ансамбля главной городской площади в 1980-х стало новое здание Челябинского драматического театра имени Наума Орлова, строительство которого началось в 1973 году. Это был советский долгострой. Почти 10 лет горожане «любовались» круглой бетонной махиной в лесах, которая скорее была похожа на мощный бункер, чем на театр.

Только в 1982 году труппа драматического театра переехала в новое здание из Народного дома, где драма находилась с 1920-х годов. И до 2003 года театр носил имя революционера Цвиллинга.

Кстати, фонтан в сквере на площади (за спиной В. И. Ленина) появился в середине ХХ века. Но всё это время он трансформировался, а в 2014 году пережил капитальную реконструкцию и стал музыкальным.

Редакция сайта 74.ru благодарит за помощь в подготовке материала Объединенный государственный архив Челябинской области и Музей истории ЮУЖД.

Комментарии (103): Был город !.....стало... далее


Страницы: первая <<  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52  >> последняя





Новости партнеров