Город Изолятор восстал – Челябинск «перекрыло»

Изолятор восстал – Челябинск «перекрыло»

В ночь на 9 декабря в челябинском СИЗО №1 более 100 заключенных устроили бунт: громили мебель, ломали стены в камерах, кричали, резали руки и поджигали матрацы. Силовики заявили, что оперативно взяли ситуацию под контроль, в ГУФСИН заверили, что сила и спецсредства не применялись. Правозащитники утверждают, что в изоляторе была бойня, в том числе между самими арестантами. По факту инцидента возбуждено уголовное дело об организации и участии в массовых беспорядках (ч. 1, 2 ст. 212 УК РФ). Репортаж с места событий, комментарии сторон, версии о причинах беспорядков и эксклюзивные детали – в материале Chelyabinsk.ru.

1 из 4

Из окон валил дым, слышались крики

Первые сигналы о том, что в стенах старейшего на Южном Урале изолятора не все гладко, начали появляться еще 8 декабря. В том числе в СМИ поступили звонки от родных заключенных с самой разной информацией. Одни говорили, что арестантов перестали кормить, вторые, что в камерах отключили отопление, третьи напрямую заявляли о готовящемся бунте, связанном с переделом сфер влияния в криминальном мире, а также о том, что у стен изолятора уже стоят родственники заключенных, а на территорию проехал ОМОН. Также, по одной из версий, днем в понедельник к одному из подследственных пришла беременная женщина, которую задержали за попытку пронести запрещенные предметы. Дама начала материться и устроила истерику. По одному из мнений, арестанты, среди которых большое число ранее судимых, воспользовались инцидентом с нарушительницей, чтобы поднять бунт.

Руководство ГУФСИН области сразу же опровергло ряд версий, в том числе о сбоях в питании и появлении на территории режимного учреждения бойцов ОМОНа. Перебои с отоплением действительно были, но из-за аварии на теплосетях.

«Обстановка в исправительном учреждении контролируемая и управляемая. Подразделение работает в штатном режиме. У стен колонии нет ни ОМОНа, ни родственников осужденных, – заявили накануне в пресс-службе ведомства. – Очевидно, что выброс непроверенной и негативной информации о деятельности уголовно-исполнительной системы Челябинской области направлен на дестабилизацию обстановки в исправительных учреждениях».

Рано утром во вторник стало известно, что эскалация конфликта внутри режимного учреждения все-таки произошла. По официальной информации пресс-службы ГУФСИН по Челябинской области, все началось с отказа осужденного К. (Каргиева. – Прим. авт.) отдать сотрудникам изолятора мобильный телефон.

«Он, не желая выполнять законные требования администрации учреждения, призвал других заключенных к членовредительству, – говорится в официальном заявлении пенитенциарного ведомства. – 9 декабря 2014 года примерно в 1:30 спецконтингент соседней камеры, потеряв из поля зрения осужденного К., начал стучать в двери камеры, лить воду в коридор, устраивать задымление путем поджога клочков ваты из матрасов и призывать других осужденных поддержать акцию неповиновения администрации учреждения. В результате их поддержали около 100 человек (30 камер). Восемь человек в разных камерах нанесли себе незначительные порезы предплечий. Всем была незамедлительно оказана медицинская помощь. Сила и спецсредства не применялись».

В ГУФСИН также уточнили, что у стен СИЗО собралось около 20 человек, полиция выставила оцепление.

Корреспонденты Chelyabinsk.ru первыми прибыли на место происшествия. Участок улицы Российской от проспекта Победы до улицы Труда к 7:00 уже был перекрыт для движения личного автотранспорта. На каждом перекрестке, в том числе пересечениях со второстепенными улицами, стояли наряды полиции в боевом обмундировании – в касках, бронежилетах и с автоматами.

У самого изолятора все, на первый взгляд, было спокойно: никаких криков, лозунгов и разгоряченной толпы, как это было у стен колонии №6 в Копейске два года назад. О том, что ситуация серьезная, говорило лишь присутствие полиции, в том числе кинологов с собаками по всему периметру учреждения и периодическое появление высокопоставленных силовиков у центрального КПП.

Первым более детально прояснить ситуацию корреспонденту Chelyabinsk.ru смог прокурор Челябинской области Александр Войтович, который с ночи находится в изоляторе №1 вместе со своими коллегами.

«Инициатором волнений стал заключенный верхнеуральской тюрьмы по фамилии Каргиев, осужденный за убийство в Северной Осетии, – проинформировал Войтович. – В СИЗО он был привезен для участия в судебном заседании в Центральном районном суде в качестве свидетеля по уголовному делу по беспорядкам в копейской колонии №6. Этот осужденный, не желая выполнять требования сотрудников изолятора о необходимости сдать телефон, убедил других арестантов взбунтоваться. В результате подследственные его поддержали, начали жечь матрасы, проломили стены в двух камерах, принялись стучать посудой по батареям, восемь человек порезали себе предплечья. В результате последним оказали первую помощь, пожар потушили собственными силами. Подразделения ОМОНа и спецназа не привлекались, сила к арестантам не применялась. Сейчас ситуация под контролем».

9 декабря в Челябинский облсуд из СИЗО-1 не доставили двоих обвиняемых для решения вопроса о продлении содержания под стражей. Оба заседания отложили следующий день. Также не был доставлен подсудимый по делу, рассматриваемому облсудом в первой инстанции. Заседание отложено на 12 декабря.

Источники нашего сайта чуть позже подтвердили информацию прокурора. Так, по данным Chelyabinsk.ru, Каргиева доставили в СИЗО №1 еще около двух недель назад для участия в процессе по уголовному делу в отношении бывшего заключенного копейской ИК-6 Даниила Абакумова, который обвиняется в ложном доносе на руководство колонии. В день заседания Каргиев отказался выходить из камеры. Тогда судья оформил официальный принудительный привод свидетеля. На основании этого документа 9 декабря заключенного должны были доставить в суд уже без его добровольного согласия. Однако ночью он организовал в СИЗО беспорядки.

«Мы пришли ночью, стояли до самого утра, а потом съездили домой и снова вернулись, – рассказала мать арестанта СИЗО №1 Галина Овлякуева, которая около девяти часов вторника вместе с другими родственниками подошла к зданию СИЗО. – Ночью тут было жутко, из окон валил дым, слышались крики, больше похожие на плач. Нас не пускают внутрь, свидания запретили, ладно хотя бы передачи приняли, но медикаменты, лекарства не берут».

Женщина также пояснила, что под утро часть арестантов забаррикадировалась в своих камерах, боясь подпускать к себе кого-либо, а также, что медики просто бросили сидельцам бинты в камеры и ушли.

«Медицинская помощь заключенным была оказана в полном объеме, – подчеркнул на пресс-конференции по поводу инцидента врио начальника ГУФСИН по Челябинской области Сергей Огарков. – Еще раз повторюсь, что сила и спецсредства к заключенным не применялись. Ситуацию урегулировали сотрудники СИЗО без участия спецподразделений. В настоящее время руководством ГУФСИН области проводится серьезная работа по приведению условий содержания в соответствие с законодательством. В частности, ведется борьба по изъятию у осужденных запрещенных предметов, в том числе сотовых телефонов».

Улица Российская, на которой расположен изолятор, была закрыта примерно до 13:30 9 декабря. Такой беспрецедентный шаг взволновал многих горожан.

«Решение о перекрытии улицы было принято начальником ГУ МВД генерал-майором Андреем Сергеевым сразу же после того, как сигнал об инциденте в СИЗО поступил в дежурную часть, – рассказал на пресс-конференции замначальника полиции ГУ МВД по Челябинской области Сергей Резвый. – Это нормальные меры. Естественно, что мы перекрыли движение – это безопасность граждан, жителей нашего города. Тем более, что сегодняшняя ситуация непростая. Посмотрите, что творится на Украине, в Грозном. Ситуация и здесь, в СИЗО №1, могла быть всякая. И хорошо, что благодаря взаимодействию полиции с сотрудниками ГУФСИН по Челябинской области удалось избежать худшего сценария».

Сергей Резвый также добавил, что полицейские на территорию режимного учреждения не входили, а лишь обеспечивали безопасность и общественный порядок по периметру и на прилегающей к СИЗО территории. В том числе рано утром возле изолятора были задержаны два человека в нетрезвом состоянии, которые нарушали общественный порядок, в том числе выражались нецензурной бранью. При этом родственниками арестантов, как было объявлено в ряде СМИ, они не являются, подчеркнул замначальника полиции ГУ МВД. В отношении задержанных составлены протоколы о мелком хулиганстве.

В изоляторе во вторник вместе с представителями ОНК побывал уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. «Побеседовал с частью участников конфликта из числа осужденных, однако в связи с тем, что на территории изолятора с утра проводятся следственные действия, пообщаться со всеми не удалось, – объяснил омбудсмен. – В связи с этим работу продолжим в среду. До окончания проверки какие-либо выводы делать преждевременно. По ее итогам составим подробный отчет».

Алексей Севастьянов отметил, что одной из главных проблем изолятора сегодня является перенасыщенность на 20%, то есть на 200 человек, что, естественно, усугубляет обстановку в учреждении. «Считаю, что на это надо обратить внимание суду, который после некоторого спада вновь стал активно избирать для подследственных меру пресечения в виде заключения под стражу, – сказал уполномоченный. – Надеюсь, что к весне 2015 года построят новый корпус в третьем изоляторе, и проблема решится. Пока что только в СИЗО-1 содержится порядка 1200 человек».

Сами арестанты рассказали представителям ОНК, что слышали ночью 9 декабря. Обливания водой, крики о помощи и другие детали глазами сидельцев – на телеканале 74.ru.

Передел сфер влияния привел к бунту

Версия с телефоном у Каргиева – это официальный повод начала беспорядков в СИЗО. Факт действительно имел место быть. Однако, по информации сразу нескольких источников нашего сайта, вовсе не он спровоцировал бунт, а самого Каргиева просто хотят сделать крайним.

Так, есть локальная версия. Источник, который сегодня уже общался с участниками инцидента, пояснил, что акцию давно планировали в связи с делением неформальной власти внутри изолятора, причем с негласного разрешения сотрудников СИЗО, в том числе некоего оперативника по фамилии Осипов.

«Суть конфликта в том, что арестант по фамилии Якуб вместе с другим сидельцем по фамилии Малиновский (прозвище Малина. – Прим. авт.) с позволения Осипова решили сделать Якуба положенцем (смотрящим. – Прим. авт.) по СИЗО, – рассказал источник. – В результате они вдвоем стали подстрекать других арестантов поддержать их: несколько дней ходили по камерам и заявляли, что положенец теперь именно Якуб. В результате ночью 9 декабря эти двое через окно проникли в камеру к Антону Журавлеву и Сергею Колмогорцеву. Последний как раз и являлся действующим смотрящим. В результате между этой четверкой, а они из камер 109 и 113, завязалась драка, а остальные арестанты начали погром в изоляторе. Сотрудники ГУФСИН действительно не вмешивались в драку, заключенных просто разняли и развели по камерам».

По данным источника, в драке сильно пострадал Колмогорцев.

Информацию о смене смотрящих подтвердила и мать подследственного Галина Овлякуева. «Еще вечером 8 декабря, когда я подошла к изолятору в связи с начинающимися волнениями, туда же подъехала черная Lada Priora, – отметила женщина. – Из нее вышла неприятная женщина и сказала, что сегодня смотрящим по СИЗО станет ее муж Якуб. Ну разбирались бы сами, так ведь этот Якуб заставил обычных арестантов его поддержать...».

1 из 3

Еще один источник Chelyabinsk.ru высказал версию о том, что все было задумано не только для смены положенцев, но и для того, чтобы в связи с событиями с поста сняли начальника изолятора Николая Стыценко, к которому хорошо относятся арестанты, соблюдающие режим.

Есть и глобальная версия. Ее, впрочем, подтвердил на пресс-конференции Сергей Огарков: «В Челябинской области сейчас идет передел власти между криминальными авторитетами, и этот процесс докатился до уголовно-исполнительной системы. Акция неповиновения в следственном изоляторе №1 была спланирована заранее извне».

Действительно, за последний месяц в Челябинской области были застрелены два криминальных авторитета – смотрящие по Кыштыму и Копейску Мамука Небиеридзе и Петр Паньков. По некоторым данным, они каждый хотели поставить своего человека на Челябинск, за что и поплатились. В свою очередь, в исправительных учреждениях, по данным источника сайта, сейчас находятся три вора в законе, в том числе признанный в преступном мире. Последний отбывает наказание в верхнеуральской тюрьме, судим за изнасилование и убийство. Коронован был на сходке в Турции.

«Не исключено, что все события в СИЗО-1 как раз координируются авторитетами, которые делят власть, – предположил источник. – Ведь Каргиев из Верхнеуральска, и его могли вполне надоумить устроить заваруху в изоляторе».

По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по частям 1, 2 статьи 212 УК РФ (организация и участие в массовых беспорядках). Об этом сообщил старший помощник руководителя регионального управления СКР Владимир Шишков.

Депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов направил запрос в Генпрокуратуру РФ с просьбой провести всестороннюю проверку ГУФСИН по Челябинской области. Он отметил, что в регионе регулярно происходят ЧП в местах лишения свободы, «которые уже невозможно рассматривать как единичные случаи».

«По всей видимости, это следствие какого-то системного сбоя, – полагает Старшинов. – Произошедший инцидент – явное тому подтверждение. При этом для решения проблемы ничего не делается, в результате на этой теме начинают пиариться правозащитные организации зачастую с неоднозначной репутацией. Считаю, что здесь давно пора навести порядок».

Версии родственников заключенных и ответ руководства ГУФСИН – в репортаже телеканала 74.ru.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Сергея КАБАКОВА, видео с сайта Youtube.com пользователя Valeria Prikhodkina
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления