RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

сев.

737мм 43%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Довузовская подготовка в Челябинском государственном университете: будь готов!

Довузовская подготовка в Челябинском государственном университете: будь готов!

О том, что заботит сегодняшних одиннадцатиклассников больше всего, не может быть двух мнений. Единый государственный экзамен перестал быть экспериментом, структура вступительных испытаний в вузы...

" src=

О том, что заботит сегодняшних одиннадцатиклассников больше всего, не может быть двух мнений. Единый государственный экзамен перестал быть экспериментом, структура вступительных испытаний в вузы изменилась, и теперь учащимся старших классов приходится в авральном порядке пересматривать свое отношение к учебе. В таких условиях палочкой-выручалочкой может стать организованная довузовская подготовка. На Южном Урале пальма первенства в сфере «воспитания чувств» абитуриентов принадлежит Челябинскому госуниверситету.

" src=

«У нас действительно очень широкий спектр довузовских программ, – говорит директор Института довузовского образования ЧелГУ Елена Мартынова. – Наш институт существует очень давно, хотя раньше он носил статус факультета. Но и тогда выполнял необходимые для подготовки абитуриента вуза задачи: повышал доступность высшего образования, развивал исследовательскую деятельность учащихся, помогал сориентироваться в выборе профессии».

В состав института входят Центр довузовской подготовки, Региональный центр образования инвалидов и подготовительное отделение, направления и формы обучения которых подойдут любому желающему оказаться в высшей школе. Времени до сдачи экзаменов остается все меньше, но программы сформированы так, что, начав подготовку сегодня, к главному событию в жизни каждого школьника можно подойти во всеоружии.

Внимание, конкурс

Региональный конкурс челябинского университетского образовательного округа совместно с газетой «Челябинский рабочий» по праву считается одной из главных инноваций вуза. Рассчитан он на одиннадцатиклассников. Трехмесячный отбор позволяет выявить лучших из лучших и рекомендовать их к зачислению в университет.

«К сожалению школьников, требования к олимпиадам в этом году тоже ужесточились, – поясняет Елена Мартынова. – Если раньше мы зачисляли победителей конкурса без экзаменов, то сейчас по новым правилам льготы могут быть предоставлены по профилирующему предмету. Поэтому в этом году акцент будет сделан на предметы вступительных испытаний».

Состоит конкурс, как и в предыдущем году, из трех этапов. На первом, заочном, желающим принять участие необходимо написать о себе, о своих планах, о логике выбора факультета. Каким специалистом абитуриент представляет себя в будущем? Что его привлекает в выбранной профессии, какие проблемы она помогает решить в современном мире? Длится этап месяц, с 16 февраля по 16 марта. 22 марта стартует второй этап – тестирование по профильному предмету. И наконец ,третий проходит 19 апреля и имеет форму творческого состязания по направлению факультета.

Все условия, задания, списки участников и победителей конкурса публикуются в газете «Челябинский рабочий», соучредителе конкурса. С официальной информацией скоро можно будет ознакомиться на страницах газеты.

По словам Елены Мартыновой, само участие в конкурсе благотворно действует на абитуриентов. Помимо проверки собственных сил, участники приобщаются к атмосфере и традициям высшей школы, ведь три месяца – немалый срок, помимо выполнения заданий абитуриенты имеют возможность посещать вуз, общаться с педагогами. Нередки случаи, когда ребята, не набравшие максимум баллов в региональном конкурсе, все равно подают документы в ЧелГУ и успешно проходят испытания.

Курс на победу

Старшеклассники имеют возможность готовиться к Единому государственному экзамену на подготовительных курсах Центра довузовской подготовки, где ежегодно обучаются более двух тысяч слушателей.

Здесь – все составляющие будущего успеха: высококвалифицированные педагоги, современные методики преподавания, высокий уровень методического обеспечения занятий и индивидуальный подход к каждому слушателю. В этом году предметные курсы в вузе были полностью укомплектованы, теперь они содержат программы по всем необходимым предметам. Занятия начинаются в сентябре, но, если найдутся желающие начать обучение сейчас, то будут сформированы группы интенсивной подготовки.

Хотя в плане интенсивности наиболее эффективны дистанционные образовательные курсы по подготовке к ЕГЭ. Их главный плюс в том, что школьник имеет возможность самостоятельно определять интенсивность и длительность занятий. С предлагаемыми заданиями он может справиться и за месяц.

«Дистанционное обучение предполагает полноценный курс по выбранным предметам, составленный специалистами Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, – говорит Елена Мартынова. – Особенно важна такая форма для ребят из области, которые не имеют возможности регулярно посещать университет».

Действительно удобно – за каждой темой следуют тесты, к ней прилагаются ссылки. Но самым важным «приложением» являются консультанты-педагоги, сопровождающие абитуриента во время всего курса обучения. Немаловажно, что тесты можно проходить многократно, а поддерживать понятийный уровень помогут открытые интернет-лекции и участие в телеолимпиадах.

Все, что нужно, – это выйти в Интернет. А благодаря нацпроекту к глобальной Сети подключены почти все школы региона. И времени для подготовки к ЕГЭ при таком варианте обучения хватит вполне.

Про тест

16 марта в ЧелГУ пройдет репетиционное тестирование по материалам ЕГЭ. По всем предметам. У вуза договор с Московским центром тестирования, который ежегодно присылает челябинским специалистам свежий комплект тестирования. Это тоже хорошая и, главное, своевременная проба своих сил.

Однако, если абитуриент еще не определился с выбором профессии, а значит, с выбором профильных предметов, помочь ему в этом может другое тестирование – профориентационное компьютерное.

«Это очень хорошая программа, разработанная для старшеклассников в МГУ, где функционирует уникальный центр «Профориентатор» при Институте психологии, – рассказывает Елена Мартынова. – Не удивляйтесь, ведь именно там сконцентрировались специалисты по профориентации как одной из проблем социальной психологии. Мы попросили, чтобы они эти компьютерные программы адаптировали к нашим специальностям».

Теперь у ЧелГУ есть профессиограммы по собственным специальностям: социальная работа, управление, математика, физика и так далее. Когда учащийся проходит тестирование, он получает распечатку с перечнем своих личностных и профессиональных качеств, а также с рядом рекомендаций. Многие хотят, чтобы с ними поработал психолог – и это также входит в программу тестирования. В Центре довузовской подготовки регулярно работают два специалиста, имеющих лицензию на профориентационную работу. Они помогут школьнику, желающему вкусить гранит науки, понять, с какого конца ему надо начинать грызть. Проще говоря, помогут определиться, физик он или лирик.

Трудовые резервы

Подготовительное отделение старшему поколению привычней ложится на слух в вариации «рабфак». Рабфак имеет глубокую историю. Когда-то на заре советской власти здесь готовили для поступления в вуз рабочую молодежь. На сегодняшний день подготовительные отделения закрыли почти все вузы, потому что прекратилось финансирование. Но не ЧелГУ, который сохраняет его в том числе за счет собственных средств. Сейчас на Урале всего два университета получили «добро» на такой вид деятельности и право на бюджетное финансирование.

«Мы отдаем себе отчет, кто приходит на подготовительное отделение, – делится Елена Мартынова. – Это дети-сироты, военнослужащие, взрослые люди, делающие карьеру. Сейчас слушатели отделения – это военнослужащие-контрактники, ребята, отслужившие три года. Если они видят свою дальнейшую перспективу в высшей школе – идут к нам. Здесь у них есть возможность не только учиться, но и получать стипендию. А потом такие ребята поступают вне конкурса, сдав ЕГЭ выше установленной минимальной планки».

Основная задача подготовительного отделения – повышение уровня образования. Здесь изучаются не только основные дисциплины, необходимые для сдачи вступительных испытаний при приеме в ЧелГУ, но и дополнительные предметы. Учебный процесс длится пять месяцев, с января по май, по очно-заочной форме обучения. Дополнительно используется дистанционная форма подготовки к поступлению в вуз. Руководство Института довузовского образования также готово пойти навстречу решившим начать обучение прямо сейчас.

Особенные ребята

" src=

Про Региональный центр образования инвалидов знают многие, потому что это уникальное для вузов России подразделение, организованное для создания условий обучения людей с ограниченными возможностями. Он осуществляет адаптацию молодых инвалидов к университетской жизни, подготовку к поступлению в ЧелГУ и сопровождение их учебы: не только организационно-педагогическое, но и технологическое, и медицинско-оздоровительное.

Студенты и слушатели-инвалиды имеют возможность пользоваться аудиторией специальных информационных обучающих технологий, тифло-технической аудиторией, сурдологической аудиторией, аудиовидеотехникой, а также спортивно-игровым оборудованием РЦОИ.

Годичная довузовская подготовка ведется по специальной учебной адаптационной программе. «В нее в феврале невозможно вписаться, набор ведется в сентябре, – сожалеет Елена Мартынова. – Ведь ребятам в течение года надо подогнать много предметов и наладить коммуникацию. Проблемы со здоровьем не могут не отражаться на успеваемости, поэтому таким детям приходится много работать».

Таким школьникам – ребятам «с особенными возможностями» – рекомендованы дистанционные курсы. Кстати, первоначально одна из целей таких курсов – подготовка инвалидов. Ребята могут также участвовать в региональном конкурсе, победить и поступить в вуз. Об обучении в РЦОИ стоит задуматься сегодняшним десятиклассникам: чтобы не терять год после школы, они могут начать обучение здесь пораньше, как очное, так и дистанционное.

Маленькие академики

В Малую академию ЧелГУ принимаются школьники 8-10 классов, которым сегодня нет необходимости в авральном порядке готовиться к ЕГЭ. Но поскольку сани лучше готовить летом, скажем пару слов и о ней.

Создана школа специально для ребят, проявивших способности к изучению наук и имеющих склонности к исследовательской работе. Как правило, дети приходят либо уже нацеленными на науку, имеющими портфолио и победы в конкурсах и олимпиадах. Но есть и такие, которые впервые начинают заниматься исследовательской деятельностью именно в Малой академии.

Главная задача ее – развитие творческого мышления и интеллектуальной активности школьников. Это и решение нестандартных задач, и поиск вариантов решения проблемы, и выполнение творческих работ, и разбор олимпиадных заданий. Структура и содержание образовательной программы состоят из спектра направлений, которые учащиеся выбирают исходя из своих интересов.

Общим компонентом различных направлений обучения является ежемесячный интернет-лекторий «Мир науки» с самой разнообразной тематикой: «Современный мир и страны Востока», «Методы прогноза и дизайна новых лекарственных средств», «Актуальные проблемы современной российской экономики», «В мире медиа» и так далее. Лекции ученых из различных областей науки позволяют расширить кругозор маленьких слушателей, популяризовать научные знания и развить интерес к классическому университетскому образованию. Лекции можно слушать как в зале, так и в Интернете.

Вариативными компонентами программы Малой академии являются воскресные школы (физико-математическая, химико-биологическая, иностранных языков), школа юного исследователя «Вектор» и школа олимпиад.

Воскресные школы систематизируют занятия по выбранным предметам, помогают познать их глубже. Школьники занимаются с педагогами, часто выходят за рамки школьной программы, слушают научные лекции ведущих преподавателей, сами участвуют в дискуссиях и решают нестандартные задачи.

«Вектор» насчитывает более десяти направлений научно-исследовательско работы, которые ежегодно изменяются и дополняются. Результаты занятий представляются школьниками в виде докладов на научно-практической конференции Малой академии.

Суть подготовки в школе олимпиад близка к воскресным школам, но готовит старшеклассников к каверзам олимпиадных заданий, которые отличаются креативом и необычностью.

И напоследок

Елена Мартынова: «Главный совет одиннадцатиклассникам – не бояться сдавать ЕГЭ, сдавать по разным предметам, делая упор в подготовке на профильные. Расширяя кругозор, вы получаете шанс поступить на родственную специальность. А кто сказал, что это плохо?»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления