Город Три царицы влюблены

Три царицы влюблены

28 и 29 апреля на сцене Челябинского театра оперы и балета московская «Геликон-опера» представила свой масштабно-пышный спектакль «Царица». Несколько лет назад Давид Тухманов «для себя» написал оперу «Екатерина Великая». Но нашлись спонсоры. Постановка на

28 и 29 апреля на сцене Челябинского театра оперы и балета московская «Геликон-опера» представила свой масштабно-пышный спектакль «Царица». Несколько лет назад Давид Тухманов «для себя» написал оперу «Екатерина Великая». Но нашлись спонсоры. Постановка началась в самый разгар финансового кризиса в 2008 году и «Екатерина Великая» стала «Царицей».

Екатерина на сцене в трех лицах – Княгиня Екатерина (Елена Семенова), Екатерина II (Елена Михайленко) и Императрица Екатерина Великая (заслуженная артистка РФ Ксения Вязникова). Как объяснили певицы, в спектакле их объединяет любовь к мужчинам. Возлюбленных трое – граф Григорий Орлов (Дмитрий Пономарев), Григорий Потемкин (Петр Морозов) и Платон Зубов (Василий Ефимов). В результате исполнительницы заглавной партии до того сроднились, что хор перестал замечать моменты, когда юную Екатерину сменяет уже царица, а на смену ей приходит императрица всея Руси.

В основу оперы автор либретто Юрий Ряшенцев положил три любовные истории из жизни Екатерины II. Однако, по словам композитора Давида Тухманова, главное зерно оперы – тема покаяния императрицы. «Екатерина Великая, много сделавшая для России, оставалась земным человеком, а значит, была грешна, – говорит в одном из интервью Давид Тухманов. – Со сцены звучат реальные покаянные каноны, которые я ввел по просьбе Льва Лещенко. Однако, Екатерина, разрываясь между личными страстями и государевым долгом, никогда не переходила черту, не делилась с фаворитами реальной властью, не давала им шанса победить себя».

В постановке народного артиста России Дмитрия Бертмана «Царица» переросла рамки лирической любовной оперы, став масштабным спектаклем в имперском духе. При этом спектакль интересен не только оперным гурманам, но самой широкой публике. Споры музыкальных критиков о «Царице» продолжаются по мере продвижения ее из столиц в регионы – опера ли это с элементами мюзикла и парадного пышного шоу или все-таки мюзикл с претензией на классическое оперное искусство?

Однако известный мировому музыкальному миру дирижер Константин Чудовский заявляет твердо, что это современная опера с классическими ариями, хорами и музыкальной канвой. «Но музыкальный язык произведения настолько мелодичен, прост и доступен слушателю, что опера понятна любому зрителю, – говорит Константин Чудовский. – Недаром сегодня «Царица» отнесена к жанру открытой или народной оперы».

А Дмитрий Бертман утверждает, что великий мелодист Давид Тухманов, по сути, возвращает оперное искусство широким массам. К моменту прибытия в Челябинск «Царица» посетила Петербург, Краснодар, Уфу, ее услышали более 20 000 россиян. Шествие по стране продолжится, конечным пунктом гастролей «Геликон-оперы» станет Владивосток.

Таким изначально был замысел проекта Фонда просвещения «Мета», финансируемый корпорацией «Уралсиб», – вернуть оперное искусство широким массам. «Начало постановки оперы «Царица» пришлось на 2008 год, – рассказала челябинским журналистам председатель правления Фонда Валентина Сигаева. – Но, несмотря на разразившийся в мире и стране кризис, руководство Финансовой корпорации «Уралсиб» не прекратило финансирование этого проекта. Мы не отказались ни от пышных, приближенных к реалиям Екатерининского дворца, декораций, ни от 400 костюмов, воссоздающих «золотой век» Екатерины Великой, чтобы зритель полностью окунулся в ту эпоху величия России и гордился историей своей страны».

«Мы очень рады, что этот замечательный спектакль увидят челябинцы, – добавил управляющий челябинским филиалом ОАО «Уралсиб» Александр Киреев. – Сегодня нужны такие успешные культурные проекты, чтобы росла культурная составляющая страны, ее молодых граждан. И мы счастливы работать в компании, которая вносит существенный вклад в такие проекты, 50% заработанной прибыли идет на благотворительность, на сохранение исторического и культурного наследия, поддержку культуры и талантливых детей».

Кстати, поклонников оперного искусства в фойе театра встречает выставка детского рисунка «Красота Божьего мира», которая невольно заставляет проникнуться чувством благодарности к Фонду «Мета». Этот проект выводит в жизнь невероятно талантливых художников, которые в будущем непременно сделают славу своей стране.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео Павла ВАСИЛЬЕВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления