RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +3

8 м/c,

ю-з.

733мм 37%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Город Анатолий Гостев, директор лицея №11: «Я считаю себя богатым человеком: меня окружают умные дети и их родители»

Анатолий Гостев, директор лицея №11: «Я считаю себя богатым человеком: меня окружают умные дети и их родители»

" src=

Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не может обойтись без семьи, которая, в свою очередь, нуждается в постоянной поддержке государства. В ней как в своеобразном зеркале видны все противоречия и проблемы общества. 2008 год объявлен в России Годом семьи. Перемены коснутся многих сфер, в том числе и такой важной как образование. А некоторые образовательные учреждения уже взяли это за основу в своей работе. 15 марта на базе лицея №11 пройдет педагогический форум «Семья и школа как факторы формирования позитивных ценностей». Об этом мы беседуем с директором лицея, заслуженным учителем РФ, доктором педагогических наук, профессором Анатолием Гостевым.

Анатолий Германович, почему сейчас такое пристальное внимание к проблемам семьи?

– Проблемы взаимоотношении в семьях наших учеников беспокоила нас всегда. Сегодня во всех развитых странах престиж семьи как социального института резко снизился. Этот процесс идет несколько десятилетий, и Россия по этому показателю оказывается в первых рядах. Так, если обратиться к официальным источникам ООН, то можно увидеть: по количеству разводов наша страна занимает второе место в мире. Конечно, все это самым негативным образом может сказаться на детях. Те ценности, которые ребенок приобретает в семье, сохраняет в течение всей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован.

В ходе подготовки к педагогическому форуму мы провели несколько опросов, предложили написать сочинения на тему, посвященную семье. Какой богатый материал от ребят мы получили! Как нежно они пишут о маме и папе, как дорожат взаимоотношениями между близкими. К сожалению, не все работы радуют. Часто в них проскальзывают и грустные нотки. Особенно когда дети пишут о ссорах между родителями или о разводах – они это очень близко принимают к сердцу. Я каждое утро встречаю своих воспитанников у порога школы, вижу их глаза. Вот мимо проходит старшеклассник, взгляд понурый. Спрашиваю: «Что случилось?» Молчит, мнется с ноги на ногу. Парень хоть и взрослый, десятый класс, но видно, что смутился, потом покраснел и говорит: «Папа к молоденькой ушел». Их настроение, поведение, отношение к учебе все же просматривается, во всех проявлениях они остаются детьми. Как лакмусовая бумажка, отражают все, что происходит в семье. Да, согласен, в жизни бывает всякое, семьи распадаются. Но когда женщина берет на себя функции и матери, и отца, а особенно когда, сама того не осознавая, пытается заменить собой мужчину, у ребенка это вызывает больше отрицательных эмоций. Отсутствие мужского влияния создает много проблем как в поведенческом плане, так и в отношении к жизни. Отсюда могут возникнуть и психологические проблемы, а иногда даже серьезные травмы: нет радости в глазах, тускнеет сама жизнь.

Кстати, в советские времена в школьной программе обязательной дисциплиной была психология семейной жизни. Потом ее убрали из учебного плана. Но я искренне уверен – этот предмет необходим. Еще на стадии формирования лицея 17 лет назад мы ввели спецкурс для старшеклассников. На него ходит не меньше ребят, чем на математику или русский язык, по которым надо сдавать ЕГЭ. Кроме того, раньше на одного психолога приходилось от 500 до 600 учащихся, но мы обосновали городскому управлению образования, что на одного такого специалиста должно приходиться не больше 200 детей. И нам разрешили добавить еще несколько ставок. Если один психолог работает в пяти, максимум в шести классах, это приносит ощутимый результат.

На что больше реагирует ребенок при разводе родителей?

– В первую очередь, начинает хуже чувствовать себя в коллективе. Пусть даже на какой-то период времени успеваемость может упасть, но потом он быстро нагонит упущенное. А вот общаться с одноклассниками становится труднее. Особенно это заметно на праздниках, которые проходят вместе с родителями. Такого ребенка сразу видно: стоит с потухшим взглядом, может быть абсолютно равнодушен к происходящему, у него как бы это сказать… не хватает гордости, что ли.

Что вы как педагог с большим стажем можете посоветовать? Как выстроить отношения между родителями и детьми. Как помочь?

– Осенью прошлого года я встречался с некоторыми отцами, которые по разным обстоятельствам ушли из семьи. Они много рассказывали о своих детях, говорили, что любят их и всячески поддерживают. Но часто чувство обиды со стороны матери переносится на ребенка. Женщины пытаются оградить его от встречи с отцом. Я как раз о том и говорю: вы взрослые люди, ну так получилось, но пусть отец будет вхож в семью, гуляет с ребенком, общается, побудет с ним дома. У нас в лицее хорошо поставлена работа психологов, социологов, которые взаимодействуют с классными руководителями и учителями-предметниками. Если что-то случилось в семье, это сразу видно. Особенно когда ребенок увлечен каким-то академическим предметом или посещает кружок. У него пропадает интерес, он уже не так старается. Психолог может прийти на помощь родителям и подсказать, как выйти из положения, как лучше поступить в той или иной ситуации. Даст советы, что сделать, чтобы ребенок восстановился и считал: «Я – это мир», и продолжал оставаться счастливым.

Как удается находить взаимопонимание с родителями?

– Я считаю себя богатым человеком, потому что меня окружают красивые умные дети и их благодарные родители. В каких бы сложных ситуациях ни были, они все же слышат и понимают меня. Мы создаем уют и тепло. Я очень рад, что у нас сохранилось учебное заведение в том же состоянии, как когда мы начали формироваться. Потому что из-под этой крыши ребятишкам просто не надо никуда бежать. Помимо академических дисциплин, они могут получить широкий спектр художественно-эстетического воспитания, ходить в спортивные секции. Здесь наш общий дом, который мы называем лицеем.

Ваш лицей считается элитным и процент неблагополучных семей как раз сведен к минимуму…

– У нас учатся дети из разных семей. Может быть, из моих уст это будет не очень красиво звучать, но почему-то бытует мнение, что у состоятельных людей проблем меньше. И когда разговариваешь с одним, с другим, пытаешься узнать, в чем дело, становится больно. Вроде бы и достаток, и обеспеченность. Совсем недавно проходит мимо меня первоклассник, идет такой озабоченный. Знаю, что мальчик из обеспеченной семьи. Спрашиваю: «Что случилось?». «А у меня на ручке чешется, наверное будет прыщик», – отвечает он мне. Я проводил его в медкабинет, выяснилось, что все в порядке. На другой день он опять подходит и показывает руку: «Опять чешется». Мне стало даже интересно. Подошел к медсестрам и говорю: «Ну поласкайте его, обнимите. Что-то у него на душе не так. Не в прыщике дело». Просто ему стало не хватать ласки, внимания, заботы.

" src=

Многие родители хотят, чтобы их дети были одаренными. Но желание не всегда совпадает с возможностями. А как вашему коллективу удается в каждом ребенке разглядеть и развить талант?

–Каждый ребенок от природы одарен. Поэтому мы с первого класса предоставляем нашим детям большой спектр услуг – академических, художественно-эстетических, прикладных, спортивных и так далее. Наблюдения за ребенком со стороны учителей и родителей позволяют выявить его склонности.

Какой опыт вы можете передать другим школам?

– На форуме, который пройдет в лицее, мы хотим пообщаться с педагогами, психологами, родителями и попытаться найти пути решения проблем, связанных с взаимоотношениями в семье. Запланировано провести несколько интересных секций, на которых вместе с педагогической и психологической службой постараемся показать, что у взрослых могут быть разные взаимоотношения, но дети не должны оставаться только с одним или с другим родителем. Кроме того, у нас уже разработан проект рекомендаций, который в самое ближайшее время подготовим к выпуску. Думаю, что для многих педагогических коллективов наш опыт будет интересен. А еще в стенах нашего лицея скоро откроется музей семьи.

Анатолий Германович, каждый год в нашей стране появляются какие-то программы или объявляется какой-то год, а потом все пускается на самотек. Не получится такого на этот раз?

– Я думаю, что нет. Вот например, прошлый год был объявлен год русского языка. У нас в лицее этот предмет и так имеет приоритетное значение. Кроме того, я считаю, что огромное влияние должно уделяться изучению иностранного языка. На сегодняшний день, вы согласитесь с этим, мир стал без границ. Когда меня спрашивают, какими вы видите своих учеников после окончания школы, я всегда отвечаю: он должен хорошо знать родной язык, владеть иностранным и иметь знания по профильному направлению. С этой стартовой площадки ребенок может пойти в высшую школу. Что касается русского языка, то его мы ставим во главу угла и без объявления года. То же касается и темы семьи. Ведь проблемы взаимоотношений взрослых и детей всегда будут для нас актуальными.

Педагогический форум «Семья и школа как факторы формирования позитивных ценностей» пройдет 15 марта на базе лицея №11. К диалогу приглашаются все заинтересованные лица: родители, педагоги, журналисты.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления