RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

7 м/c,

сев.

737мм 66%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Мавлит Ахтямов, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и инновационного развития бизнеса ЮУрГУ: «Мы рассматриваем развитие бизнеса с инновационной точки зрения»

Мавлит Ахтямов, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и инновационного развития бизнеса ЮУрГУ: «Мы рассматриваем развитие бизнеса с инновационной точки зрения»

Два года назад кафедру экономики и управления на транспорте факультета экономики и предпринимательства ЮУрГУ было решено переименовать в кафедру экономики и инновационного развития бизнеса. Это не дань моде, считает руководитель кафедры Мавлит Ахтямов: «Во всех сферах – в учебном процессе, в воспитательном, в научно-исследовательской работе студентов и преподавателей – мы применяем инновации». Абитуриентов не отпугивает отсутствие бюджетных мест на этой кафедре, всегда достаточно желающих получить престижное образование для привлекательной отрасли – транспорта. Из нашей беседы с Мавлитом Ахтямовым можно сделать вывод, что цель кафедры – воспитание и подготовка настоящих лидеров и просто успешных людей в любой сфере бизнеса, и в частности – в сфере транспорта.

– У ваших студентов должны присутствовать качества, необходимые не просто специалисту в сфере экономики, но по-настоящему творческому человеку?

– Считается, что три процента населения любой страны обладает врожденными предпринимательскими способностями. Но люди, которые поступают на факультет экономики и предпринимательства, тем более на нашу кафедру, автоматически повышают процент предпринимателей. Как правило, у этих людей уже есть что-то на уровне подсознания, а другие необходимые предпринимателю свойства и качества личности – лидерство, предприимчивость, инновационность – можно и нужно воспитывать. И наша задача – к пятому курсу 60-70 процентов наших студентов сделать способными к предпринимательской деятельности. Другой вопрос, будут они этим заниматься или нет. Если выпускник не реализует свой потенциал в предпринимательстве, то сможет проявить себя в других структурах экономики, где также нужны все перечисленные качества.

– Многие ли из ваших студентов рискуют начать собственное дело после получения диплома?

– Из каждого выпуска три-четыре человека. Причем, в последние годы их количество повышается. Сейчас наши студенты уже на уровне третьего-четвертого-пятого курсов открывают предприятия малого бизнеса. Начался процесс вовлечения. Они смотрят на однокурсников или старших ребят и рассуждают: он открыл свое дело, почему я не могу?

– Можно сказать, что во многом процесс обучения на вашей кафедре связан с вопросами развития предпринимательства?

– Тема моей докторской диссертации посвящена интеллектуальному обеспечению инновационного развития предпринимательства. Так вот, предпринимательство – это такой феномен, который наряду с экономическим явлением охватывает и психологию, и социальный фактор, и инновационность. Все эти стороны нужно учитывать и развивать у студентов данные качества параллельно. Для того и существует высшая школа. Говоря о принятой нами идеологеме – инновационность, предпринимательство и лидерство, – надо отметить, что предпринимательство без лидерства и инновационности не может существовать. И тогда задача ясна – в период обучения мы обязательно должны развивать в наших студентах лидерские качества и инновационность. В истории много примеров, когда люди буквально за волосы вытягивали себя из «болота» комплексов, чтобы сформироваться, как лидеры.

– К какому курсу ваши студенты окончательно определяются в выборе специализации?

– Если говорить о выборе специальности или профессии, они знают это уже на первом курсе. А кем станут в дальнейшем на конкретном предприятии – будь то транспортная компания, дилерский или сервисный центр – выясняется в процессе учебы. Причем, я их ориентирую сразу на высокую планку, к примеру, на уровень коммерческого директора и выше. Когда планка поставлена, человек будет к ней стремиться. Поэтому можно говорить, что специальность и отрасль выбраны уже при поступлении на нашу кафедру, а вот как в будущей своей жизни человек реализуется – наша и его задача в процессе инновационного обучения и развития.

– И как вы решаете такую задачу?

– Для этого у нас существуют школа лидерства, школа наставничества, лидерские группы, проектные группы, стажировки в бизнес-структурах. Проводятся тренинги: личностного роста, переговоров, презентаций, ведения телефонных разговоров. Все это тренирует и воспитывает. И у нас есть такой институт как наставничество. Мало кто может этим похвастаться. Пятый курс – наставник третьего курса, третий – наставник первого. Наставничество особое значение имеет для студентов первого курса.

– В чем проявляется наставничество?

– Многие по собственному опыту знают, насколько неуютно они чувствовали себя на первом курсе. Полностью изменилась понятная всем школьная среда, а разъяснить, как адаптироваться в новых условиях, некому. Когда об этом со студентами говорят преподаватели и кураторы – в этом есть некоторое менторство. Молодежь, как правило, это воспринимает по принципу: ну-ну, говорите, говорите. А когда первокурсники общаются со старшекурсниками – вместе выезжают на природу, на спортивные соревнования и культурные мероприятия, – они адаптируются в новой среде намного быстрее и легче. Старшекурсник в роли куратора и наставника становится для них авторитетом. Первокурсник может запросто позвонить своему старшему товарищу по любому вопросу. Что касается старших курсов, здесь, например, третьекурсники приходят на помощь пятикурсникам, когда те выходят на диплом.

В дальнейшем, выпускник и молодой специалист, вспоминая проверенного «в бою» товарища, с удовольствием приглашает его на стажировки и практику в компанию, где он работает. Вот такая цепочка, которая не должна прерываться.

– Сколько лет вы работаете по такому принципу?

– Три года, как запустили такую систему, и отдача уже есть. Это я считаю большим достижением в нашем учебном процессе. К тому же, это важно не только для учебного процесса, но и для воспитательного. Ведь это хорошо, когда первокурсник видит, какие молодцы старшекурсники. У нас были случаи, когда команды третьего и пятого курсов выступали на олимпиадах и конференциях и занимали в деловых играх первые места только потому, что уже есть костяк – лидерские группы, проектные группы. Два года подряд наши студенты учувствуют в международных олимпиадах в Санкт-Петербурге и занимают призовые места.

– Известно, что у вас достаточно хорошие контакты со столичными вузами. Какие плюсы это дает вашим студентам?

– Мы плотно сотрудничаем с Санкт-Петербургским инженерно-экономическим университетом, с Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов. Это позволяет нашим преподавателям проходить там стажировки, учиться на курсах повышения квалификации, а студентам – участвовать в олимпиадах. Не секрет, что сотрудничество с университетами высокого уровня очень полезно, у наших студентов появляется стимул побеждать, чтобы и на следующий год команда поехала на олимпиады, деловые игры.

– В ЮУрГУ сегодня ценятся преподаватели-практики. Вы – не исключение?

– Если говорить о факультете экономики и предпринимательства, то эта идеология реализуется на всех кафедрах, в том числе и на нашей. Мы исходим из того, что экономику, менеджмент, маркетинг гораздо лучше преподавать с точки зрения практики – эффект намного выше. Поэтому у нас читают эти дисциплины преподаватели-практики. На нашей кафедре так сложилось, что абсолютное большинство преподавателей либо имеют в прошлом бизнес-опыт, либо продолжают работать в бизнесе. Яркие примеры: маркетинг автосервиса читает исполнительный директор Союза автодилеров Челябинска А. Д. Рулевский, бывший директор коммерческой фирмы Н. С. Маляр преподает «Организацию коммерческой работы», начальник отдела цен областной администрации Ю. Я. Фарафонов читает курс «Планирование на предприятии», М. К. Ветров был директором по маркетингу автомобильной компании «Формула удачи», сейчас читает курс «Управление персоналом», директор компании «Инмаркон» Н. А. Кузнецова читает «Менеджмент» и «Теорию организации», директор внешнеэкономической компании Е. В. Григорьева преподает «Экономику предприятия» и «Бизнес-планирование», ваш покорный слуга – руководитель нескольких бизнес-структур, председатель комитета по внешнеэкономической деятельности ЮУТПП. Я исхожу из следующего принципа – на хорошем уровне экономике и бизнесу мы можем учить только в том случае, если сами через это прошли. Кстати, на Западе это соблюдается неукоснительно.

– Сегодня только ленивый не произносит красивого слова «инновации». Насколько оно на самом деле работает в сфере образования, в частности, на вашей кафедре?

– Мы понимаем инновации в широком смысле. Нужно признать узость точки зрения, а она на разных уровнях присутствует, что инновации – новшества, внедренные в виде изобретений и технологий. А вообще же инновации должны рассматриваться гораздо шире – инновации в социуме, в образовании, в экономике, управлении, в учебном процессе и т.д. То есть мы рассматриваем развитие бизнеса с инновационной точки зрения и с точки зрения техники и технологий, а также управления бизнес-процессами, маркетинга, менеджмента, финансов. Ведь часто забывают об очень важной составляющей – интеллектуальном обеспечении инновационного развития. Мы стараемся, чтобы кафедра была источником, генератором идей интеллектуального обеспечения бизнеса.

– В чем это выражается конкретно?

– В применении проектного подхода к образованию, в создании лидерских групп, в открытии школы наставничества, в подготовке команд для участия в олимпиадах и семинарах. И даже преподавание с точки зрения практики, когда преподаватель имеет бизнес-опыт, – это уже инновационный подход. Тематика научно-исследовательских работ наших студентов и преподавателей связана только с инновациями в бизнесе. Мы разрабатываем инновационные методы управления компаниями, методы стимулирования персонала, стратегии управления стоимостью компаний. Безусловно, к этим работам привлекаются студенты. Причем, с публикациями и оплатой за участие в НИР. Подготовленные таким образом выпускники и будут внедрять все виды инноваций в реальный сектор экономики.

– Насколько эта часть обучения ценностна для будущего специалиста?

– Если студент, обучаясь у нас, уже обрел некоторые методы и механизмы инновационного подхода в развитии бизнеса, то он будет внедрять их на том предприятии, куда придет работать после окончания университета. У нас есть яркие примеры, когда наши выпускники за год делают карьеру только благодаря тому, что уже в университете занимались научными исследованиями, имели бизнес-опыт и «инновационную заряженность». Такие специалисты довольно скоро проявляют все свои качества и навыки.

– Каким специальностям сегодня обучает кафедра, и появятся ли новые к будущему учебному году?

– Говоря о том, что мы готовим специалистов для бизнеса, мы говорим о конкретной отрасли – транспорте в широком смысле слова. Это и грузовые, и пассажирские автомобильные предприятия, и логистические комплексы, и автомобильные дилерские центры, которые продают, обслуживают автомобили и занимаются снабжением. У нас также учатся бывшие выпускники транспортного колледжей и становятся специалистами для предприятий всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного и даже авиационного.

Начиная с этого года, мы открываем прием бакалавров сервиса со специализацией «сервис на транспорте». С каждым годом число автомобилей в личном пользовании растет, и возникает необходимость в специалистах зоны контакта покупателя и продавца. Они должны знать потребности покупателя и возможности предприятия.

– Такую специализацию подсказала сама жизнь?

– Дело в том, что сегодня многие вузы готовят хороших технических специалистов, но нет прослойки, связывающей покупателя со специалистом, а ведь они часто говорят на разных языках. Это порождает конфликт. Так вот, наши выпускники должны поднять уровень и качество сервиса в транспортной отрасли. Нужно также сказать, что мы переходим к двухуровневой системе образования: бакалавры, магистры. С этого года у нас открываются две магистерские программы: экономика и управление на предприятиях транспорта и предпринимательство. То есть мы будем готовить специалистов для ведения бизнеса.

– Сегодня магистерский образовательный уровень востребован?

– Да, студенты чувствуют в себе силы подняться до высшего управленческого звена, видят в себе лидеров и хотят учиться в магистратуре. К нам поступают выпускники автотракторного и других технических факультетов, которые технически очень хорошо подготовлены, но с точки зрения менеджмента, экономики, маркетинга – нет. И среди них есть сегодня желающие поступить в нашу магистратуру. В этом смысле мы – на острие.

– Где еще востребованы ваши выпускники?

– Наши выпускники также работают в области страховании транспорта , на кредитных программах. Это очень ценные специалисты – с одной стороны, они знают транспорт, с другой – финансы. И банковские структуры охотно берут их кредитными специалистами в дилерские центры, а в страховых компаниях наши выпускники занимаются именно страхованием транспорта.

– Есть у вас специальности, которые важны для развития международных отношений в управлении на транспорте?

– Есть специализация «международные автомобильные перевозки», это непосредственно связано с международными отношениями на транспорте. Специалистов такого рода очень мало и они, конечно, очень востребованы.

– Сохраняете ли связи со своими выпускниками?

– Обязательно. В прошлом году мы решили заложить традицию ежегодных встреч наших выпускников и сегодняшних студентов. Для поддержания установившихся связей между студентами, для вовлечения новых участников в этот круговорот. На вручение дипломов студентам мы обязательно приглашаем всех родителей. Организуем чаепитие, для каждого студента находим теплые слова, дарим подарки. Это очень важно для родителей и самих студентов. Кроме того, это повышает имидж и кафедры, и факультета, и университета во внешней среде.

– Скажите, у вас большие конкурсы при поступлении?

– Набор на нашу кафедру стабильно высокий, несмотря на отсутствие бюджетных мест. В прошлом году мы даже обогнали кафедры, имеющие бюджетные места по аналогичным направлениям. Это говорит о востребованности обучения на нашей кафедре.

– Вы отслеживаете трудоустройство ваших выпускников?

– У нас есть ответственный за это преподаватель, который, во-первых, содействует трудоустройству, во-вторых, у нас есть база данных студентов, и мы знаем, где кто из выпускников работает.

– Проводился ли анализ того, как трудоустроились специалисты последних выпусков в связи кризисом?

– Большинство наших выпускников сегодня работают по специальности и на хорошем управленческом уровне.

– Есть возможность у ваших будущих выпускников обрести практические навыки непосредственно в университете?

– Когда мы говорим об инновационности, мы практикуем стажировки студентов в родственных бизнес-структурах. Это не следует путать с практикой и с учебным процессом. Что это значит? Студент не менее, чем на три недели, с нашей помощью устраивается на позиции помощника маркетолога, помощника менеджера, экономиста и так далее с определенным заданием. Это здорово приподнимает уровень подготовленности всей студенческой группы. Есть и другая положительная сторона у такой стажировки – студенты присматриваются к тому, где бы им хотелось поработать, где они могут получить возможность практиковаться. А бизнес-структуры в свою очередь присматриваются к студентам, как будущим специалистам и приглашают их на работу. Поэтому в наших бизнес-структурах большая часть сотрудников – выпускники кафедры. Ценная находка для обеих сторон.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления