Город новости дня

новости дня

Три года назад в Баренцевом море затонул «Курск»Кто станет хозяином престижного здания, неизвестно, но «дыра» существуетЧелябинским метростроем заинтересовались вьетнамцыМолния покусилась на имущество сотрудника пожарной охраны

Три года назад в Баренцевом море затонул «Курск»

Эту трагедия можно без преувеличения назвать национальной. Вся страна плакала, надеялась, позже верила, а потом затихла, пораженная масштабами катастрофы. И дело тут даже не в количестве жертв. «Курск» был флагманом флота, гордостью, символом, и вдруг такое. 118 подводников погибли вместе со своим кораблем в акватории Баренцева моря. По выводам правительственной комиссии, причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины.

Информационные агентства сообщили, что сегодня в гарнизоне подводников Северного флота Видяево, откуда в последний поход ушел атомный подводный крейсер «Курск», пройдут траурные мероприятия. Продолжатся траурно-торжественные мероприятия непосредственно в военном городке, где базировался «Курск». Там состоится митинг, посвященный памяти экипажа. С пирса, у которого обычно швартовался атомоход, по давней морской традиции будут спущены на воду венки и цветы.

В бытность свою репортером уважаемой газеты «Челябинский рабочий» я присутствовал на операции по подъему АПЛ «Курск». Пусть эта статья, написанная после мурманской командировки, будет моим реквиемом по погибшим.

«Курск». Утраченная гордость

«Начало бедствий, равно как и их конец, всегда сопровождается небольшой дозой риторики… Именно в разгар бедствий привыкаешь к правде, то есть к молчанию…»
Альбер Камю. «Чума».

Пожалуй, только сейчас понимаешь, что присутствовал на событии мирового значения. Подъем «Курска», извлечение тел погибших моряков, шумиха вокруг операции. Месяц в Мурманске, но задуматься о значении происходящего просто было некогда. Дни командировки четко отбиты по часам. Восемь утра - запись на радио, десять - пресс-конференция, день - писанина, отправка материалов в редакцию, поиск людей, с которыми нужно поговорить, или поездки по Кольскому полуострову, пять вечера - еще одна пресс-конференция, после которой остается больше вопросов, чем ответов.

Уж эти ответы… Простых телезрителей или радиослушателей мало волновало, почему выпуски новостей пережевывают одну и ту же кашу про очередные «технологические вырезы». Люди ждали ясного представления о том, что происходит в Баренцевом море. А этого ясного представления не было у самих журналистов - дозировка информации.

С самого начала подъема «Курска» было понятно, что ежедневных сенсаций ожидать не приходится. Военная операция, в исходе которой все были уверены «на все сто» только на словах, и должна происходить под покровом некой секретности. Хотя представители пресс-службы Северного флота постоянно напоминали, что 1200 журналистам обеспечен «режим абсолютной прозрачности». На самом деле до тех пор, пока изувеченный атомоход не встал в росляковский док, обстановка оставалась темной, как глубины Баренцева моря. Когда рубка «Курска» почти вошла в седло баржи «Гигант-4», руководитель «водной» части операции вице-адмирал Михаил Моцак три раза плюнул через левое плечо. «Я моряк, - объяснил он, - поэтому не могу не уважать примет». К тому времени я уже полностью отработал тему «взаимоотношений» «Курска» с Южным Уралом и с облегчением позвонил в редакцию, чтобы сказать: «Скоро буду».

Весь «мурманский» месяц мне приходилось объяснять, что, собственно, делает за Полярным кругом журналист региональной газеты. Объяснение простое: там, на глубине 108 метров, среди других лежали пятеро моих земляков, а ядерное топливо с подводной лодки будет храниться на моей земле, буквально в сотне километров от Челябинска. Кстати, после беседы с норвежским экологом Нилсом Бемером, который утверждал, что наш «Маяк» - предприятие отнюдь не безопасное, в Челябинске начался шум. В «Челябинском рабочем» даже выступил представитель «Маяка», открестившийся от знакомства с Бемером и убедительно доказавший, что химкомбинат не опаснее Шершневской плотины. Я бы с удовольствием согласился с этими доводами, но хочу напомнить, что еще полтора года назад «Курск», со слов академика Спасского, считался «абсолютно непотопляемым».

По поводу причин, почему же все-таки краса и гордость Северного флота оказался на дне, до сих пор (на момент написания материала – М.Д.) существует три версии: столкновение с крейсером «Петр Великий», столкновение с иностранной подводной лодкой и взрыв торпеды. В то время, когда я находился в Мурманске, «Челябинский рабочий» предлагал читателям задать вопросы «нашему спецкорреспонденту». Признаюсь, вопросов было немного, и на большинство из них ответы удалось найти. Запомнился один читатель, который позвонил в редакцию и заявил: «Передайте ему, чтобы написал: «Курск» утопил «Петр Великий». Вот так, ни больше ни меньше.

Нет, к сожалению, я не могу такое написать. «Петр» тут, скорее всего, ни при чем, хотя рассказы о пробоине вдоль всего борта «Курска» можно было услышать в любом мурманском кабачке. Из всех официальных комментариев и неофициального трепа я для себя сделал вывод, что дело в торпедах, а точнее, в той, экспериментальной (вывод, как видите, подтвердился – М.Д.). Мнение это сугубо личное и не претендует на безусловность. Но ведь даже генпрокурор Владимир Устинов признал торпеду «немного экспериментальной», потом, правда, поправился и сказал, мол, это обычная штатная торпеда с модификацией, «связанной с аккумулятором».

А мурманскому экологу, президенту организации «Зеленый клуб» Елене Васильевой один пьяненький морской офицер поведал о том, что на борту «Курска» стоит «цистерна с какой-то хреновиной». Он, дескать, точно не знает, с какой, но если рванет в Росляково, то в Мурманске «все окна повышибает». А жена капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, чью предсмертную записку нашли на месте трагедии первой, как-то вспомнила, что муж перед рейдом сказал: «Сидим на пороховой бочке».

Слухи, слухи... Как жаль, что их нельзя подшить к двадцати томам уголовного дела о гибели «Курска», собранным военной прокуратурой. Нельзя подшить и смутное ощущение, что «тут что-то не то». Сам подъем - это «что-то не то». Доктор географических наук, зав. отделом мурманского морского биологического института Дмитрий Матишов сказал мне, что не видит необходимости в подъеме «Курска». Гораздо безопаснее, если реактор атомохода будет покоиться на дне моря. Вода поглощает радиацию. В таком огромном объеме воды даже трагедия Чернобыля осталась бы незаметной, сказал ученый. Его точку зрения разделяют и экологи, и представители Атомфлота, с которыми мне удалось встретиться.

Зачем поднимали? Можно подискутировать на тему «Подъем тел подводников нужен нам, живым». Но в качестве аргумента вспомним старую морскую традицию: «Для погибшего в море море – могила». Генпрокурор заявил, что состояние поднятых тел может дать ответы на вопросы следствия. Но ведь в прошлом году подняли 12 тел. В чем проблема?

Подъем «Курска» стоил бешеных денег. Сколько точно, нельзя узнать, - это коммерческая тайна, но в Мурманске несколько раз мне приходилось слышать цифру 130 миллионов. Не рублей, разумеется. Утилизация гигантской подводной лодки обойдется еще Бог знает во сколько. А зарплата живых подводников, месяцами не видящих солнца, составляет три-четыре тысячи. Рублей…

Опять же, следствие показало: «Курск» затонул за шесть-восемь часов. О чем говорят эти цифры? О том, что подводники погибли «в первые минуты после аварии», то есть особо не страдали, простите за цинизм. О том, что и помогать-то не требовалось, что, в принципе, можно было бы обратиться за помощью к иностранным друзьям, имеющим современное спасательное оборудование, да смысла не было. А как, извините, насчет докладов в первые дни после катастрофы? В них, помнится, не раз и не два упоминалось, что «с подводниками в течение двух дней поддерживается слуховой контакт». Что насчет записки Колесникова, в которой он отчетливо доводит до сведения, что воздуха хватит часов на 10-12? Знаете, как он ее писал? Я знаю, вернее, могу представить. Скорчившись в девятом отсеке с 22 товарищами, натянувшими на себя для тепла все тряпье, которое удалось найти. Не хватало света, горело лишь тусклое аварийное освещение. Но главное, не хватало воздуха. Дышали через раз. Пытались ограничить движения, чтобы дышать пореже, чтобы жизнь свою продлить. Может быть, по очереди, чтобы не уставать и не расходовать кислород зря, стучали в корпус «три точки, три тире, три точки». «SOS» - спасите наши души. Боролись до конца. Они же моряки, они же воспитаны так - бороться до конца. Когда воздуха стало совсем мало, просто сели, дрожа от холода, по пояс в ледяной воде. Сидели молча, сил не было разговаривать. Время от времени кто-то закрывал глаза и засыпал. Засыпал навсегда, а те, кто немного покрепче, стискивали зубы и ждали своей очереди.

Это не официальная версия. Что происходило там, на глубине, в вечной тьме и холоде, не узнает никто. А вот почему это случилось, кто виноват в смерти сотни здоровых мужиков, любивших Родину так, что были готовы месяцами бороздить океан, не видеть родных и не дышать земным воздухом, мы должны узнать. Иначе подъем «Курска» не стоит моральных и материальных затрат, понесенных страной.

После командировки в Мурманск, после поездок в Видяево, где журналистам запретили общаться с местными жителями, в Снежногорск, где будут утилизировать «Курск», и на этом основании запретили фотографировать некоторые объекты, осталось больше вопросов, чем ответов. Но надежда узнать правду о гибели «Курска» осталась…

На борту «Курска» находились южноуральцы:

Байгарин Марат Ихтиярович, капитан III ранга, флагманский торпедист. Родился 5 июня 1964 года. Жена Светлана, дети: Игорь, 1985, Алексей, 1990.

Бубнив Вадим Ярославович, старший лейтенант, инженер электронно-навигационной группы. Родился 18 ноября 1977 года.

Байбарин Валерий Анатольевич, мичман, старший команды трюмных дивизиона живучести. Родился 6 января 1975 года. Похоронен на Аллее Героев в Копейске.

Зубайдуллин Ришат Рашитович, главный старшина, электрик. Родился 4 февраля 1979 года. Похоронен в поселке Урал Учалинского района Башкортостана.

Власов Сергей Борисович, старший мичман, техник группы радиоразведки. Родился 14 ноября 1957 года. Дети: Георгий, 1986, Андрей, 1988. Похоронен в Чебаркуле.


Кто станет хозяином престижного здания, неизвестно, но «дыра» существует

Площадь Революции — это центр Челябинска. Монумент бледнолицему вождю — это центр площади Революции. Дома, которые находятся в радиусе сотни метров от Ильича сверхпрестижны. Они стоят в центре, центрее которого в Зауральском Чикаго уже не бывает. Кто же в нашем городе может себе позволить поселиться на пупе земли местного пошиба? Августейшие, наимудрейшие, наидостойнейшие…

Таковых много, да и претензий на площадь Революции у них уйма. Поэтому здания вокруг площади стоят тесно, а новое строительство среди них почти невозможно. Уже десять лет в 120 метрах от памятника Ленину, между Воровского, 2 и Ленина, 57, ударными темпами, с точки зрения написания всевозможных бумаг, возводят офисное здание. Небумажные же строительные работы, которые проводит «Союзагрокомплект-с» продвигаются крайне медлено. На то есть серьезная причина. Проект предполагает переход части новостройки в областную собственность и как следствие бюджетное финансирование проекта, а чиновники разных уровней до сих пор не могут решить городские или областные деньги выделять застройщику. В комитете по управлению имуществом правительства области говорят, что вопрос открыт и решается в настоящий момент на самом высоком уровне.

Месяца четыре назад «Союзагрокомплект-с» в рамках проекта снес часть здания по Ленина, 57, где находился выставочный центр областного правительства. Из-за этого между Воровского, 2 и Ленина, 57 образовалась «дыра», обнажившая стройплощадку. Вдоль нее на прилегающем тротуаре соорудили временный деревянный переход, который на ближайшие года два–три волне может стать очень даже постоянным.


Челябинским метростроем заинтересовались вьетнамцы

11 августа состоялось плановое заседание совета директоров, на котором обсуждались результаты строительства челябинского метро за первое полугодие. Как сообщил вице-мэр по строительству Александр Алейников, строительство метро в городе идет в соответствии с графиком. Тоннель уже построен под Миассом, направляется к улице Васенко, сейчас работы ведутся в районе Сада камней.

Представляете, пьете вы пиво на скамеечке в окружении уральских минералов, а под вами на 40-метровой глубине грохочут проходческие машины. Основное финансирование строительства ожидается во втором полугодии. Правительство города рассчитывает получить около 60 миллионов рублей из федерального бюджета.

Строительством челябинского метро заинтересовались представители Вьетнама, находящиеся сейчас с визитом в нашем городе. Они хотят, чтобы российские специалисты приняли участие в строительстве метро в их государстве. «Об окончательных выводах говорить пока еще рано», - считает директор управления «Челябметрострой» Владимир Ваганов.

Челябинские метростроители – одни из многих, кто может претендовать на предложение вьетнамской стороны. Примут ли челябинцы участие в строительстве вьетнамского метро, мы узнаем в течение ближайших двух месяцев, однако, сдается мне, что не худо было бы сначала со своим метро разобраться, а потом ехать к азиатским друзьям.


Молния покусилась на имущество сотрудника пожарной охраны

Произошел необычный пожар в садовом кооперативе № 3 в Усть-Катаве. Возгорание обнаружили милиционеры, увидев зарево на окраине города. Сообщили в пожарную охрану. Бойцы приехали быстро, но отстоять охваченный пламенем дом было невозможно. Когда огонь сбили, стали выяснять, чей это участок и отчего произошел пожар. В пресс-службе областной противопожарной службы «Итогам дня» сообщили, что погорельцем стала… диспетчер пожарной части по охране Усть-Катава. В свое время она сдала участок в аренду знакомым, и те как раз накануне были в саду, топили баньку.

Естественно, сразу же возникло предположение, что причиной пожара стала печка. Коррективы внесла жительница одной из многоэтажек напротив кооперативного сада. Ночью она проснулась от сверкающих зарниц и молний. Выглянула в окно и увидела, как молния ударила в землю на одном из участков кооператива. Посыпались искры, и вскоре появился небольшой дымок. Прошло еще несколько минут, и над садом занялось зарево. Только бдительная жительница собралась звонить «01», но милиционеры ее опередили…

Коллегу пожарные известили утром. Попутно выяснили, что громоотвода на ее участке не было. Впрочем, в кооперативе молниезащиты нет ни у кого, а стихия не выбирает жертву.

Августейший противопожарный ильич Михаил Дементьев

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления