Знаменитый анекдот. Препод – студентам на экзамене: «Кто знает, как называется мой предмет – получает «три». Кто знает, какого цвета учебник – «четыре». Кто знает, как меня зовут – «пять».
Знакомая учительница жалуется. Ситуация почти как в анекдоте. В большой и славной школе, где она преподает русский и литературу, учеников изо всех сил тянут на золотые и серебряные медали.
– У ученика по всем предметам – «пять», а по моему, скажем, «четыре». И сначала меня приходит уговаривать его мама с конфетами. Потом папа с конвертиком. Потом уже поднимается родительский комитет. Потом коллеги-учителя говорят: да поставь ты ему «отлично»! А я им: он ни одного произведения из программы 11-го класса не читал, как я ему «пять» поставлю?
– Позвольте! А как же он у вас «четыре» имел, если ничего не читал?
– А… ну что… мальчик славненький… Рефераты хорошо из Интернета тягает. Краткое содержание Достоевского мне рассказывал – из специальной книжки. Зачем я буду с ними на конфликт идти?..
Думаете, так только с литературой? Фиг вам. Если не успевает, скажем, по химии, тоже будут тянуть. Хотя не факт, что он знает даже периодическую систему Менделеева. Зададут простой вопрос: формула воды. И всё. Ставят «пять». Медалист всё-таки будущий. Как школу без медалистов оставлять? Опять же статистика на высоте. Районы соревнуются, области соревнуются, субъекты Федерации соревнуются, у кого «золотых» детишек больше, а вы тут лезете с Достоевским и Менделеевым…
Специалисты бьют тревогу: количество медалистов увеличивается, а качество знаний уменьшается – почти пропорционально. Зато – какие амбиции у детишек!
«Если более пяти человек в классе получили «тройки» по одной теме, они катают на меня «телегу» директору, что я плохой учитель и дурно объяснила им тему. Причем письмо подписывают все дети и родители, – рассказывает мне другая учительница. – Такая в нашей школе традиция. «Двойки» мы им, вообще, боимся ставить. Ужасно развитые и подкованные граждане…»
Это оборотная сторона конъюнктуры престижных школ, в которых учатся обеспеченные дети. Времена Павлика Морозова никуда не ушли, и недаром его физиономия венчает аллею пионеров-героев на нашем Алом Поле. Только Павлуша своего отца сдал «за дело», это был для него по тем временам принципиальный вопрос. А вот чада и их родители подставляют хорошего педагога просто так, как бы мстя ему за свою лень и недалекость.
И не надо говорить, что жизнь потом покажет, кто настоящий медалист, а кто – нет. Ничего жизнь не покажет. Если в школе можно правдами и неправдами уговорить, подкупить, запугать учителя, чтобы тот поставил отметку выше, то же будет происходить и в дальнейшей жизни. Учителя как раз менее сговорчивая «прослойка», они принципиальнее. А с другими всегда можно договориться – теми же методами.
Мне тут подумалось вот о чем. Зачем давать ребенку медаль за успеваемость именно по всем предметам и областям? Ну, редко же, очень редко бывает так, чтобы юноша был абсолютным гением одновременно и в физкультуре, и в истории, и в физике, и в иностранном языке. Не очень верится в эту тотальную одаренность по всем направлениям. Недаром Пушкину учитель математики говорил со вздохом: «Садитесь-ка, Александр, на свое место и пишите лучше стихи». Зачем же, насилуя себя, пытаться быть первым на всех фронтах? Здесь неминуема натяжка – по тем предметам, которые ученику не вполне интересны или просто даются хуже других.
А вот давать бы лучше медаль за целеустремленные и глубокие отличия в излюбленном предмете. Поощрять углубленное изучение этого предмета, и не в специальных школах, а в любых. Корпеть с учеником над тем, что приносит радость открытия, а не формальное удовлетворение. Награждать медалью не по «общей программе», а индивидуально, по тому курсу, к которому ребенок проявляет интерес и страсть. Ибо, «велики только те вещи, которые делаются со страстью». И тогда отпадут проблемы собирания малины в аттестат по всем предметам. Юный человек сосредоточится на чем-то одном, чтобы «просиять» в этом одном, зато как просиять!
А ставить «отлично» ни за что…
«Да пожалуйста, – говорит учительница, – я поставлю. Мне что, жалко. Их же будет потом совесть мучить».
А не будет. Совесть замолчит, когда на них красивые медальки наденут. Грех пренебречь медальками, если образовательная система позволяет.