RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске

Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

4 м/c,

ю-в.

736мм 80%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Город Игорь Череповский, депутат Челябинской городской думы: «Главным ресурсом реформы ЖКХ должны стать люди»

Игорь Череповский, депутат Челябинской городской думы: «Главным ресурсом реформы ЖКХ должны стать люди»

Сбой в энергоснабжении Москвы еще раз напомнил о том, насколько важна для нас и насколько хрупка любая из систем жизнеобеспечения мегаполисов. И когда мы начинаем задумываться о том, какие слабые места есть в обеспечении жителей Челябинска...

" src=

Сбой в энергоснабжении Москвы еще раз напомнил о том, насколько важна для нас и насколько хрупка любая из систем жизнеобеспечения мегаполисов. И когда мы начинаем задумываться о том, какие слабые места есть в обеспечении жителей Челябинска, в первую очередь на ум приходит почему-то жилищно-коммунальное хозяйство. Любая мелочь здесь может стоить человеку жизни, а чиновнику – портфеля (вспомним недавнюю весну: с крыши на голову человеку упала сосулька – ушел в отставку большой начальник). Конечно, от того, кто будет «смотрящим» городского ЖКХ, зависит немало. Но, пожалуй, еще больше судьба и самой отрасли, и жизни жителей зависят о того, какую политику изберут в этой сфере городские законодатели – депутаты городской думы. Сегодня в рубрике «Социальная ответственность» мы предоставляем слово депутату от Металлургического избирательного округа № 24, заместителю председателя постоянной комиссии гордумы по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию Игорю Череповскому.

– Игорь Евгеньевич, что же сегодня происходит с городским коммунальным хозяйством? Что здесь является, если можно так сказать, определяющим политическим вектором? В какой точке находится, на ваш взгляд, процесс реформирования этого сложнейшего комплекса?

– Наверное, со мной согласятся тысячи жителей Челябинска, если скажу, что жилищно-коммунальная отрасль в структуре городского хозяйства по-прежнему остается самой проблемной из сфер. С точки зрения инженерно-технической, коммунальное хозяйство изношено. К примеру, степень износа тех же тепловых сетей составляет от 65 до 80%. С точки зрения финансирования отрасли, наблюдается постоянный дефицит бюджетных средств, отпускаемых на поддержание в нормальном состоянии жилых домов и инженерных объектов. Наконец, с точки зрения социальной, отрасль – средоточие конфликтных ситуаций, ежедневно возникающих между жителями и теми организациями, которые их обслуживают.

Но тем не менее, с учетом моего недолгого участия в работе комиссии, могу сказать, что в городе выстраивается вполне зримая система управления отраслью. В апреле 2002 года депутаты городской думы прошлого созыва провели слушания о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Челябинска. По полученным результатам был составлен объемный план мероприятий, включивший в себя такие разделы, как правовое обеспечение реформы в жилищно-коммунальной сфере, блок организационных, финансовых вопросов, касающихся реформирования ЖКХ. Специальные разделы в плане отведены совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг, усилению социальной защиты граждан и повышению качества предоставляемых им услуг. Депутатами прежнего созыва думы были утверждены в сфере ЖКХ девять городских целевых программ: «Двор», «Кровля», «Подготовка к зиме», «Внедрение подомовых узлов учета воды». То есть по тем документам, которые нам как депутатам нового созыва были предоставлены, картину реформы ЖКХ в городе можно представить в довольно объемном виде.

– Ну а если спуститься с небес на землю, если оторваться от той кипы бумаг, о которой вы сказали, тогда, как обстоят дела: улучшается у людей жизнь, повышается качество услуг?

– Вообще-то в облаках я не витаю, хожу по земле и знаю о жизни людей не из бумаг. Так вот, если судить по многочисленным обращениям избирателей в мою общественную приемную, лично ко мне, могу сказать, что каких-то кардинальных перемен в их жизни нет. За недолгое время работы в думе у меня действительно складывается впечатление, что, несмотря на множество вроде бы верных программ, жилищные управления, службы МЖКО, ПЖРО живут своей жизнью, а жители в тысячах домов – своей.

Вот давайте обратимся к одному из недавних документов, который подготовило управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Это программа подготовки к зиме на 2005–2007 годы. Цели в ней ставятся благородные: обеспечение бесперебойного снабжения теплом, водой, электроэнергией, газом жилищного фонда города в зимний период. Естественно, для этого выделяются немалые средства. Так, в 2005 году планируется затратить 986 миллионов рублей, за два последующих года – еще по миллиарду. Вот вам, к примеру, о чем говорят эти цифры?

– Деньги, на первый взгляд, немалые. Но будет ли от этого тепло в моей квартире – вот что приходит на ум…

– Уверен, что так же думает большинство челябинцев, в том числе и мои избиратели. Буквально день назад в приемную пришел житель с улицы Дачной Александр Николаевич Ситников. Он ветеран тыла, медали от государства имеет соответствующие. «А на кой ляд, –говорит, – мне эти медали, если от того же государства не могу добиться, чтобы водяную задвижку возле дома отремонтировали? Куда ни обращался – без толку…» Вот что старику объяснять? Что на подготовку к зиме мы заложили почти миллиард рублей? И когда хотя бы сотня рублей дойдет до ремонта задвижки? Вот вам жизнь «в облаках» и жизнь на земле. Пока мы не научимся откликаться с первого раза, с первого сигнала на просьбы вот такого старика, как Ситников, никакие миллиарды на подготовку к зиме нам не помогут.

Жилые кварталы в моем округе – одни из самых неблагополучных в смысле обеспечения теплом не только в Металлургическом районе, но, пожалуй, и во всем городе. Задаю себе все тот же вопрос: что-то для жителей улучшится в этом году? Судя все по той же программе подготовки к зиме, перемен особых не предвидится. Два ведущих предприятия по эксплуатации жилищного фонда и инженерных сетей в районе – ОАО «ДУК «Доверие» и МУП «Ремжилзаказчик» – должны освоить на ремонте теплотрасс и внутридомовых газовых сетей без малого 12 миллионов рублей. Нет возражений: с учетом износа сетей такие работы необходимы. Но люди опять-таки говорят о другом: в квартирах холодно, потому что внутренняя тепловая разводка спрятана в стенах, потому что не утеплены фасады панельных домов из железобетона. И такие работы необходимо начинать сегодня, этого ждут челябинцы.

– Но кто за эти масштабные проекты возьмется, ведь у нас сотни таких домов? Где взять средства, если бюджетом выделяются крохи, а то и вовсе их нет?

– Ответы на оба вопроса, по-моему, нужно искать в новом Жилищном кодексе. Какие работы в жилом доме вести в первую очередь, теперь в большинстве случаев должны решать товарищества собственников жилья – ТСЖ. Они же должны определять, кому доверить ремонт и эксплуатацию дома, обустройство дворов и придомомвых территорий. У действующих ныне предприятий, естественно, сил на это не хватит. Да и авторитет свой у жителей они за годы своего существования потеряли. Их тарифы и качество услуг никак не устраивают жителей. Приведу недавний пример из своей депутатской практики. Ко мне с письмом обратилась жительница улицы Пети Калмыкова Нина Владимировна Андрющенко. Возраст у нее преклонный, живет она одна. В апреле в ее подъезде работали слесари-сантехники ЖЭУ № 8, которое по относится к предприятию «Ремонт и обслуживание» (попросту «РИО»). Так вот, во время ремонта слесаря повредили канализационную трубу в квартире Нины Владимировны. Казалось бы, ситуация проще простой: набедокурил – исправь. Так ведь нет, коммунальщики начали с пожилым человеком тяжбу. Женщина была вынуждена в течение двух недель таскать воду в ведрах. В конце концов, Нину Владимировну вынудили идти на рынок за трубой, она купила, да не ту, снова пошла менять. Неужели после такого отношения жильцы и дальше будут отдавать свои деньги этому ЖЭКу и этому «РИО»? Уверен, что нет, ведь теперь у них есть возможность выбирать ту компанию, которая предоставит им услуги без проволочек и отнесется к жильцам уважительно.

– А как же все-таки насчет средств?

– Так ведь и сейчас эти ЖЭУ, МУПы, ДУКи собирают немалые деньги за обслуживание, квартирную плату. Поверьте, это тоже большие средства. Кроме того, как выясняется, многие действующие частные предприятия получают деньги еще и из бюджета города, при этом даже не участвуя в конкурсах, которые по идее должно организовывать управление муниципального заказа при администрации города. Миллионы рублей из бюджета выделяются таким предприятиям, как говорится, за красивые глазки. Деньги передаются подрядчикам для проведения ремонтных работ, для приобретения оборудования и техники. А вот как эти средства использованы, для жителей микрорайонов зачастую остается тайной. И уж тем более никто не спрашивает при распределении бюджетных денег, какой репутацией пользуется у жильцов та или иная жилищно-коммунальная контора. С таким подходом к использованию бюджетных денег, кстати, я не согласился, когда на заседании комиссии по ЖКХ мы обсуждали программу подготовки к зиме. Депутаты уже в ходе заседания думы учли наши замечания и впредь планы мероприятий по реализации программы управлению ЖКХ города поручено согласовывать с нашей комиссией, а организациям ЖКХ отныне предложено приобретать технику для обслуживания инженерных сетей на собственные средства, а не на бюджетные. При этом я убежден, что сегодня речь надо вести не только о том, как правильно распределять средства в сфере ЖКХ, но и о том, какие технологии применять для реконструкции жилых домов, общественных зданий, коммуникаций. То есть те технологии, которые при наименьших затратах позволят обновлять и эффективно эксплуатировать объекты коммунального хозяйства. И в конечном счете – предоставлять населению качественные услуги.

Я готов лоббировать в городском парламенте продвижение на рынок именно таких технологий, добиваться построения здоровых партнерских отношений между управляющими компаниями и компаниями, которые образуют собственники жилья.

– Игорь Евгеньевич, а можете ли вы привести примеры организации товарищества собственников жилья в нашем городе?

– Да, такое товарищество есть даже в моем избирательном округе. Оно действует больше года и в него объединены жильцы обычной десятиэтажки. Объединились они на совершенно иных принципах, нежели обычный жилищный кооператив советского образца. Их решение жить лучше было принято самостоятельно. Это, считаю, замечательный пример того, когда люди сказали: хватит нас обманывать! На мой взгляд, сегодня именно сами люди должны стать главным ресурсом реформы ЖКХ. Во многом от активной позиции будет зависеть, какой финансовый потенциал получит отрасль, какие исполнители их воли придут на смену набившим оскомину жилконторам. И как депутат, и как специалист-строитель я готов поддерживать стремление моих избирателей получать качественные услуги в жилищно-коммунальной сфере.

– Вы говорили о муниципальном заказе. Можно подробнее сказать, что это за схема использования бюджетных средств, насколько она эффективна для городской экономики?

– Сам по себе муниципальный заказ это, безусловно, действенный инвестиционный механизм для городской экономики. Решение о размещении муниципального заказа гордума приняла в июле 2002 года, утвердила положения о муниципальном заказе, о контрольно-координационном, о конкурсной комиссии, о ведении единого реестра контрактов. И с января 2003 года началась реализация этих решений. Судя по отчетам, в 2003 году сумма фактического исполнения муниципального заказа составила 2,3 миллиарда рублей, а в прошлом году она увеличилась до 3,1 миллиарда. По заявкам муниципальных предприятий на эти средства закупаются продовольственные товары, техника, материалы. Чтобы при этом средства бюджета использовались наиболее экономно, проводятся ценовые мониторинги, устраиваются конкурсы для фирм-исполнителей заказа. В прошлом году, к примеру, таких фирм было более 450. Но заслушивая отчеты о выполнении муниципального заказа, депутаты нашей комиссии пришли к выводу, что действие этого механизма еще далеко от совершенства. В частности, необходима корректировка самого положения о заказе, где речь идет о конкурсах на проведение закупок, на выполнение различных работ. Я, к примеру, уже принимал участие в двух заседаниях комиссии, которая оценивала поставки и установку малых архитектурных форм и строительных материалов для благоустройства дворов. И то, как организована работа комиссии, меня абсолютно не устроило в том смысле, что не до конца ясно, по каким же принципам идет отбор фирм-конкурсантов. По моей инициативе материалы конкурса были отправлены на доработку.

– Игорь Евгеньевич, а вообще на последнем заседании городской думы вопросы жилищно-коммунального хозяйства были наиболее острыми?

– Наиболее острые вопросы мы постарались обсудить и разрешить на заседаниях комиссии по ЖКХ. И уже к моменту заседания самой думы подготовили варианты их решений. А вот по ряду других вопросов между депутатами возникали довольно острые дискуссии. Например, именно в таком формате шло обсуждение проблемы обеспечения бесплатными лекарствами граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями (онкология, сахарный диабет, ВИЧ-инфекции и другие). Дело в том, что в связи с реализацией известного федерального закона № 122, возмещение финансовых средств городу на бесплатные лекарства для этих больных производится из областного бюджета посредством так называемых переходных вложений. Пока такие вложения не поступили. Поэтому часть депутатов предложила обратиться в Законодательное собрание области и к губернатору с просьбой ускорить процесс передачи денег. Другая часть депутатов была за то, чтобы изыскать собственные средства.

– И за какой вариант решения проблемы проголосовали вы?

– Посчитал, что люди, которые страдают, скажем, онкологическими заболеваниями, не должны ждать, пока будет разрешена бюрократически-правовая закавыка. Бесплатные лекарства они должны получать ежедневно. И для этого у городского управления здравоохранения могут найтись средства, их можно перевести с других статей расходов. Вот за это я и голосовал.

– Со дня выборов в городскую думу прошло более двух месяцев. С какими проблемами обращаются к вам избиратели, жители Металлургического района?

– В первую очередь, конечно, их волнуют именно жилищные и коммунальные проблемы. Но обращаются и с просьбами помочь в организации летнего отдыха детей, в устройстве закладного камня в будущем сквере Славы. Часть обращений мы направляем для реализации в соответствующие инстанции, часть передали в управления городской администрации. И на последнем заседании депутаты думы одобрили наши предложения помочь в обустройстве пяти дворовых территорий, в подготовке к новому учебному году школьного здания, в ремонте библиотеки. В каждом случае – это хоть и небольшая, но реальная помощь людям.

Павел ДЕДКОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления