Город фоторепортаж От топора до яиц: Третьяковская галерея привезла в Челябинск 26 натюрмортов

От топора до яиц: Третьяковская галерея привезла в Челябинск 26 натюрмортов

Журналисты 74.ru прогулялись среди фруктов, букетов, инструментов и добрались до глазуньи.

Третьяковская галерея привезла в Челябинск 26 картин, которые рассказывают о жизни и красоте вещей. Выставка будет интересна и понятна всем. Журналисты 74.ru рассмотрели каждую работу в деталях. Оказалось, взгляды на красоту у художников разных поколений не совпадают.

Неизвестный художник. «Цветы и фрукты». Первая половина XIX века. Третьяковская галерея

Выставка «Жизнь вещей. Русский натюрморт XIX–XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи» откроется в субботу, 9 сентября, в челябинском музее искусств на площади Революции, 1. Она хороша уже тем, что похожа на урок. Здесь можно узнать, из каких предметов художники составляли раньше и составляют натюрморт сегодня, как им удаётся сделать красивыми самые обыденные предметы, например, топор. А главное, проследить эволюцию натюрморта на протяжении трёх веков.

XXI век здесь тоже представлен – это видеоарт Александры Метлянской под названием «Концерт» о поведении вещей в руках человека.

Торопов Ф. Г. «Натюрморт. Цветы и плоды». 1846. Из собрания Третьяковской галереи

Но надо смотреть выставку начиная с натюрморта живописца XIX века Фомы Торопова. Пышный букет и изобилие фруктов он изобразил в духе старых мастеров Голландии. А заканчивать – холстом современного художника, на котором строительной эмалью написана банальная глазунья из трёх яиц. Только так можно понять эволюцию натюрморта во времени и попытаться принять современное искусство.

Путешествие внутри натюрморта с Натальей Махновской

– Работа Фомы Торопова – отсылка к раннему голландскому натюрморту, – говорит куратор выставки Наталья Махновская. – Здесь мы видим любование деталями, всё выписано скрупулёзно – каждая виноградинка, каждый лепесток. Предметы словно настоящие. Это классическая школа живописи. Она всегда хороша и всегда привлекает внимание.

Мы побывали на выставке в момент развески картин

О традиции голландских художников говорят сами букеты. Живописцы «составляли» их из цветов всех времён года. В одном букете мы видим и сирень, и розы, и флоксы... А рядом лежат аппетитные фрукты – яблоки, виноград, гранаты... Кстати, в кисти сирени Торопова можно найти цветочек с пятью лепестками – к счастью. А также увидеть муху, которая «вот-вот взлетит».

Тыранов А. В. «Девушка с фруктами». 1830-е. Третьяковская галерея

– Благодаря кисти художника мы можем увидеть то, чего не бывает в реальной жизни, – продолжает рассказ старший научный сотрудник челябинского музея Наталья Махновская. – Например, в работе Алексея Тыранова «Девушка с фруктами» мы узнаём популярный брюлловский типаж итальянской девушки. Красавица держит в руках корзину с фруктами, ручки её такие холёные. Но по наряду мы понимаем, что это девушка из народа и вряд ли у неё могут быть такие руки, да и жемчуг в её ушах – тоже фантазия художника. Так он захотел передать красоту.

Рачков Н. Е. «Кухарка». 1870-е. Третьяковская галерея

А на портрете "Кухарка" Николая Рачкова его героиня держит в руках чашку тончайшего фарфора, что тоже вряд ли возможно – фарфор и для аристократии был дорогим предметом. Рядом мы видим глиняный простой кувшин, овощи, написанные в характерной для голландских художников манере, простоту костюма женщины... Это необычное сочетание – тоже загадка. Если вглядеться в выражение лица красавицы-кухарки, то можно понять, что она знает себе цену... Такие картины – целая история, в их сюжеты можно погружаться и погружаться.

– Заглавной картиной в этом собрании Третьяковской галереи мы сделали работу художника начала ХХ века Богданова-Бельского «Дети за пианино», – говорит Наталья Махновская. – Эту картину мы поместили на рекламные вывески. Она удивительна, потому что рассказывает о переменах в жизни нашей страны. И написана сразу после революции, в 1918 году. Художник выступил в роли репортёра, отразив драматизм исторической ситуации. Крестьянские дети среди конфискованных у богатых людей вещей – драгоценный фарфор в корзине, пианино, шикарное кресло, огромное зеркало в резной раме, фарфоровая чашка валяется на полу... Всё не так, всё перевернулось.

Веденецкий П. А. «Портрет Кулибина». 1818. Третьяковская галерея

Художники, собранные на одной выставке, любуются не только предметами, но предлагают нам портреты самых разных людей. Например, портрет известного учёного Ивана Кулибина, вокруг которого изобилие предметов: какой-то аппарат для исследований, часы, книга, карта, перо... Причём название книги и всё, что видим на карте, читается легко. А на груди Кулибина – тонко выписанная медаль с профилем императрицы Екатерины. По словам искусствоведа, это не только портрет, но одновременно натюрморт и историческая справка об известном человеке.

Есть в экспозиции очень необычная картина пейзажиста Левитана – нежный весенний букет фиалок и незабудок. Поэтический натюрморт. Но это уже другая манера – близкая к импрессионизму. Уже нет и намёка на голландский натюрморт, где прописаны все лепестки. Потому что на первый план художник выносит свои впечатления, настроение.

Гончарова Н. С. «Осенний букет». 1908. Третьяковская галерея

А дальше идут натюрморты авангардистов начала ХХ века – Гончаровой, Кончаловского, Шевченко, Куприна, брутальный натюрморт Альтмана. И это уже манера, далёкая не только от манеры Торопова, но и Левитана.

В натюрморте знаменитого Машкова фрукты кажутся драгоценными камнями

– Чем хорош наш авангард – тем, что вырос он на русской почве, – подчеркнула куратор выставки. – В нём есть культура лубка, уличных вывесок. Например, яркий натюрморт Машкова, где фрукты похожи на драгоценные камни: изумруды, сапфиры, рубины.

Натюрморты нового времени сродни провокации. Художник может собрать на одном полотне ничем не примечательные предметы, на которые мы вообще мало обращаем внимание. Или создаёт работу в духе учебного пособия из учебника ботаники. Порой взгляд художника скользит по хаотически собранным предметам, как мы скользим по жизни, многого вообще не замечая. И любопытно, и страшновато.

Кузнецов Н. Е. «Завтрак». 1916. Из собрания ЧГМИИ

Ещё одна интересная деталь – московские искусствоведы, сопровождающие выставку, добавили к собранию Третьяковской галереи работы из Челябинского музея искусств, что говорит о их высоких достоинствах. Это натюрморты Николая Кузнецова, Мартироса Сарьяна и Абрама Архипова (Пырикова). Они замечательно влились в столичную выставку.

Сарьян М. С. «Натюрморт». 1953. Из собрания ЧГМИИ

По условиям договора с Третьяковской галереей работы второй половины ХХ века, а также нового времени не разрешено публиковать в СМИ. И в этом интрига выставки – надо идти и смотреть.

Остаётся добавить, что Третьяковка бывает у нас в гостях не так часто. До этого челябинцы видели картины из её собрания в 2010 году. Новая выставка продлится на площади Революции, 1 до 5 ноября. Стоимость билетов - 250 рублей, пенсионерам, школьникам и студентам - по льготным ценам.

Фото: Олег Каргаполов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления