RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

6 м/c,

сев.

737мм 76%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Всё о коронавирусе мнение «Лучше некачественный дистант, чем опасное заболевание»: челябинский учитель — о школе и COVID-19

«Лучше некачественный дистант, чем опасное заболевание»: челябинский учитель — о школе и COVID-19

Владимир Брюхов считает, что главной проблемой весенней удаленки стала неготовность учителей

Многие учителя ждут, когда детей переведут на дистант

Накануне губернатор Челябинской области Алексей Текслер назвал ограничения на случай ухудшения ситуации по коронавирусу. Среди них — перевод старшеклассников и студентов на дистанционное обучение. Учитель истории челябинского лицея № 35, член всероссийского экспертного педагогического совета Министерства просвещения РФ Владимир Брюхов считает, что дистант уже сейчас необходим, потому как многие школы работают на пределе. Публикуем его мнение от первого лица.

— Прежде чем рассуждать о дистанционном обучении, нужно четко расставить приоритеты: здоровье и жизнь или школа. Педагогическое сообщество уже теряет своих коллег из-за новой инфекции, а многие школы работают на пределе. Учителя вынуждены выходить на замены, получая непомерную нагрузку, и уже сами становятся жертвами болезни. Нередки случаи, когда занятия предметников берутся вести психологи и педагоги-организаторы. Ни один учитель не в восторге от сложившейся ситуации, но лучше временный и даже некачественный дистант, чем опасное заболевание с последствиями.

Летом руководство сферы образования регулярно отчитывалось, как успешно наша страна справилась с дистантом. Подтверждаю, какая-то дистанционная работа организована была, но полноценного обучения не было. То, с чем столкнулись ученики, учителя и родители весной, мало похоже на полноценное «обучение с применением дистанционных образовательных технологий».

Дети, которые проводили часы в интернете, ранее отдавали предпочтение общению и развлечению и оказались не готовы к трудоемкой работе по освоению новых знаний даже в привычной для себе среде. Для большинства учителей компьютер был лишь прикладным инструментом, который нужен, чтобы набрать и распечатать контрольную, заполнить отчет, сделать учебную презентацию, показать ученикам видеоролик. Родителей же больше заботили проблемы оценок и «поборов» в школе, чем происходящее на уроках.

Поэтому с понимаем отношусь к протестам тех (не берем в расчет ковид-диссидентов), чьи дети были обречены на самостоятельное изучение скучного учебника и зависающих образовательных платформ, изобилующих ошибками и недочетами. А также тех, чье общение с учителем ограничивалось перепиской в мессенджере и отправкой ответов на электронную почту. Особенно тяжело было начальной школе, именно поэтому сегодня введение дистанта для них не рассматривается.

Главной проблемой в итоге стала неготовность учителей. Для многих почему-то стало откровением, что, как и в любой организации, в школе есть специалисты разной квалификации и разного отношения к своему труду. Кто-то был сразу готов максимально использовать опыт работы с интернет-сервисами и образовательными приложениями, другие учителя с энтузиазмом осваивали новые технологии и открывали возможности цифровой среды, но некоторые предпочли смириться с положением и тихо переждать ковидную весну. Впрочем, обвинять коллег в их неготовности к дистанту — последнее дело. Когда российский педагог в своей массе разрывается между крайностями «на одну ставку есть нечего, а на две — некогда», времени и желанию для профессионального развития попросту неоткуда взяться.

И все-таки были плюсы. Дети высыпались, некоторые могли проходить программу обучения с опережением, концентрируясь на профильных предметах. Родители наконец увидели, как учатся их дети и как работают учителя. Педагоги же обнаружили, как многому им предстоит еще научиться и какие преимущества дает цифровизация в школе. Например, оказалось, что большинство рутинных задач можно автоматизировать, поручив их компьютеру. Сегодня дистанционное обучение и цифровые технологии становятся основой смешанного обучения, когда часть материала ученики изучают самостоятельно, а затем уже очно работают вместе с учителем, разбирая сложные и непонятные вопросы.

Школа — один из самых консервативных общественных институтов, но даже там изменения неизбежны. Уверен, что дистант может, а в случае пандемии, должен быть частью непрерывного процесса обучения. Что для этого нужно? На мой взгляд, как минимум три вещи:

1. Подготовить учителей. Квалификация педагога — основа качественного обучения вне зависимости от его формы. Для этого сейчас создаются специальные центры непрерывного повышения квалификации и запускаются федеральные программы, но без решения давно назревших проблем чрезмерной нагрузки и оплаты труда существенных сдвигов здесь не предвидится;

2. Повышать цифровую грамотность детей, развивать их навыки осознанности и самоорганизации. Часто мы полагаем, что наши ученики прекрасно разбираются в интернете и технологиях — это совсем не так. Весной же мы увидели, насколько снизились результаты детей, которые не были готовы к самостоятельной учебной работе, но эти же ребята не могли похвастаться высокими результатами и во время очного обучения. Одних только предметных знаний давно недостаточно, нужно развивать и «мягкие навыки» ребенка;

3. Обеспечить всех необходимым оборудованием. Технологическое неравенство — уже сейчас один из решающих доводов против новых форм обучения. Планшеты пора выдавать детям так же, как сегодня выдаются учебники в школьной библиотеке.

Список можно продолжать, но уместнее задаться вопросом — было ли сделано что-то из него за минувшее лето и первые месяцы нового учебного года? Отправили ли всех учителей на реальные курсы повышения квалификации? Разработаны ли дорожные карты для школ в случае перехода на дистанционку? Закуплены ли необходимые технические средства, в том числе и для учителей? Сколько школ могут хотя бы частично утвердительно ответить на эти вопросы?

Остается надеяться, что если дистант будет введен, школы все-таки перестроятся и учтут все ошибки весны, а родители найдут силы стать их союзниками в такое непростое для всех время.

Согласны с автором?

Да
Нет

Родители первоклассника из челябинской школы хотели перевести ребенка на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса, но столкнулись с трудностями. Тем временем Минобрнауки рекомендовало вузам России отправить студентов на дистант.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления