Город проблема «Дом просто умирает»: жильцам аварийной двухэтажки в Челябинске сказали ждать переселения почти 10 лет

«Дом просто умирает»: жильцам аварийной двухэтажки в Челябинске сказали ждать переселения почти 10 лет

Люди опасаются, что стены рухнут раньше обещанного срока

Трубы в квартире Екатерины Мезенцевой настолько старые, что постоянно сочатся влагой. Из-за этого на стенах появилась черная плесень

— Мне уже хочется выйти на улицу и просто заорать: «Люди! Помогите хоть кто-нибудь!»

На улицу Екатерину Мезенцеву толкает отчаяние и страх за детей. Вместе с мужем и тремя дочерьми она живет в аварийном доме. Коммунальные сюрпризы в их жизни не заканчиваются. Течет крыша, прорывает трубы, отключается проводка. Двухэтажку 1950-х годов постройки на улице Островского, 9 власти Челябинска обязаны расселить, но жителей… просят подождать. Срок ставят на 2031 год, а люди опасаются, что дом просто рухнет раньше намеченной даты. Ускорить переселение помогает только прокуратура.

«…эти дома строились как временное жилье…»


— Эта квартира досталась мужу от деда, — рассказывает Екатерина. — Так как у нас своего жилья не было, пришлось въехать. Других вариантов не было, и мы начали тут жить.

Жить на Островского, 9 супруги Мезенцевы начали в 2000-х годах. Радоваться приходилось тому, что имеют. Здесь, в старенькой двухэтажке недалеко от центра города, родили и воспитывают троих детей. Старшая дочь — уже студентка, учится в университете. Младшие занимаются музыкой — играют на фортепиано и гитаре. Искусству служит и сама Екатерина, она артистка балета в Челябинском оперном театре. Вот только дома думать о тонких материях не получается категорически.

— Мне нравится, в принципе, наш район, всё здесь нравится, если бы не одно но — наш дом просто умирает, и даже не с каждым годом, а с каждым днем, — говорит Екатерина. — Это как цветы: если не поливать, они на глазах вянут, вянут и засыхают. Здесь то же самое.

Жильцы рассказывают, что их дом строился как временный вариант
Но для семьи Екатерины он стал постоянным кошмаром

— У нас соседка рассказывала, что эти дома строились как временное жилье, — продолжает Екатерина. — Это засыпной дом. У нас снаружи, получается, кирпичная кладка, а между ней засыпано что-то. На каком растворе кирпичи держатся, непонятно.

Целый квартал таких насыпных домов стоит на улице Островского с 1950-х годов. До центра Челябинска рукой подать, но удобства здесь, мягко говоря, символические.

— Наш дом единственный, который не реконструировался. Как построили его, так ни разу ничего в нем не делали, — рассказывает хозяйка квартиры. — У нас тут рядом есть 10-й дом, и он уже реконструированный. Людей выселяли, меняли пол, потолок, трубы. А у нас ничего не трогали.

Семья постаралась сделать в квартире приличный ремонт, но постоянные потопы и трескающиеся стены сводят все усилия на нет

Помогать не спешила и управляющая компания, говорит Екатерина. В итоге основные коммуникации вместе с кровлей дышат на ладан.

— Нас топит постоянно. Как только дают отопление, сразу заливает сверху. Летом проводили опрессовки, и тоже все трубы бахнули. Нас затопило, соседскую квартиру затопило, — рассказывает артистка балета. — У соседей сгорел холодильник, сгорела проводка, и на кухне света у них нет вообще.

Стены и потолки в квартирах украшает целая россыпь трещин

Проблемы с проводкой есть не только у соседей. Электричество в этом доме, по словам жильцов, реагирует буквально на всё: и на повышенную влажность летом, и на перепады температур.

— У нас же тут дранка, обрешетка — реечками такими стена сделана и замазана, и по этой замазке провода идут, — рассказывает многодетная челябинка. — Допустим, летом была жара, а потом резкий холод наступает. В такие перепады — бах! — и нет света, а потом он неожиданно появляется.

Для прохожих дом тоже опасен, уверены жильцы. С фасада то и дело отваливаются куски штукатурки

Поменять проводку, не разобрав стены, проблематично. Такая же проблема с трубами. Металл за полвека с лишним попросту сгнил, и из ветхих стенок постоянно сочится вода.

— 10 лет назад у нас начались проблемы с трубами. До этого дедушка мужа менял трубы, но они уже сгнили, и я начала думать, что с ними делать, как поменять. А по факту я не могу ничего поменять, потому что всё остальное гнилое, все стояки, — объясняет Екатерина. — Я зашла в подвал и поняла, что всё совсем плохо. Там пальцем надави на трубу, проведи по ней, и будет дыра.

Первый поход в подвал произвел на Екатерину неизгладимое впечатление

Ветхими трубами коммунальные «сюрпризы» тоже не заканчиваются. Из подвала хорошо видно, насколько плохи перекрытия дома.

— Когда была последняя комиссия, мы светили из подвала, прямо видно было, как соседка по ванной ходит, что она делает, — показывает Екатерина. — Тут перекрытия из металлической сетки в плите, а плита вся разрушилась, и осталась только эта сетка. И эти прутья, арматура сгнили, и пол вместе с ванной опускаются.

Арматура в плитах, показывает Екатерина, уже сгнила. В итоге дыры местами стали сквозными

«Вы что, квартиру в ипотеку взять не можете?»


После первого визита в подвал 10 лет назад для Екатерины началась борьба за дом. Она написала десятки обращений — в мэрию, Госжилинспекцию, администрацию президента.

— Все они говорят одно и то же: «Решайте ваши проблемы сами», «Это ваши проблемы», — говорит хозяйка квартиры.

Переселения жители пытаются добиться не один год

В ответ на обращение власти предлагали самим инициировать признание дома аварийным, оплачивать экспертизу, вставать в очередь.

— Я сходила к уполномоченным по правам человека. Прихожу, рассказываю ситуацию. Прошу помочь или подсказать, что делать, чтобы нас снесли. А мне говорят: «Вы что, квартиру в ипотеку взять не можете? Возьмите, оформите ипотеку. Вон же, полно жилья». Я так на них посмотрела… Полно жилья, так возьмите и расселите нас, — возмущается Екатерина. — У нас в доме люди не могут платить ипотеку. Потому что мы все социальные. Есть инвалиды, пенсионеры, мы многодетная семья. Есть у нас мама одинокая. У нее ни мужа, никого. Где она будет деньги на ипотеку брать? И у нас весь дом такой. Если бы мы могли взять ипотеку, мы бы здесь не сидели и не били тревогу.

Пикантность ситуации в том, что в соседнем доме был прописан бывший глава Челябинска Евгений Тефтелев. В этот микрорайон он не раз приезжал голосовать. Знали о ветхих домах на Островского и другие руководители региона.

— Юревич приезжал и говорил: «А вас я снесу до 2017 года, даже можете не переживать», — вспоминает Екатерина Мезенцева. — А сейчас Юревича нет, и как бы всё.

Жильцы верили, что вот-вот переедут, но их дом стоит на прежнем месте

Хотя шансы переехать в какой-то момент и правда были, говорит челябинка.

— У нас тут розовый дом большой. Застройщица, которая строила его, дала нам номера квартир в нем, забирала копии наших «зеленок», говорила: «Я вас переселю». Она у нас разрешение просила на строительство дома, — рассказывает Екатерина. — Он же по факту не достроен, он должен был идти дальше, на место нашего дома. Но проект поменяли, и мы ничего не получили.

Вмешательство прокуратуры


Сдвинуть проблему с мертвой точки жильцам помогла только прокуратура Курчатовского района. В надзорном ведомстве откликнулись на обращение людей и в 2020 году провели проверку.

— Проверкой установлено, что дом имеет признаки аварийности, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, — рассказала старший помощник прокурора Курчатовского района Ольга Горбунова. — При этом в указанном жилом доме имеется три квартиры, которые находятся в муниципальной собственности Челябинска.

Вместе с тем городскими властями не приняты меры, направленные на признание дома ветхоаварийным и подлежащим сносу, добавили в надзорном ведомстве.

Среди жильцов дома — 18 льготников, в том числе 4 инвалида. И прокуратура встала на их защиту. От администрации Челябинска потребовали устранить нарушения. В итоге в марте 2021 года двухэтажку официально признали аварийной и подлежащей сносу. Вот только срок поставили на 2031-й.

Среди жильцов дома — ветеран дядя Саша

— В августе 2021 года прокуратурой района проведена проверка по вопросу обоснованности установления срока расселения дома на 2031 год, — уточнила Ольга Горбунова. — Выявлено значительное ухудшение аварийно-технического состояния несущих строительных конструкций дома, увлажнение подвального помещения, влияющее на состояние фундамента в целом. Поскольку дальнейшая эксплуатация дома 9 на улице Островского и проживание в нем граждан создают реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья других людей, распоряжение администрации Челябинска в части срока расселения нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Срок отселения, указанный в постановлении, не может быть признан разумным.

Жители мечтают о комфортной жизни

Принципам разумности такой длительный срок не отвечает, а для жильцов создает риски.

— Учитывая изложенное, прокуратурой района в Советский районный суд Челябинска предъявлено заявление о признании распоряжения администрации незаконным, установлении разумного срока, принятии мер по предоставлению жителям многоквартирного дома жилых помещений, отвечающих требованиям законодательства, — заключила старший помощник районного прокурора.

Суд производство по делу прекратил, но прокуратура это решение обжаловала.

«…переселение в порядке очередности...»

Почему переселение людей запланировали на 2031 год и могут ли сдвинуть сроки, мы спросили у администрации Челябинска. В мэрии сослались на постановления и утвержденные порядки: очередность расселения формируется исходя из даты, когда дом признали подлежащим сносу.

— В настоящее время в Челябинске расположено 88 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 10 марта 2021 года, то есть до даты признания дома № 9 на улице Островского аварийным и подлежащим сносу, — сообщила заместитель главы города по правовым и имущественным вопросам Надежда Рыльская. — В том числе пять аварийных многоквартирных домов, в отношении которых комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Челябинска принято решение о переселении в первоочередном порядке.

Жильцы переживают, что дом попросту рухнет...
... не дождавшись очереди на расселение

Почти десятилетний срок переселения в мэрии назвали планируемым, объяснив, что он может быть скорректирован.

— В настоящее время администрацией Челябинска рассматривается вопрос о возможности комплексного развития территории, в границах которой расположен этот аварийный многоквартирный дом, — продолжила вице-мэр. — В случае принятия указанного решения срок переселения граждан может быть скорректирован с учетом условий договора, который заключается по результатам торгов с победителем, за счет которого осуществляются мероприятия по расселению и сносу многоквартирных домов в границах соответствующей территории.

Дом стоит на улице Островского с 1950-х годов
Здесь целый квартал похожих двухэтажек
Найдется ли желающий построить тут новый ЖК?

Пока конкретики по этому микрорайону нет, жителям предлагают альтернативу.

— До начала мероприятий по переселению из данного аварийного многоквартирного дома граждане могут рассмотреть возможность предоставления жилого помещения маневренного фонда для временного проживания, — сообщила Надежда Рыльская. — Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека, либо размер предоставляемых жилых помещений может быть определен по соглашению сторон.

Однако жильцам вариант с маневренным жильем не кажется привлекательным

Дом на улице Островского не единственная проблемная точка в Челябинске. В январе хозяева комнат в общежитии на Мира, 102 пожаловались на аварийное состояние дома.

Похожая история была весной 2021 года, когда в общежитии на Худякова рухнула часть стены и в какой-то момент ситуация просто дошла до абсурда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления