RU74
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Челябинске

Погода+21°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

13 м/c,

зап.

739мм 28%
Подробнее
4 Пробки
USD 88,69
EUR 96,30
Образование Наталья Чемоданова, директор средней школы №15: «Самое выгодное вложение денег – в ребенка»

Наталья Чемоданова, директор средней школы №15: «Самое выгодное вложение денег – в ребенка»

" src=

Двор школы №15 виден издалека: опрятные газоны, яркая спортивная площадка, белые бордюры. Мальчишки играют в футбол, девчонки шушукаются, наблюдая за ними с трибун, молодые мамы прогуливаются с малышами, бабушки сидят на скамейках, покачивая коляски. Сразу понимаешь, что этот школьный двор не только школьный, он – центр отдыха для жителей микрорайона. Почему так происходит? Почему людям нравится сюда приходить? Почему детей, проведших в стенах школы большую часть дня, снова тянет сюда как магнитом?

Такую атмосферу создает директор школы – Наталья Адамовна Чемоданова. Стараясь привнести в школу все самое лучшее, она заражает своим стремлением не только педагогический коллектив, но и родителей, которые принимают активное участие в школьной жизни своих детей. Требуя от коллег и учеников бережного отношения к тому, что уже создано, Наталья Адамовна является и дизайнером, и цветоводом и архитектором своей школы. Например, она выращивает дома цветы, которыми украшает потом школьные клумбы, а фикусы и пальмы, взлелеянные Натальей Адамовной, являются неотъемлемой частью школьных цветников, которые создают уют, атмосферу умиротворения и спокойствия.

Ученики меня воспринимают не как директора, а как учителя

Наталья Адамовна, как складывался ваш путь от учителя до директора?

– В моей жизни получилось так, что учителем я проработала всего несколько лет, примерно года три, и меня назначили завучем школы. Период работы завучем был очень важен для меня, именно благодаря этой работе я познала школу с разных сторон и о ее жизни знаю не понаслышке. Проработав несколько лет в этой должности, я получила назначение на пост директора школы. Был перерыв, когда я переехала из сельской местности в Челябинск, и в 1985 году была назначена директором школы №15. Получается, что более 22 лет я работаю в этой должности и в этой школе. Долог ли мой путь? С одной стороны, да, потому что административной работой я занимаюсь чуть ли не с самого начала карьеры, с другой стороны, нет, так как не было ни одного года, когда бы я не работала учителем. А с детьми не замечаешь, как летит время, и хочется всегда быть нужной для них, всегда быть на высоте. Именно поэтому я очень люблю ребятишек и воспринимаю их всех как своих родных. Мне кажется, что я их и журю-то не как чужих, а как своих. Были различные предложения по переходу только на административную работу, например, заведовать районным управлением образования, но мне нравится школа, и я не вижу себя без школы и без детей. В каникулы мне здесь неуютно, потому что ребятишек нет.

Сложнее было работать учителем или директором?

– Везде свои прелести и трудности. Когда сильно любишь школу, начинаешь любить каждую должность в ней. Когда я пришла в школу после института, мне ученики задали столько вопросов на классном часе, что я просто растерялась. Каждый вопрос начинался со слов: «Наталья Адамовна, а вы читали в такой-то газете такую-то заметку?». Было очень сложно ответить всем, потому что детей у меня было 44 человека, каждый прочитал что-то свое, у каждого свои интересы. Но учитель не должен пасовать перед трудностями, и я старалась, чтобы мои ученики видели во мне пример, наставника. Я до сих пор с удовольствием веду уроки – преподаю литературу, и я бы не сказала, что ученики меня воспринимают как директора. Они во мне видят, прежде всего, учителя.

Какую литературу вы любите?

– Мне очень близка литература 19 века. Это классика, она мне нравится своим построением, своими героями, которые тебя увлекают, ведут за собой, потому что сами – увлеченные, неординарные личности. Да и писатели какие! Каждый – целая вселенная. Возьмите Льва Толстого. Сказать, что он энциклопедия – это ничего не сказать. Он фигура, и все его произведения великие. Помню, как я приехала в музей Толстого в Москве и прослушала вальс, который он сочинил, я прочувствовала смысл фразы «Великий человек велик во всем». Это настолько удивительное произведение, что только оно одно позволяет называть Льва Николаевича гениальным человеком. Или Федор Михайлович Достоевский! Он, без сомнения, личность глубокая и непознанная! А Пушкин Александр Сергеевич! Про кого ни начни говорить – все они знаменательные фигуры и для своего времени, и для современности.

Вы их просто перечитываете или пишете работы, исследования?

– Обязательно перечитываю, но не просто, а каждый раз нахожу что-то новое. Это громадный пласт, который внес существенный вклад в русскую культуру. Ведь эта литература, кроме эстетического, содержит и богатый воспитательный аспект.

Но в нашем мире система ценностей изменилась. Не вступают ли в противоречие с современным укладом дети, воспитанные на литературе позапрошлого века?

–Дети не воспринимают этого противоречия, когда сами переходят на позицию участников событий 19 века. Я своим ученикам всегда говорю: смотрите на героев с позиции того времени, глазами их современников. И когда ребенок понимает разницу между ценностями прошлого и настоящего, у него не возникает никаких противоречий.

Современные дети читают мало…

" src=

– Так говорят люди, которые не знают ситуации в целом. Да, какие-то школьники читают мало, просто их не увлекли чтением, не приучили читать. А если в ребенке это воспитывать с детства, то он навсегда останется любознательным человеком, любящим литературу. Вот многие говорят, что Достоевский труден для восприятия, но мои ученики его читают с удовольствием. Значит, что-то их привлекает в его произведениях, значит, его произведения трогают какие-то струнки в их душах. Ребята становятся чище, глубже, интереснее. Кроме того, нравственные ценности, заложенные в литературе 19 века, остаются актуальными и сейчас, служат ориентиром для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь.

Как вы считаете, экранизация произведения, пусть даже очень близкая к тексту, способна дать такой же воспитательный эффект?

– Я всегда была против экранизаций, мне казалось, что никогда нельзя соединять эти виды искусств. Я считала, что сначала надо вдумчиво прочесть произведение, а потом просмотреть экранизацию. Но в этом году произошел случай, который заставил меня по-новому посмотреть на данную проблему. На одном из уроков при изучении творчества Льва Толстого ребятам были показаны некоторые отрывки из экранизации «Войны и мира», и мы обсудили их. После занятий дети, заинтересовавшись, попросили фильм, чтобы посмотреть его целиком. А на следующий день одна ученица подошла ко мне и сказала: «Наталья Адамовна, я так была потрясена фильмом, что хочу теперь прочитать книгу». Наверное, я чего-то недооценивала в экранизациях. Может быть, талантливо снятый фильм способен позвать за собой, увлечь детей. Может быть, мы не так чувствуем душу ребенка, поэтому пусть он смотрит фильм, если это оказывает сильное воздействие на него, но задача учителя – впоследствии обратить ребенка к книге. К тем авторским нюансам, тонкостям, которые самый талантливый кинематограф передать и уловить никогда не сможет. Задача учителя – развить потребность ребенка в чтении. И школа проводит эту колоссальную работу, чтобы русское слово все-таки оставалось словом.

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды

Родители очень часто думают, что задача школы – не только обучить, но и воспитать ребенка, а им самим можно расслабиться и ничего не предпринимать. И поэтому во всех проблемах с ребенком, в пробелах воспитания они обвиняют именно школу. Как решить такую проблему?

– В школе практически каждый предмет несет в себе воспитательную нагрузку, и отделять воспитание от обучения просто нельзя. Как нельзя и возлагать воспитательную работу только на образовательное учреждение. Не думаю, что родители на самом деле считают, что только школа должна воспитывать их ребенка, хоть и высказываются порой очень категорично. Скорее всего, это происходит от недостатка педагогических знаний у родителей, отсутствия времени, и мы стараемся понять их. Наверное, поэтому у нас в школе такая домашняя, душевная обстановка, несмотря на то, что к детям мы относимся довольно-таки строго. Каждый ребенок – личность, и его надо уважать! Уважать и учить ответственности.

У вас ведь есть какая-то программа по взаимодействию с родителями…

– Есть, конечно, но я не скажу, что она какая-то особенная. Но я всегда подчеркиваю, что дети, родители и учителя должны быть единым целым. Если хоть одно звено выпадает, воспитательный процесс нарушается. Взаимодействие не обязательно должно выражаться в оказании материальной помощи. Кто-то из родителей может оплатить покупку краски для ремонта здания, помочь в развитии технического оснащения образовательного процесса, а кто-то – оказать помощь в проведении ремонтных и других требуемых в школе работ. Наша школа не элитная, она общеобразовательная, с набором детей без специального отбора. Здесь учатся дети из семей разного достатка, и я считаю, что вовлечение родителей в жизнь школы – это самое главное условие успешного воспитания ребенка. Пусть его папа не может дать денег, но он пришел и помог, например, покрасить спортивную площадку. Казалось бы, мелочь, но ребенок, каждый день, проходя мимо этой площадки, будет думать: «Это красил мой папа!» – и будет гордиться им. Чем не воспитательный момент?! Поэтому у нас все родители в меру своих возможностей вовлечены в жизнь школы. Мы все одна семья. Я уверена, что иного мнения быть не должно. Всегда вспоминаю слова Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», и вот этим мы должны быть все проникнуты одинаково. Ведь никто не хочет быть плохим, жить в грязи и ненависти. Всем хочется тепла, любви, заботы.

Обучение детей с каждым годом становится все дороже, да еще так называемые школьные поборы создают негативное отношение к школе у родителей.

– «Самое выгодное вложение денег – в ребенка» – это высказывание одной родительницы, и не надо говорить, что школы «дерут» с родителей деньги. Если принять, что мы все одна семья и делаем одно общее дело, то и отношение сразу изменится.

Например, я сама занимаюсь формированием первых классов, и в этом году с удовольствием отметила, что родители, приводящие ребенка в школу, уже по-другому относятся к обучению. Их больше не ковры и хрусталь интересуют, а развитие ребенка. Они готовы вкладывать деньги в образование своего малыша, готовы сделать все, чтобы он правильно развивался.

Второй момент – это открытость. Если родители готовы помочь школе финансами, они должны знать, на какие нужды пойдут эти деньги. Мы ведь одна семья! Мы часто собираемся с родительским комитетом и советуемся, на что лучше потратить средства: компьютерный класс ли новый сделать или, может быть, спонсировать поездку наших учеников на международный фестиваль. У нас учится очень талантливая девочка, уже не раз становившаяся лауреатом международных конкурсов, она из многодетной семьи, и понятно, что ее родители не могут оплачивать такие поездки. Этим вопросом занимается школа. Чем не вклад в воспитание? Самое главное – дать ребенку путевку в жизнь. Иначе во имя чего тогда мы живем?

" src=

Ваши дети часто принимают участие во всевозможных городских конкурсах и олимпиадах и занимают там призовые места. Трудно ли вам тягаться с такими сильными противниками, как 11 лицей, 31 лицей и другие?

– Наша школа находится в Советском районе, и у нас свои ориентиры. Например, гимназия №80, в которой есть свои традиции, очень сильный состав преподавателей. Или школа №121 – классическая, я считаю, школа. Я преклоняюсь перед ней за ее отношение к воспитательному и образовательному процессам. И, надо сказать, что на фоне этих школ мы неплохо смотримся. И в этом заслуга не только наших учителей и учеников, но и родителей. Именно тесное единение заставляет каждого чувствовать причастность к победам и радостям.

Наши дети во многом выигрывают у западных

Для людей, которые много работают и отдают себя любимому делу, очень важно хорошо отдохнуть, чтобы набраться сил. Как вы отдыхаете?

– По-разному. Если нам с мужем удается совпасть по отпускам, то мы отправляемся путешествовать. Проехали практически всю Европу. Отдых у нас активный и познавательный. Муж мой более спортивный человек, он еще и в горы забирается, много ходит. Конечно, возраст берет свое, и я уже не могу целый день проводить на ногах.

Где вам больше всего понравилось?

– В Норвегии. Это страна с высоким достатком, со своими ценностями. Мне там было уютно и комфортно, может быть, потому, что я люблю холод. Если бы была возможность, я бы свозила не одного и не двоих, а целую группу детей или, может, две, в Европу. Чтобы ребята наши увидели мир. Причем не тогда, когда они едут с родителями, а когда они в окружении своих сверстников, в той атмосфере, в том коллективе, в котором они проводят большую часть своего времени. В данном случае познавательная сторона и совместные переживания поспособствовали бы воспитательному процессу.

Вы сказали, что ваш отдых носит познавательный характер. Вас интересует культура или история той страны, куда вы приезжаете?

– Культура – безусловно. Но еще я, как человек, увлеченный своей профессией, стараюсь обратить внимание на систему западного образования, на то, как построен процесс обучения, как организованы занятия. Всегда стараюсь что-то привнести в свою работу из наблюдений, сделанных на отдыхе. Я смотрю и на оформление школ, на учащихся, на какие-то административные моменты.

Что вы переняли из зарубежного опыта?

– Я считаю, что наша педагогика намного лучше. Да и система образования сильнее. Наши учащиеся знают не меньше, а в каких-то областях и больше, чем их европейские сверстники. Конечно, может быть, я предвзято смотрю, но мне кажется, что наши дети во многом выигрывают у западных. Они более любознательные, у них сильнее развито воображение, вообще мышление. Не хочу сейчас углубляться в эту тему, чтобы не принижать достоинства западного образования. Все, что мне понравилось за рубежом, я стараюсь применить у нас. Например, мне очень понравилось, как организован продленный день у детей.

Залог успеха – во взыскательной любви

Часто говорят, что дети педагогов недополучают родительской любви и внимания, которое те растрачивают в школе. У вас у самой двое детей. Как вы считаете, ваши дети получали достаточно любви?

– Старшая дочь училась в школе, где я работала директором. И я всегда с нее спрашивала строже, чем с остальных детей. Потому что ты к себе требователен больше, чем к другим. Но моя дочь была в коллективе, и я не разделяла никогда: вот это мой ребенок, а это чужой. И когда много лет спустя она поехала на встречу со своими одноклассниками, то была приятно удивлена, что ее любят, ей рады так же, как и остальным. Это говорит о том, что ее в коллективе никогда не считали директорской дочкой. Мне кажется, для нее это более ценно, нежели моя похвала.

Вообще, мои дочки никогда не вызывали у меня затруднений. Они понимали, что мать всегда занята, поэтому не предъявляли претензий, и даже наоборот, помогали мне во всем. Тут, наверное, дело еще и в том, что мой муж – тоже директор школы. Жизнь в семье, где постоянно проходят локальные педсоветы, накладывает свой отпечаток. (Смеется.) Мы с мужем никогда не обсуждали проблемы только вдвоем, всегда старались привлекать к этому и детей, чтобы они чувствовали свою важность, заботу, ответственность. Иногда наши семейные совещания заканчивались за полночь, иногда мы расходились недовольные результатами, но всегда все наши споры носили творческий характер. Не было такого, чтобы мы оскорбляли друг друга.

Вы довольны тем, как складывается жизнь ваших дочерей?

– Они обе у меня успешные. Одна окончила ЧелГУ и продолжила обучение в МГУ, другая – кандидат медицинских наук. И внучка, которая недавно окончила школу, тоже успешная девочка. И мне кажется, залог этого успеха – как раз в той требовательности, в той взыскательной любви, которую я дарила моим дочерям. Это воспитывает в человеке ответственность за все, что он делает. А любая ответственность – это неотъемлемая часть уверенности в себе и успеха. Я стараюсь так относиться не только к своим дочерям или внучке, но и ко всем детям, ко всем членам коллектива.

Как вы познакомились с мужем? Учились вместе?

– Я поехала работать в деревню по распределению, и там мы познакомились. Потом он ушел в армию, три года отслужил танкистом. Ни о какой дедовщине он не говорил, вспоминает о службе очень хорошо. Когда он пришел, мы поженились. И все закружилось – работа, семья, дети. С мужем мы прожили душа в душу, никогда не ругались – у нас просто не было на это времени. Все свои проблемы на работе мы выносили на семейные педсоветы, помогали друг другу.

Вы помните свой самый трудный период в жизни?

– Наверное, за это надо благодарить Бога, что у меня не было таких трудных моментов, которые оставляют сильный отпечаток в судьбе. Моя жизнь удалась. У меня есть любимый муж, дети, которые сейчас крепко стоят на ногах. Конечно, были моменты, связанные с переживаниями. Например, когда у меня умерла мама. Но от этого никто не застрахован. Сначала умер папа, потом мама. Отпускать родителей от себя очень тяжело, наверное, с год после смерти мамы я чувствовала себя оторванной от жизни. Думаю, именно этот период и можно назвать самым трудным периодом в моей жизни.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления