RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +9

1 м/c,

южн.

733мм 30%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Город Искать и не сдаваться

Искать и не сдаваться

Челябинский поисковый отряд «Легион-СПАС» существует уже около двух лет. За это время его основатели – в их числе психолог, детский врач, программист, журналист и молодые предприниматели, – которых объединяет неравнодушие и желание помочь, так или иначе приняли участие в более чем 70 операциях. Каждый раз они переживают вместе с близкими и родными пропавших южноуральцев и, не теряя надежды, снова и снова проводят поисковые работы.

Хеппи-энды и «бегунки»

«Начиналось все с московской организации по поиску пропавших детей, – рассказывает айтишник по профессии, а по совместительству председатель совета отряда Артур Аксенов. – Позже стали появляться группы в социальных сетях в разных городах. Так в Челябинске собрались единомышленники. Поначалу мы занимались лишь информационной поддержкой и изучением интернет-пространства. Потом стали печатать и расклеивать ориентировки на пропавших, опрашивать свидетелей и прочесывать местность».

Несмотря на то, что изначально отряд создавался с целью поиска пропавших детей, первая официальная операция была по взрослым. К поисковикам обратились родители исчезнувшей 22-летней девушки. Они заподозрили, что исчезновение их дочери могло быть связано с тем, что ее вовлекли в какую-нибудь террористическую организацию.

«Поиск проводили сразу в трех городах: Челябинске, Уфе и Самаре, – вспоминают в отряде. – Нам на помощь пришел даже отдел по борьбе с терроризмом. Мы изучали странички девушки в социальных сетях, выкладывали ориентировки Интернете и расклеивали объявления на улицах. Поиск проводили совместными усилиями с ребятами из Уфы и Самары. В итоге девушку нашли в столице Башкортостана, где она устроилась на работу в салон одного из сотовых операторов. На опознание выехали родственники беглянки, а потом и родители. Как потом оказалось, девушка просто захотела жить самостоятельно. Родители, люди более чем адекватные, приняли ее решение и нашли с дочерью общий язык. Кстати, они до сих пор поддерживают с нами связь. История закончилась хеппи-эндом».

Потом было огромное количество «бегунков» и потеряшек из вполне благополучных семей, детских домов и интернатов. Несмотря на то, что среди них много рецидивистов, на счету которых по пять-десять побегов, поисковики никогда не оставляют такие случаи без внимания и участия. И даже если очевидно, что ребенок в очередной раз сбежал, все равно поисковые работы проводятся в полном объеме: ищутся свидетели, отсматриваются записи камер наружного видеонаблюдения, прочесываются пустыри, осматриваются коллекторы...

«Ребятами из детдомов обычно руководит простой мотив: они соскучились по своим родителям. Домашние всего лишь хотят доказать свою самостоятельность, – рассуждают неравнодушные челябинцы. – Но, оказавшись на улице, ребенок может сам стать жертвой какого-либо преступления, а иногда и правонарушителем. Наша задача – как можно скорее вернуть его под контроль».

По статистике, в России каждые полчаса пропадает ребенок. Это 48 детей в сутки. При этом четверо из них – потерявшихся и убежавших – уже никогда не вернутся домой. За год в списке без вести пропавших оказываются более 20 тысяч детей.

К слову, именно пропавшие дети – основная группа исчезнувших людей, к поискам которых отряд подключается всегда. Правда, в последнее время все чаще в «Легион-СПАС» обращаются в связи с исчезновением взрослых.

«К сожалению, нужно признать, что исчезновения взрослых, как правило, связано либо с криминалом, либо банально с загулами, – говорит Артур Аксенов. – Конечно, мы помогаем, чем можем. Но наш приоритет – поиск детей, а не загулявших взрослых.

Надежда есть всегда

Мне удалось познакомиться с ребятами из «Легион-СПАСА» в июле этого года во время поиска 22-летней челябинки Виктории Орловой. Поисковики тогда практически сразу же подключились к работе. Вечером того же дня отряд выехал на место, а на следующий день вместе с полицией, спасателями МЧС и родственниками ребята прочесали весь Заячий остров…

«Ориентировка на 22-летнюю Викторию Орлову поступила вечером 5 июля, – рассказывает Артур Аксенов. – В 8:00 девушка ушла из дома на работу, но до места службы не дошла. Последний раз ее видели заходящей на мост, ведущий на Заячий остров, через который Вика, собственно, и ходила каждое утро на работу в Энергетический колледж. Отрабатывались всевозможные версии, и до последнего ни полиция, ни мы не теряли надежды найти девушку живой: у Вики был порок сердца. И мы предположили, что тем утром ей стало плохо, и она могла находиться в больнице...»

Обзвон больниц не дал результатов: там неопознанных пациенток не было, поэтому жарким воскресным днем, через двое суток после исчезновения молодой челябинки, актив отряда вновь собрался у моста на Заячий остров. В понедельник поиск был продолжен. И уже вечером ребята обнаружили тело Вики.

«Мы все очень надеялись на чудо… и верили до последнего... – говорит координатор отряда Татьяна Гроза, входящая в «Легион-СПАС» с момента его возникновения. – Пожалуй, это одни из самых сложных поисков, что у нас были».

Среди тех, кто обнаружил тело погибшей девушки, была менеджер по профессии, стаж которой в «Легион-СПАСе» около полутора лет, Наталья Незнамова.

«Когда мы искали Вику Орлову, тяжело было морально, – вспоминает она. – Хорошо, что у нас в отряде есть врач. Он оказал нам психологическую поддержку...Вообще каждый поиск – это отдельная история, в которой свои сложности и проблемы материального, психологического или физического характера. Когда мы искали двух восьмилетних девочек, пропавших в Полевском, с раннего утра и до ночи ходили по лесу, по буеракам и непроходимым чащобам. Да и морально было тоже непросто. Обнаружив в лесу пакет, мы долго его не могли открыть от страха: а вдруг там останки детей... Как сейчас помню: ноги подкосились от страха и волосы дыбом встали...»

Не бросайте стариков!

Еще одна категория пропавших южноуральцев, на которую в «Легион-СПАСе» реагируют очень оперативно, – это бабушки и дедушки. Чаще всего речь идет о потерявшихся пожилых южноуральцах, которые в силу своего возраста могут и на соседней улице заблудиться, и случайно уехать в другой город. Именно такой сценарий был у истории, произошедшей в июле этого года. Тогда благодаря поисковикам отряда и неравнодушию горожан была найдена 84-летняя жительница Уфы Роза Халиловна Усманова.

«Спасибо челябинцу по имени Валерий – он не прошел мимо сидящей в его подъезде бабушки и позвонил к нам на горячую линию, – говорит координатор поискового отряда, журналист Ольга Задворных. – Оказалось, пожилая женщина несколько дней скиталась по улицам и подъездам».

Челябинские добровольцы пристроили старушку в горбольницу №1, где врачи ее и обогрели, и накормили, и даже провели обследование. Выяснилось, что когда-то она жила в Магнитогорске. Собственно, туда, а точнее, в деревню Аскарово, где прошла молодость пенсионерки, она и направлялась. Потом на одном из уфимских сайтов поисковики отряда нашли объявление о бабушке, которая пропала 2 июля, и вышли на родных Розы Халиловны. Родственники «путешественницы» приехали почти сразу же.

«Вы не представляете, как были благодарны родственники бабушки, что мы ее нашли, – отмечает Ольга. – Да и мы были счастливы, когда узнали, что у нее большая дружная семья. В наше время старики чаще оказываются никому не нужной обузой. И в случае пропажи их нередко даже не ищут...»

Увы, это правда. И подтверждение тому – один из недавних случаев, связанных с пожилым челябинцем, потерявшим память.

«Дедушка находился в дежурке Советского района, – рассказывает Ольга Задворных. – Старенький, не очень опрятный, зато с медалями на груди. Хорошо, что при нем оказалась потрепанная сберкнижка, где было указано имя: Б. Николай Петрович 1924 года рождения. Сотрудники полиции быстро установили его прописку. Казалось бы, – о чудо! – на этот раз не пришлось долго разыскивать родственников! С радостью повезли его по адресу. И тут началось...»

Как выяснили поисковики, дедуля живет один, хотя у него есть трое детей, двое из которых хоть и живут в Челябинске, но навещают его очень редко. По сути, дедушка брошен и часто уходит в такие путешествия, несколько раз его возвращали школьники, а соседи ломали замки, чтобы он смог попасть домой. Дозвониться до его родственников у поисковиков так и не получилось. Дверь открыли приехавшие спасатели.

«Я боюсь об этом думать и не удивлюсь, если завтра Николая Петровича снова приведут в полицию как потеряшку, – рассуждает Ольга. – Мне кажется, полуглухой старик с провалами в памяти не должен жить вот так в одиночестве – для него это как минимум опасно. Кстати, как оказалось, это не просто дедушка. Это ветеран Великой Отечественной войны! Он много лет работал в системе МВД, в трудовой у него десять записей о благодарностях, премиях и ценных подарках».

Требуются офис, спальники и... отзывчивость

За эти два с небольшим года отряд так или иначе принял участие в поисках 44 взрослых и 32 детей, то есть в среднем как минимум трижды в месяц ребята совершенно добровольно и безвозмездно выходят на поиски пропавших людей: «бегунков», потерявших память стариков, пропавших детей и заблудившихся грибников. С началом учебного года, скорее всего, число тех же «бегунков» будет только расти: начнут убегать из-за двоек домашние дети и воспитанники интернатов и детских домов. Поисковики к этому готовы. Правда, как и раньше, работать им придется с колес: у «Легион-СПАСа» по-прежнему нет своего офиса. В идеале, считают в отряде, было бы арендовать помещение в одном из ПТУ или колледжей города, где можно собираться до и после поиска, хранить инвентарь и листовки. А во внеурочное время можно было бы использовать спортивный зал: проводить занятия, отрабатывать навыки оказания первой помощи и т.д.

Помимо этой большой головной боли, есть у отряда текущие нужды. К примеру, поисковикам не хватает дежурных рюкзаков, фонариков, навигаторов. Буквально несколько недель назад решился вопрос с рациями. Их отряду помогли купить неравнодушные южноуральцы.

«Рации мы, слава богу, заказали в Китае. Деньги никогда ни у кого не просили на нужды отряда, но тут я решилась написать пост, – делится Наталья Незнамова, на крик о помощи которой в соцсети и откликнулись десятки горожан. – Мы же вкладываем всю свою душу, сердце, силы, время и средства на то, чтобы помочь абсолютно незнакомым людям найти своего ребенка или просто близкого родного человека. Сумма в 15 тысяч рублей не такая уж и большая, но нам такие расходы было не потянуть. А рации, как вы понимаете, незаменимы на всех поисках. Честно говоря, мы даже не ожидали, что так быстро сможем собрать деньги. Эти 15,5 тысяч мы собрали буквально за два дня. Мы очень благодарны всем откликнувшимся. Вы действительно нам очень помогли!»

Вообще, по словам Натальи, все поиски разные, но по сути снаряжение везде требуется примерно одно и то же: фонарики, палатки, спальники, дежурные рюкзаки. Зачастую это все приходится искать в экстренном порядке. Особенно, когда кто-то из новичков хочет помочь и выехать на полевой поиск, но снаряжения своего у него нет, поэтому даже пять полностью укомплектованных наборов стали бы для «Легион-СПАСа» своего рода палочкой-выручалочкой. Нет у отряда своей техники, чтобы выезжать на поиски в область; лодок, чтобы обследовать акватории рек и озер (как было в случае с поиском Вики Орловой). Но самое главное – чтобы искать пропавших южноуральцев, «Легион-СПАСу» не хватает волонтеров. Это показали последние два поиска, закончившиеся трагично (челябинки Вики Орловой и жительницы поселка Ключевск Свердловской области Яны Белоусовой).

«Несмотря на то, что в группе состоит почти полторы тысячи человек и есть много людей, кто выражает благие намерения, далеко не все идут на конкретные поиски, – констатирует председатель совета отряда Артур Аксенов. – Понять это можно: у всех есть работа, семья, дети. Да и месить грязь восемь часов где-нибудь в лесу готов тоже не каждый. Актив же отряда не такой большой, и нам для оперативного поиска (а как известно, шансы найти ребенка живым и невредимым тем выше, чем раньше начнется поиск) действительно не хватает людей».

Добровольцы «Легион-СПАСУ» очень нужны. А все вместе они нужны, когда пропадают дети и старики.

В России день пропавших детей отмечают с 2012 года. В Европе такая идея появилась в 1979 году. Тогда, 25 мая, по дороге из школы пропал шестилетний мальчик Эвиан Пейтс. Ребенка искали всем миром, но не нашли. История заставила людей серьезно задуматься о невидимой угрозе, которая преследует детей в мирное время. В Челябинске День пропавших детей впервые отметили 25 мая 2012 года. Организаторами мероприятий, приуроченных к этой дате, стал «Легион-СПАС».

Если вы готовы вступить в отряд и выходить с ним на прочесывание местности, расклейку ориентировок или оказывать информационную поддержку поиска (распространение ориентировок в Интернете), заполняйте анкету, которую можно скачать по ссылке, и отправляйте ее на почту difin83@mail.ru.

Группа поискового отряда «Легион-СПАС» «ВКонтакте».

Телефон горячей линии 8 (351) 2-777-911.

Фото: Фото предоставлены поисковым отрядом «Легион-СПАС»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления