30 января заместитель министра образования РФ Исаак Калина прибыл в Челябинск с инспекцией. «Я планирую посетить несколько образовательных учреждений различного уровня, встретиться с педагогами и проверить, соответствуют ли действительности цифры в отчетах, – заявил Исаак Калина. – Мы же должны выяснить, как на самом деле регионы расходуют средства, выделенные на нацпроект “Образование”». Калина первым из московских чиновников оценил ноу-хау физико-математического лицея № 31 – экспериментальную систему контроля за временем, проведенным ребенком в школе.
Систему оповещения родителей о времени прихода и ухода ребенка из школы внедрили в конце января в порядке эксперимента. Она построена на дактилоскопической экспертизе большого пальца ребенка. Заходя в школу или выходя из нее, ребенок прикладывает палец к специальному датчику на стенде, расположенному в холле лицея. После сканирования отпечатка система «СОНДАЛАП» дает сигнал в электронную базу данных, откуда на телефон родителей отсылается смс-ка с информацией о времени прихода и ухода ребенка.
«Таким образом можно контролировать, находится школьник на занятиях или нет, – поясняет заместитель директора по информатизации Александр Погодин. – Эта информация о посещаемости и прогулах пока рассылается бесплатно, в добровольном порядке и апробируется на нескольких учениках пятых классов».
Эксперимент продлится в течение месяца. По его результатам станет ясно, как скоро лицей сможет перейти на подобную систему контроля. После создания полной базы данных и внедрения «СОНДАЛАП», услуга оповещения родителей станет платной и будет стоить несколько сотен рублей. Точную цифру пока не готов назвать никто. Интересно, что поставщиком оборудования является челябинская фирма «Сонда», в которой работает выпускник 31-го лицея.
Помимо этой системы Исааку Калине показали и новейшую лабораторию физики, полностью оборудованную аппаратурой для изучения предмета старшеклассниками. Кроме того, продемонстрировали достижения учеников в лего-конструировании. Роботы трех поколений, сделанные лицеистами, могут выполнять как самые простые задачи – ездить по нарисованной кривой, – так и обеспечивать конвейерный процесс в переносе грузов. Самые сложные – андроиды – показывают «ласточку» и умеют самостоятельно вставать при падении.
«Работа лего-роботов первых поколений построена на простейших датчиках светочувствительности и расстояния, – рассказывают ученики лицея. – Мы сами конструируем модели, пишем на них программы, отрабатываем и корректируем их поведение».
Заместитель министра увиденным остался доволен, однако от оценок пока воздержался.
«Челябинская область является крупнейшей по объему вложений финансовых средств в систему образования, как федеральных, так и областных и городских, – резюмирует Исаак Калина. – Поэтому есть острейшая необходимость увидеть воочию, как эти немалые вложения отражаются на развитии детей. Пока я не буду делать даже предварительных выводов, но надеюсь, что опыт, полученный в Челябинской области, можно будет предложить для ознакомления и использования другим субъектам РФ. Думаю, ваши находки станут достоянием всей системы образования России».
Чиновник пробудет в Челябинске два дня. 31 января у него запланировано посещение Южно-Уральского государственного университета, центра переподготовки педагогов и монтажного колледжа.