RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

747мм 66%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Город Вячеслав Середкин, генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт»: «В 2010 году мы ожидаем небольшой, но устойчивый рост энергопотребления»

Вячеслав Середкин, генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт»: «В 2010 году мы ожидаем небольшой, но устойчивый рост энергопотребления»

Подходит к концу очень непростой для каждой компании, страны и мира посткризисный год. Он стал настоящим испытанием для многих предприятий. Особенно пострадал Южный Урал, где падение производства в промышленности и общее снижение потребления электроэнергии было беспрецедентным. Как изменилась структура рынка, с какими проблемами столкнулась крупнейшая сбытовая компания Челябинской области и что делается для обеспечения стабильных поставок электроэнергии в регионе? Об этом мы беседуем с генеральным директором ОАО «Челябэнергосбыт» Вячеславом Середкиным.

Вячеслав Павлович, насколько серьезно кризис коснулся сбытовой компании?

– Мы в отличие от сетевиков и генераторов работаем напрямую с конечным потребителем, поэтому первыми столкнулись и со снижением потребления энергоресурсов, и с неплатежами. Все проблемы кризисных процессов испытали на себе в полной мере. По итогам 11 месяцев 2009 года энергопотребление упало на 18,9 процента (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). При этом максимальное снижение пришлось на июнь – 26 процентов. Тяжелыми месяцами были также апрель и май.

Наиболее существенное снижение энергопотребления отмечается у крупных промышленных потребителей: Челябинские строительно-дорожные машины – на 43, ЧКПЗ – 41, «Лафарж-Цемент» – 40, Станкомаш – 38, «Балтика» –16. При этом структура рынка энергопотребления постепенно претерпевает изменения. Если в 2007 году на крупный бизнес приходилось свыше половины всей продаваемой энергии – 53 процента, – то теперь его доля снизилась до 40 процентов. Сельское хозяйство потребляет 4, МУП и ЖКХ – 5, малый и средний бизнес, сфера обслуживания – 23 процента общего объема электроэнергии. Соответственно выросла доля населения – с 7 до 21 процента.

Однако население благодаря перекрестному субсидированию платит не полным рублем…

– Главная проблема даже не в этом. Самым страшным ударом для нас стало резкое увеличение долгов потребителей перед компанией. Первый квартал нынешнего года был просто провальным. Задолженность увеличилась вдвое – с 760 миллионов до 1 млрд 430 млн рублей. Для нас это огромные деньги! Планировалось до конца года снизить долги до 800 млн рублей. Но, увы, дебиторку удалось довести лишь до 1 млрд 216 млн рублей.

Кто является главным должником Челябэнергосбыта?

– Более половины общей суммы – 640 миллионов рублей – нам должны промышленные предприятия. Наиболее высокие темпы наращивания задолженности у Златоустовского металлургического завода – 111 млн руб., Станкомаша – 70 млн руб., Челябинского автоматно-механического завода – 16 млн руб., Усть-Катавского вагоностроительного завода – 14 млн рублей. Сейчас много говорится о спасении ЗМЗ. Но в том, что удалось поднять завод, есть и немалая наша заслуга. 111 миллионов рублей долга ЗМЗ, ставшего банкротом, – это наши замороженные деньги! Наш убыток, который никто не компенсирует в ближайшее время…

Не получив денег от потребителей, вы, в свою очередь, вынужденно накапливаете долги перед продавцами электроэнергии на оптовом рынке. Чем это может обернуться?

– Очень серьезными и неприятными последствиями. И мы, к сожалению, их уже получили. По части долгов наш регион оказался одним из самых проблемных. У энергосбытовых компаний других субъектов Федерации такого нет. Мы оказались заложниками лавинообразного роста неплатежей наших потребителей, который серьезно повлиял на финансовую устойчивость компании. В результате собственный долг Челябэнергосбыта на оптовом рынке электроэнергии достиг 1 млрд 300 млн рублей. В итоге компанию на полгода, с середины июня до 12 декабря, отлучили от торгов. Кроме того, нам пришлось заплатить 69 млн рублей штрафов.

Как сбытовики борются с должниками? Какие меры воздействия наиболее эффективны?

– Конечно, самый эффективный способ – это отключение. (Улыбается.) Но мы прибегаем к нему крайне редко, когда все другие меры – предупреждения, письма, составление графиков гашения долгов, обсуждения на комиссиях и антикризисных штабах в администрации области, снижение надежности и так далее – не дают результатов. Замечу, что процедура отключения – это длительный процесс, минимум две недели. Нужно соблюсти много нюансов: по глубине долга, по срокам официального уведомления и так далее. По некоторым предприятиям сами становимся инициатором банкротства. И вы знаете, как только иск поступает в арбитражный суд или производство оказывается обесточенным, собственник сразу находит денежные средства.

Но не все так просто. Дело в том, что наиболее крупные должники – это действительно проблемные предприятия. К тому же за ними стоит население. Тот же Станкомаш, от подстанции которого снабжается целый жилой район. Как его отключишь? Прежде чем ограничить подачу электроэнергии на тяговые подстанции Челябгортранса, очень долго вели переговоры с руководством этого предприятия. При этом мы выиграли все суды. Наконец, благодаря главе города все-таки подписали мировое соглашение, и погашение долгов началось.

Челябэнергосбыт выполняет функцию гарантирующего поставщика на Южном Урале. Приходилось ли вам терять клиентов в этом году?

– Нет, все потребители, которые, может быть, и задумывались о выходе на оптовый рынок, в этот нестабильный период предпочли остаться с нами. Хотя иной клиент, взять, к примеру, тот же ЗМЗ, приносит проблем больше, чем прибыли. (Улыбается.) Более того, к нам перешла часть потребителей в шахтерских городах и поселках – от поставщика второго уровня, потерявшего право на эту деятельность. Будем работать, обеспечивать стабильное электроснабжение в этом районе.

Можно ли сейчас говорить о каких-то положительных сдвигах в экономике, в том числе у ваших потребителей? Или мы по-прежнему на дне кризиса?

– В ноябре мы достигли уровня энергопотребления прошлого года. Это положительный момент, хотя тогда уже был кризисный период. Есть основания надеяться, что в ближайшее время энергопотребление превысит показатели прошлого года. Это свидетельствует о медленном, но устойчивом выходе из кризисной ситуации нашей промышленности. В следующем году мы ожидаем даже небольшой – на три процента, – но все-таки рост потребления электроэнергии.

Даже в сложные времена компании необходимо развиваться. Что нового сделано для удобства клиентов?

– Действительно, мы не стоим на месте, а продолжаем, несмотря ни на что, двигаться вперед. Среди наших абонентов 1,2 миллиона граждан, также заключено более 30 тысяч договоров с юридическими лицами. Для повышения качества обслуживания клиентов в компании разработана стратегия развития информационных технологий. Мы поэтапно воплощаем ее в жизнь. Постоянно внедряем новые информационные продукты и сервисы. Нам они позволяют оперативно и правильно вести учет, а потребителям – получать полную информацию о своих расходах, быстрее и удобнее вносить платежи.

К примеру, на сайте компании есть возможность ввести показания электросчетчика. Большой популярностью пользуется услуга SMS-сервиса. Она позволяет клиенту получить на сотовый телефон информацию о состоянии своего лицевого счета, передать в компанию текущие показания приборов учета. Недавно начал действовать скоростной цветной принтер для распечатки счетов. Благодаря новому оборудованию сократились сроки печатания счетов: для населения – с 10 до 5 дней, а для юридических лиц – с трех до одного. Совместно с компанией «Уралсвязьинформ» разрабатываем сервис, благодаря которому можно будет вносить платежи прямо с мобильника.

Вячеслав Павлович, каким вам видится следующий, 2010 год?

– Надеемся, что пик кризиса уже миновал. Сейчас мы набрали много кредитов, чтобы расплатиться с долгами. Продолжим взаимодействие с теми, кто должен нам. Но в следующем году рассчитываем выйти на стабильную работу, постараемся не допускать фактов отлучения от торгов.

Пользуясь случаем, поздравляю коллектив ОАО «Челябэнергосбыт», коллег и друзей из других энергокомпаний с Днем энергетика. Желаю всем здоровья, счастья, благополучия, устойчивого развития и профессиональных успехов!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления