RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

11 м/c,

южн.

735мм 29%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Город «Закрытые школы» в Троицке

«Закрытые школы» в Троицке

В Троицке набирает обороты скандал на ниве образования. Городские власти под предлогом нехватки детских садов намерены «склеить» один лицей из трех школ, а «мятежные» родители учеников школы №12 готовы уже...

В Троицке набирает обороты скандал на ниве образования. Городские власти под предлогом нехватки детских садов намерены «склеить» один лицей из трех школ, а «мятежные» родители учеников школы №12 готовы уже вставать на баррикады, но отстоять свое учебное заведение и не допустить слияния. Впрочем, местные власти предпочитают не слышать ни их, ни родителей и педколлектив лицея №16, в который и планируется «влить» учителей и учеников обреченной 12-й школы: на стороне мэрии санитарные нормы и планы федеральных властей увеличить число детских садов.

Троицкая ситуация для России не уникальна. Но вот упорство противоборствующих сторон как минимум заслуживает внимания. Война здесь длится с апреля 2012 года, когда городское управление образования впервые прямо заявило о грядущем слиянии. Казалось бы, о чем волноваться? Были ребята обычными школьниками, а станут лицеистами, что, как ни крути, звучит гораздо более гордо. Однако в среднеобразовательном муниципальном учреждении №12 опасаются, что упорство властей объясняется исключительно желанием поскорее отчитаться перед высокими инстанциями о том, что востребованных детских садов в Троицке стало больше, а невостребованных школ – меньше. Да и предыдущие примеры сокращения учреждений среднего образования заставляют задуматься.

«Мы уже пятая ликвидируемая школа за последние годы, – рассказывает директор МОУ №12 Мария Гордеева. – Два года назад лицей №16 и 11-я школа были слиты в одно учебное заведение на базе зданий 11-й школы. Ликвидированы школа №1 в поселке ГРЭС, средние школы №2 и №8. Причем помещения «восьмерки» так же, как и наши когда-то, являлись детским садом. С момента закрытия в 2009 году это здание так и не используется. Бывшая первая школа сейчас вообще отдана под общежитие рабочим из Китая, занятым на возведении нового блока Троицкой ГРЭС. А «союз» 11-й школы и 16-го лицея, к которому нам предстоит присоединиться сегодня, лицеем может называться только в документах: качество образования из-за поспешного слияния там очень упало, и это втихомолку отмечают все педагоги города».

Вообще-то детские сады России, постепенно выбирающейся из демографической ямы, действительно нужны. В лихие 90-е здания невостребованных садиков, помнится, отдавали в пользование самым разным структурам – от налоговой инспекции до банальных частных предпринимателей. Поэтому, кстати, в указаниях федеральных властей четко указано: в первую очередь возвращать в систему дошкольного образования здания, занятые сторонними организациями, а не продолжающие работать на обучение юного поколения. Таких в Троицке, кстати, хватает. В письме с просьбой о помощи, направленном родительским комитетом 12-й школы губернатору Челябинской области и региональному министру образования (и еще в добрый десяток разных инстанций) они перечислены: на улице Красноармейской в бывшем д/с располагается библиотека местного филиала ЧелГУ, на улице Малышева – ТЦ «Альфа», на улице Климова – штаб подразделений пограничников. Но в детский сад намерены переоборудовать именно здание 12-й школы. Мнение родителей однозначно: «Сэкономить хотят!»

«Школа №12 сформирована 17 лет назад, – рассказывает председатель родкомитета Наталья Богачева. – Сегодня в ней учится 240 детей – с 5 по 11 класс. Естественно, за эти годы мы, родители, не требуя лишнего из городского бюджета, довели все здание до ума: здесь стоят евроокна, создана материальная база, решены проблемы с отоплением. Сама школа – в центре города, но к нам поступают ребята даже из окрестных поселков, потому что учреждение реально высоко котируется! И вот теперь нам приказывают собраться и отправиться в бывшую 11-ю школу, расположенную на окраине города, без нормальных подъездов, с единственной не слишком оживленной остановкой общественного транспорта! А там нас видеть не очень хотят, и я понимаю родителей ребят из 16-го лицея и 11-й школы: они итак последние два года трудно притирались друг к другу, решали множество проблем, и теперь воспринимают нас, как каких-то «варягов», явившихся на готовенькое! И, кстати, неясен вопрос о статусе лицея! Насколько я знаю, лицей должен обеспечивать обучение детей в одну смену. В здании бывшей 11-й школы сейчас уже учится более 500 ребят, к ним добавятся 240 наших. Как при классах в 25 человек обеспечить только одну смену?»

28 мая состоялось первое собрание родителей будущего единого коллектива. На нем же представили горожанам будущего директора «триады» из бывших учреждений №№11, 12, и 16. Светлана Егорова, кстати, до сих пор работала заместителем директора троицкого лицея №13 (входит в сотню лучших общеобразовательных учреждений России), имеет опыт административной работы и заранее готовится к трудностям в деле сплачивания двух педагогических коллективов.

«Логику городских властей я обсуждать не намерена, но могу предположить, что косвенно объединение школ объясняется установками федерального министерства образования, – рассуждает Светлана Николаевна. – Во-первых, в последние годы школы финансируются по «подушевому» принципу: больше учеников – больше бюджетных денег. Во-вторых, стараются достичь оптимума в 25 учеников в классе. В Троицке же в последние десятилетия сложилась интересная ситуация: здесь в основном упор делался на небольшие школы с количеством учеников в классе в 17-20 ребят. Таковы и лицей №13, и лицей №16 до объединения, и закрытая ныне школа №2. Не могу сказать, что такая практика нехороша: именно она и дает возможность обеспечить индивидуальный подход к учащимся. Очевидно, однако, муниципалитету кажется экономически более целесообразным сделать упор на крупные школы. А моя задача – обеспечить детям нормальный учебный процесс. Проработав в школах много лет, я прекрасно понимаю, что конфликты при объединении разных преподавательских коллективов неизбежны. Максимально смягчить их, интегрировать педагогов 12-й школы в систему 16-го лицея – вот самая большая проблема».

С мнением Светланы Егоровой частично перекликается точка зрения начальника управления образования Троицка Натальи Овчинниковой. Правда, ее мысли гораздо оптимистичнее.

«На сегодня весь преподавательский состав 12-й школы за исключением четырех человек уже перешел в новое учебное учреждение. Кстати, это будет именно новое учреждение – лицей №17! И я уверена, в ближайшие два года новая школа сумеет выйти на такой уровень преподавания, что встанет вровень с лучшей в Троицке на сегодня – первой. По поводу учебы в одну смену – это будет достигнуто благодаря тому, что из помещений будущего 17-го лицея уберут внешкольный методический центр. Что касается 12-й школы, то оставить ее в нынешнем виде невозможно прежде всего по санитарным нормам. В учебном кабинете на одного школьника должно приходится 2,5 квадратных метра пространства. А в 12-й – только 1,3 «квадрата»! С детским садом таких проблем не возникнет: планируется, что в него будут ходить не более 80 малышей. Разумеется, потребуется реконструкция здания, но уже 4-5 июня мы рассчитываем отправить на согласование ее проект!»

По словам Натальи Овчинниковой, все складывается наилучшим образом. Однако в 12-й школе ей прямо противоречат. Проект реконструкции? Разработка такого документа – дело небыстрое, а директор 12-й Мария Гордеева утверждает: проектировщиков она впервые увидела буквально пару недель назад. Специалисты из главархитектуры Челябинска, не ведая местных подводных течений, признались ей: работу над проектом они закончат месяца через четыре (а не к 4-5 июня), потом еще пара месяцев на согласование – и только тогда можно будет приступать к перепланировке школы обратно в детский сад. Насчет консенсуса мэрии с родителями, думается, все ясно из приведенных выше реплик Натальи Богачевой. Дружное слияние педагогических коллективов? Но та же Мария Гордеева утверждает, что до сих пор администрация не представила ей, другим учителям и родительскому комитету ни одного документа, за исключением письма с просьбой не принимать на будущий учебный год пятиклассников – все равно ведь школы не будет. Кстати, когда вопрос о распоряжениях городских властей был задан корреспондентом Chelyabinsk.ru начальнику управления образования, ответ был получен молниеносно: документы все готовы. Но не показывать же их каждому родителю! Согласитесь, полное противоречие!

«Не будет никакого элитного лицея на базе 11, 12 и 16 школ, – уверен отец одного из учеников «мятежной 12-й» Виталий Рамкулов. – Да мы все в здание бывшей 11-й школы просто не поместимся! Мэрия просто давит на нас, ожидая, что за лето «лишние» ученики рассосутся по другим учебным заведениям. Не хочу никого обидеть, но зачем мне переводить ребенка из школы – получателя грантов губернатора и главы города за успехи на ниве образования в обычное заведение, где озабочены не столько образованием, сколько своевременно подписанными бумажками? Мы, инициативная группа, проводили среди родителей опрос. Анкеты заполнили 170 человек. 97 высказались резко против закрытия нашей школы. Мы ведь не требуем ничего невозможного! Хорошо, понадобилось властям отремонтированное, с иголочки здание – забирайте! Дайте нам другое, оставьте возможность учиться в своем, знакомом коллективе, почти в семье!»

Два года назад, в преддверии муниципальных выборов, нынешний глава города, а тогда кандидат в мэры Троицка Виктор Щекотов одну из встреч с избирателями проводил в 12-й школе. Самые острожные мамы и папы уже тогда озаботились и спросили у кандидата: мол, не ликвидируют ли нашу среднеобразовательную альма матер? Ведь когда-то она была детским садом! Виктор Александрович тогда посмотрел на украшавшие информационные стенды школы благодарственные письма и дипломы и уверенно заявил, что такую хорошую школу грех закрывать. Когда в апреле 2012-го его подчиненные из управления образования впервые заявили о грядущем слиянии, родители, понятно, первым делом бросились к мэру. За два месяца встретиться с ним так и не удалось.

«Мы обращались за помощью к Михаилу Юревичу, к Александру Кузнецову (министру образования области), к уполномоченной по правам ребенка Маргарите Павловой, – сетует Наталья Богачева. – Ведь действительно хорошая школа, город много потеряет после ее закрытия! Чиновники перенаправляли все наши обращения к госпоже Овчинниковой, а ее реакция понятна без объяснений. Из ответа детского омбудсмена стало ясно, что и она помочь не сможет: ведь наших детей не выгоняют на улицу, формально право ребенка на образование не нарушается. А то, что вместо небольшой уютной школы с индивидуальным подходом к каждому ученику ребенок попадет в заранее враждебно настроенный коллектив, да вдобавок ему придется ездить на окраину города – такие мелочи законом не регламентированы!»

Фото: Фото с сайта 74325s012.edusite.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления