RU74
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Челябинске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

745мм 29%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Образование Анатолий Якушев, директор челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ: «Заочник – человек героический!»

Анатолий Якушев, директор челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ: «Заочник – человек героический!»

Челябинский филиал Финансового университета при правительстве российской федерации. Многим известен филиал ВЗФЭИ в г. Челябинске. В настоящий момент произошло присоединение ВЗФЭИ к Финансовому университету при правительстве Российской Федерации. За новой вывеской стоит вуз с богатой и интересной историей – филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, которому скоро исполнится 55 лет. Столичный вуз один из первых решил выполнить программу президента по укрупнению учебных заведений и пожертвовал собственным брендом ради дальнейшего развития. Это позволило ВЗФЭИ и его филиалам повысить статус, сохранив при этом традиции и качество подготовки специалистов для финансово-экономической сферы.

Заочное образование всегда отличалось от очного по системе и формам подготовки, но выпускники филиала финансового университета имеют практический опыт экономической деятельности и в этом их преимущество перед студентами очной формы. Прогуливать занятия и создавать видимость учебы в ВЗФЭИ не получится. Отчасти и потому, что у руля филиала стоит офицер запаса Анатолий Якушев, с детства привыкший к дисциплине и порядку. Что заставило крупный вуз слиться с финансовым университетом, есть ли будущее у заочного образования и что общего у математиков и финансистов? На все эти вопросы директор филиала ответил с военной прямотой.

Из института в университет

– Анатолий Алексеевич, ВЗФЭИ – это солидный вуз, диплом которого воспринимается как гарантия качества, зачем потребовалось слияние с Финансовым университетом?

– Политика государства в области образования ведет к тому, что приоритеты в реализации образовательных программ сохранят колледжи и университеты. Сейчас правительством России и президентом поставлена задача укрупнения вузов, уменьшения их числа. Ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров приводил, например, такую информацию: в Италии на 61 миллион жителей приходится 52 вуза, во Франции на 63 миллиона жителей 79 вузов у нас 137 миллионов человек и 1156 высших учебных заведений. Эти вузы государственные, имеют бюджетное финансирование. Все это позволяет объективно определить, что заочный вуз не может быть университетом, а для ВЗФЭИ слияние с Финансовым университетом – это хороший вариант выживаемости в конкурентной среде и сохранения учебно-методического потенциала, наработанного за долгие годы.

– Слияния редко проходят гладко, как правило, на деле получается поглощение. Вам этого удалось избежать?

– Я не рассматриваю данное слияние как видоизмененную форму поглощения: и ВЗФЭИ и Финансовый университет имеют большую историю и опыт, поэтому совестная работа даст достаточные результаты подготовки специалистов. ВЗФЭИ был создан в 1930 году. Партийные комсомольские работники, которые встали у руля страны после гражданской войны, не имели образования, тем более экономического. Встал вопрос – как их обучать без отрыва от производства, тогда и появился заочный институт. Финансовый университет начал свою работу еще раньше – в 1919 году, вначале он был институтом, в 90-е годы – академией, в 2010 году получил то название, которое сейчас имеет. Это мощный вуз при правительстве России. Его по праву считают одним из элитных учебных заведений: конкурс при поступлении составляет здесь от 10 до 25 человек на место, и среди выпускников университета – министры финансов, президенты государственных и коммерческих банков, губернаторы, главы корпораций и даже иностранные политики и ученые – например, заместитель министра финансов Республики Вьетнам Нгуен Конг Нгиен и ректор Ляонинского университета (г. Шэньян, Китай) Чэн Вэй и другие.

Университет ежегодно осуществляет подготовку по программам высшего профессионального образования (бакалавриат – специалитет – магистратура), по программам МВА и слушателей по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Все исследования, которые необходимы министерствам и ведомствам, проводятся в исследовательских лабораториях и институтах при университете, а их у вуза пять. Еще есть одиннадцать филиалов, но в основном это колледжи. После объединения в составе Финансового университета – 31 филиал – это достаточно крупная учебно-образовательная, учебно-методическая и учебно-исследовательская сеть.

– Что даст студентам такое объединение?

– Мы повысили статус. Достаточно отметить, что выпускники, проходившие государственную аттестацию в феврале 2012-го, получили еще дипломы ВЗФЭИ, а выпускники второго высшего образования с аттестацией в июне будут уже с университетскими дипломами. Следует отметить, что в данный момент решаются текущие вопросы, отдельные кафедры укрупнились и переименовались, но главное – мы сохранили ВЗФЭИ, его методологию и преподавательский состав. В составе университета осуществлен переход на образовательные стандарты нового поколения, отвечающие требованиям Болонской декларации.

В Финансовом университете обучается около 23 тысяч студентов, а в ВЗФЭИ – более 50 тысяч. Укрупненный вуз объединит более 70 тысяч человек. Поступив к нам, абитуриент получит доступ к огромной «кладовой» знаний, накопленной поколениями ученых, преподавателей и практиков двух маститых экономических вузов и в итоге получит диплом престижного московского вуза.

– Челябинский филиал ВЗЭФИ тоже работает уже много лет.

– Наш филиал был основан в 1958 году, на будущий год мы будем отмечать 55-летие. За это время выпущено порядка 13 тысяч человек. В советские годы наш вуз был единственным экономическим заочным учебным заведением, его окончили люди, которые теперь занимают высокие должности. Среди наших выпускников – бывший министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова, известный бизнесмен и депутат Челябинской городской думы Виталий Рыльских, руководитель управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Челябинской области Сергей Николаев, глава управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области Александр Путин (кстати, в налоговых инспекциях г. Челябинска работает порядка 300 наших выпускников), генеральный директор ОАО «Челиндбанк» Михаил Братишкин, председатель правления ОАО «Челябинвестбанк» Сергей Бурцев. В головном офисе «Челиндбанка» работает 79 наших выпускников. Наши студенты востребованы, после получения дипломов они не стоят на бирже труда.

Мы не рекламируемся широко, но наш институт прекрасно знают в узкой среде, здесь учатся поколениями.

– Сейчас изменилось не только название, но и внешний вид филиала.

– Институт располагался в двухэтажном здании. В прошлом году был сдан в эксплуатацию новый учебный корпус, оснащение которого соответствует требованиям двадцать первого века.

От сессии до сессии

– Анатолий Алексеевич, в сложившихся условиях нет желания развивать еще и очную форму обучения?

– Раньше я тоже так думал, но, проработав несколько лет, понял, что данный вопрос нельзя решать однозначно и опрометчиво. Сейчас даже иногда приходится слышать: «Ой, я в ВЗФЭИ поступать не буду», объясняют это тем, что у нас учиться сложно, потому что требования, предъявляемые к процессу обучения и к студентам, достаточно серьезные. Заочник – человек героический, только отдельным подвластно сочетание – учиться, работать, содержать семью, воспитывать детей. Наши студенты это все успевают, да еще и с отличием заканчивают учебу.

В современных условиях руководители предприятия с большим опасением направляют сотрудников на учебу, мотивируя отказ большой занятостью сотрудников. По закону, при получении первого высшего образования работодатель обязан отпускать сотрудника на сессии, а вот второе высшее в этом плане ничем не подкреплено. В итоге некоторые студенты пропускают лекции, а без них сдать экзамены очень трудно. Мы идем студентам навстречу, сейчас можно контрольные отправлять преподавателю по Интернету. Еще у нас появился репозиторий – это электронная библиотека с огромными возможностями, чем мы очень гордимся. Для работы в этой библиотеке каждому студенту выдается пароль, и он получает доступ ко всем методическим материалам, лекциям, учебникам, научной литературе.

На заочное отделение можно поступать сразу после школы. Выпускники школ вливаются в группу, где студенты разного возраста и статуса, они знакомятся, получают приглашения на работу, обмениваются опытом, а на очном отделении в основном все студенты одного возраста – вчерашние школьники, которые оторвались от родителей и хотят попробовать себя во взрослой жизни.

– Но на очном обучении дается больше информации, спрос со студентов другой, постоянные семинары, контрольные…

– Независимо от формы обучения требования остаются едины, а вот реализация учебного плана студентами заочного вуза имеет свои особенности. Даже если студент не посещает занятия, у него сохраняется возможность индивидуальных консультаций по учебному плану, по выполнению контрольных и курсовых работ. В данной ситуации важным является вопрос не только стимулирования ответственности студентов, но и стимулирования преподавательского труда. В действующей практике руководство вузов пытается всячески сэкономить на заработной плате преподавателей. Здесь возможны два пути – увеличить нагрузку до 900 часов в год или сокращать часы по дисциплине. В результате получается, что у преподавателя нет времени на подготовку, поиск новой информации, научную работу, либо нагрузка такая же, как на заочном отделении.

Следует отметить, что последние решения по оплате труда профессорско-преподавательского состава, выдвинутые президентом России, будут иметь и активизирующую, и стимулирующую нагрузку. Тем, кто учится на заочном, не приходится искать себе работу, поэтому трудовой стаж у них начинается раньше. По нашим правилам, на защите выпускных работ все студенты уже должны быть трудоустроены. Как правило, они даже тему для исследовательского проекта берут с учетом особенностей хозяйственной практики, а большинство работодателей определяет конкретные заявки на конкретные темы.

Финансисты в погонах

– Анатолий Алексеевич, у вас московская манера речи, вы откуда родом?

– Я родился в Аше, но в Москве прожил семь лет. После окончания Пермского авиационно-техническое училища, получив звание лейтенанта, проходил службу в Белоруссии, а затем поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Учился на факультете авиационного вооружения и после окончания академии для дальнейшего прохождения службы был направлен в Латвию. Вернулся в Москву уже в адъюнктуру, получил специализацию «Военная кибернетика, системный анализ, исследование операций и моделирование систем и боевых действий ВВС». Потом был переезд в Липецк, затем в Уфу, где и ушел в отставку и переехал в Челябинск. В этом году будет 10 лет, как я живу здесь.

– Как профессиональный военный оказался директором филиала финансово-экономического института?

– В Уфе было высшее военное училище летчиков, там я служил, преподавал теорию боевой эффективности и теорию вероятностей. Потом училище закрыли росчерком пера или, можно сказать, точечным ударом. Я стал искать, куда можно приложить свои знания и опыт, чтобы не потерять квалификацию преподавателя. Нашел уфимский филиал ВЗФЭИ, он мне как раз подходил, потому что занятия проводились вечером. Так я начал преподавать математическое моделирование. А после переезда в Челябинск в филиале ВЗФЭИ мне предложили читать финансовый менеджмент. Именно в этой дисциплине реально сочетаются математический аппарат, принципы моделирования и конкретные финансовые ситуации, конкретные финансовые решения.

– Разве «физик» может стать «лириком»?

– Вы знаете, в финансовом менеджменте тоже много формул, и логика должна быть, и умение рассуждать. В принципе, я благодарен судьбе за такой поворот, что позволяет реализовать синтез «физика» и «лирика».

– Говорят, бывших военных не бывает. Это действительно так?

– От офицерского у нас осталась преданность делу. Если что-то поручили, мы выполняем задачу до конца. С точки зрения гражданских это плохо. Они все время говорят: «Да не спеши, куда ты торопишься, тебе что, больше всех надо?» В этом плане мы неудобные люди. Еще любим воспитывать. Ведь раньше как говорили: офицер – воспитатель. Вот мы и воспитываем студентов на пару с моим заместителем по воспитательной работе Игорем Валентиновичем Ковшовым. Он тоже военный – майор в отставке, пришел в ВЗФЭИ после расформирования танкового института. На гражданке всем друг на друга плевать: куришь ты – ну, и кури, пьешь – ну, и пей. У нас не так.

– После преподавания в военном училище, наверное, сложно добиться такой же дисциплины от финансистов и экономистов, как от курсантов?

– Конечно, в училище был военный порядок. Приходишь на лекцию, вначале дежурный докладывает, кто присутствует, кто отсутствует, при этом курсанты стоят по стойке «смирно», человек так 60, и на «Здравствуйте, товарищи курсанты» набирают воздуха в легкие и выдают «Здравия желаю, товарищ подполковник». Это придает дополнительную строгость и упорядочивает отношения.

Я вспоминаю свое первое занятие в ВЗФЭИ. Я подготовился к лекции, после службы переоделся в гражданскую одежду, дождался, когда прозвенит звонок, и ровно в 18:20 захожу в аудиторию. А там сидит два человека. Иду к кафедре и про себя думаю, что ж делать, ждать или начинать. Решил начать занятие, а постепенно студенты стали подтягиваться (график основной работы тому причина). Говорят, что точность – это вежливость королей, иногда приходится напоминать об этом.

– Скучаете по военному прошлому?

– Это время как-то ушло само собой. Сейчас только форма висит и напоминает о том, что был офицером. Сейчас уже ничего не поделаешь. Чтобы не потерять связь с авиацией, посещаю авиасалон «МАКС». В этом году, кстати, 100-летие авиации, наверное, будет грандиозное авиашоу в столице. А в следующем году исполняется 30 лет со дня окончания академии, может быть, встретимся с ребятами, с которыми учились.

В моей практике была преподавательская работа в лицее. Я читал курс лекций по математическому моделированию. В аудитории два касса – 60 человек, я задаю вопрос: «Кто хочет поступать в гуманитарный вуз»? Руки поднимают почти все. А кто выбрал инженерные специальности? – Пять человек. А собирается стать военным? В аудитории раздается хохот. Противникам удалось создать такой имидж российской армии, и это надо «переформатировать».

Экономика с математической точностью

– Студенты появляются в вузе только на сессиях, а преподаватели?

– У нас есть постоянный преподавательский состав – это 22 преподавателя, также мы заключаем договоры с преподавателями из других вузов. В коллективе филиала ВЗФЭИ 11 профессоров, 11 докторов наук, 30 кандидатов наук. У нас есть явочные дни для преподавателей, и студенты в эти дни приходят на консультации, дополнительные занятия и сдачу задолженностей.

– Вы сами какие дисциплины читаете?

– Финансовый менеджмент, эконометрика и экономико-математические методы и прикладные модели. Бизнес-информатика как новое направление находится на стыке «технарей» и экономистов, там много математики, и на эту специальность нужно идти с хорошими знаниями и высокими баллами. Хороший финансовый аналитик – это человек, который знает компьютер, умеет программировать, владеет экономическими знаниями и математическим моделированием. Такой специалист – первоклассный аналитик, но очень дорогой, это штучный товар. Многие руководители фирм, предпочитая экономию, выплачивают главному бухгалтеру взамен наличия по штатному расписанию финансового директора, но такая «экономия» потом превращается в потери, потому что не отслеживается профессионально финансовое состояние компании.

– Ваш филиал Финансового университета занимается исследовательскими работами?

– Обязательно, проекты наших студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Недавно студент второго высшего Павлов Вячеслав занял второе место в Уральском регионе за разработку программы для 1С. Получил премию в 20 тысяч рублей.

Проводится много исследований экономической направленности. Есть система менеджмента качества, но не продукция, а управление – ИСО 9000. Недавно мы закончили работу с «Уралпромбанком», разрабатывая программу оценки кредитоспособности малого и среднего бизнеса, по тематике оценки бизнеса нами планируется провести научно-исследовательскую работу по стоимостному подходу в управлении, стратегическому планированию развития компании. Есть перспективы работы с организацией, занимающейся пожарным аудитом. Необходимо разработать математическую модель оценки выгодности ситуации, платить регулярно за пожарный аудит или платить только страховки в случае пожара. Эти и другие направления позволяют активизировать научно-исследовательскую работу преподавателей, студентов.

– Анатолий Алексеевич, в этом году повышение стоимости обучения коснулось филиала Финансового университета при правительстве России?

– Стабильная стоимость обучения сохранялась в течение четырех лет. В этом году повышение цены произошло только на инфляционную составляющую – 10%. Сейчас обучение по программе первого образования имеет стоимость 26 700 рублей, а по программе второго высшего образования – 28 000 тысяч рублей. Филиал имеет право приема на бюджетные места – их больше 60. На следующий учебный год в филиале планируется открытие магистратуры по экономическому направлению. Таковы реальные перспективные прогнозы развития филиала.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления