RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

0 м/c,

737мм 32%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование Константин Терентьев, управляющий партнер, консультант ООО «МД-групп»: «Учиться нужно у лучших»

Константин Терентьев, управляющий партнер, консультант ООО «МД-групп»: «Учиться нужно у лучших»

Роль первого лица на предприятии и в любом бизнесе переоценить очень сложно. Вопрос «откуда берутся талантливые и грамотные руководители» еще много лет будет относиться к категории вечных. Действительно, если получить образование в последнее время можно п

" src=

Роль первого лица на предприятии и в любом бизнесе переоценить очень сложно. Вопрос «откуда берутся талантливые и грамотные руководители» еще много лет будет относиться к категории вечных. Действительно, если получить образование в последнее время можно практически в любой, даже самой узкой области, то дипломов директоров до сих пор нигде не выдают. Между тем мир меняется с бешеной скоростью, и опыт предков в вопросах бизнеса спасает далеко не всегда. Именно поэтому в последнее время все большую популярность приобретают бизнес-тренинги и семинары, на которых руководителей учат решать конкретные задачи. Только вот как сориентироваться в их многообразии, отличить профессионального консультанта от болтуна, зарабатывающего деньги? Настоящим открытием в этом смысле является компания «МД-групп», которая уже несколько лет приглашает в наш город самых профессиональных и известных консультантов и тренеров России. О том, чему можно на этих встречах научиться, для кого они предназначены и как принять в них участие, корреспондент Cheldiplom.ru беседует с руководителем компании Константином Терентьевым.

Без горечи поражения и радости победы

– Константин Михайлович, насколько мне известно, компания «МД-групп» первой в Челябинске начала привозить бизнес-тренеров. Расскажите подробнее об этой деятельности.

– Компания «МД-групп» работает в трех направлениях. Первое – решение сложных управленческих задач, что в народе называют управленческим консалтингом. Как правило, такие задачи появляются при сделках слияния и поглощения, при проведении реструктуризации, при осуществлении программ развития организаций. Зачастую менеджерам-собственникам предприятий малого и среднего бизнеса не хватает опыта, требуется квалифицированная помощь консультанта, который решал эти задачи неоднократно. На стадии организации первичной диагностики уже можно сделать выводы о том, в каком состоянии она находится. Как правило, в это состояние ее привели люди, которые уже там работают. Если организация нужна другая, то и люди тоже должны быть другими. Для того чтобы оценить людей или организовать их поиск нужным образом, было создано ещё одно направление деятельности «МД-групп» – программа поиска и подбора руководителей и специалистов p.eX.channel. Третье направление деятельности компании – организация краткосрочного бизнес-обучения руководителей под названием iq-management. У бизнес-обучения есть две задачи: адаптивная (ликвидация безграмотности – получение знаний, умений, навыков, необходимых для использования в текущей деятельности организации) и генеративная (обретение знаний и умений, которые пригодятся в будущем для решения задач развития). Обучающие программы строятся таким же образом. При этом мы считаем, что учиться нужно у лучших. Наша целевая группа – руководители. Но управленца невозможно на тренинге научить принимать решения. Для руководителя самый продуктивный тренинг – реальная деятельность. А для того, чтобы в ней использовать тот или иной инструмент, необходимо иметь набор этих инструментов, веер решений в разных условиях, из которых можно выбрать нужный. Как раз это многообразие предоставляется на семинарах. Тренеры, которых мы привозим – люди, которые одну и ту же задачу в своей компетенции решали много раз. ТРИЗовцы, например, утверждают – чтобы задача решалась без эмоциональной вовлеченности, ее нужно прорешать не менее 200 раз. Горечи поражения или радости победы в этом случае уже не будет.

Задача решается в общем виде и применимо к конкретной организации. Мы приглашаем консультантов, которые проработали в конкретной сфере не менее 10 лет. Как правило, это авторы собственных методов, у них есть статьи, методические разработки и другие «следы» и «твердые копии». С их помощью можно проверить компетентность автора в его отсутствии. Ведь далеко не любой тренинг приносит желаемый эффект: зачастую слабую содержательную часть пытаются закрыть артистическим аспектом. Знакомая картина: прекрасный артист, хорошо держит аудиторию, но рассказывает старые, неактуальные вещи. Мы подходим к поиску авторов с серьезными критериями: авторство, современные наработки, наличие «твердых копий», участие в живом консалтинге и так далее. Людей, которые им соответствуют, в нашей стране немного. Мы стараемся со всеми завязать серьезные отношения.

Ярмарка умельцев

– Как вы их находите?

– Мы сотрудничаем с крупнейшим порталом Treko.ru (СПб), который объединяет тренеров и консультантов, много раз подтвердивших свою состоятельность и компетентность. Раз в полгода портал проводит конференции, где можно встретиться и пообщаться с профессиональными тренерами и консультантами, провести переговоры о сотрудничестве, обговорить сроки и так далее. Это своеобразная ярмарка умельцев, которые знают, как выполнять ту или иную работу. Мы являемся ее бессменными участниками. А сейчас к тому же собираемся представить совместно с порталом Treko.ru аналогичную программу в Челябинске. 11 октября в «ЮжУралЭкспо» организуем встречу с тренерами и консультантами. В течение дня заказчики и компании, которые хотят повысить компетентность своих работников и руководителей, смогут получить информацию о современных методиках, семинарах, конференциях. Может быть, с нашей стороны дерзко применять такое понятие, как эталон качества, но все тренеры, которых мы пригласили, являются результативными, признанными авторами своих методов, по их книжкам учатся. Они будут читать доклады на актуальные темы, вести секции и мастер-классы.

– Назовите несколько известных фамилий

– Соведущим конференции станет Игорь Леонардович Викентьев. Он также прочтет доклад на тему «Бизнес-тренинги и бизнес-семинары: проблемы и тенденции – 2007», будет работать на консалтинговом пункте по вопросам бизнес-обучения и консалтинга. Гости смогут получить экспресс-ответы на свои вопросы. Из Минска приедет Александр Сорокоумов, очень интересный тренер по коучингу. Сергей Иванович Быков, челябинский тренер, станет ведущим круглого стола. Он является одним из авторов-разработчиков технологии мифодизайна. Москвички Надежда Макатрова и Вера Блашенкова приедут с очень интересной темой по управлению женским коллективом. Будет Михаил Рыбаков из Москвы – «Управление проектами». Из Тюмени, возможно, подъедут представители корпорации «Лекс» – у них работает очень интересная методика управления проектами на примере жилищного комплекса. И так далее. В общем, будет ряд интересных людей. Планируется вначале прослушать шесть-восемь докладов, затем пройдут два круглых стола. На них можно будет узнать, чего хотят заказчики от тренеров и какой видят ситуацию в бизнесе консультанты: что требуется, покупается, идет очень хорошо не только в центре, но и в регионах.

– Что нужно сделать, чтобы принять участие в конференции?

– Пакет участника недорогой – всего 3500 рублей, поскольку конференция в меньшей степени коммерческое мероприятие. Она рассчитана на организацию живого общения между теми, кто оказывает услуги консалтинга и бизнес-обучения с заказчиками лицом к лицу. Купив входной билет, человек становится участником пленарного заседания и может по выбору посетить один из круглых столов и один из четырех мастер-классов. Плюс у него появятся раздаточные материалы – спонсорский пакет и все доклады в письменном виде.

– На кого рассчитана конференция?

– На руководителей малого и среднего бизнеса. Нас поддерживает ассоциация работодателей Промасс, она видит в этом большую ценность. Крупный бизнес стремится на своей территории внедрять систему корпоративного образования. Малому и среднему бизнесу следует научиться выбирать краткосрочные программы бизнес-образования. Но как это сделать? Мир очень динамичен, и самому руководителю невозможно охватить все. Мешает спам, иногда советы друзей. Друг, к примеру, может хорошо отозваться о том или ином тренинге, потому что там подарили ручку и блокнот. Отзывы полезны, но руководитель, а уж особенно собственник в малом и среднем бизнесе, принимает решение сам. Мы хотим сократить его время, показать массу интересных подходов. Также мы ждем людей, которые заняты управлением персоналом на предприятиях, поскольку перед ними как раз стоит задача: как найти определенного тренера для достижения той или иной задачи, как отобрать семинар или тренинг, как вести переговоры и так далее. Все это можно узнать в рамках конференции. Здесь работает принцип супермаркета – все недорого, доступно и в одном месте.

«Диагноз» для предприятия

– Иными словами, вы даете возможность руководителям напрямую выйти на тренеров?

– Абсолютно верно.

– После этого они смогут приглашать их самостоятельно. Вам-то это выгодно?

– В этом бизнесе невозможно получить эксклюзив или взять в рабство тренера. Если мы даем хороший объем продаж тренеру, ему будет выгодно сотрудничать с такой компанией. Если нет – начнет искать провайдера, более полно отвечающего его запросам. Поэтому говорить о выгоде тут бессмысленно. Это обоюдная ситуация: мы не можем обеспечить объем продаж, если рынок не знает тренера, а тренер не будет хорошо продаваться, если качество работы неизвестно. Конечно, компании могут договориться сами. И это хорошо – еще один поклонник появится у нашего тренера, еще одна компания внедрит его опыт в работу. От этого бизнес будет здоровее, и все только выиграют. Как ситуация складывается сейчас в консалтинге? Как правило, бизнесмен говорит: «У меня что-то не то в организации», и это напоминает поход к врачу: «Мне что-то нездоровится». В таких случаях врач просит рассказать конкретнее – что именно болит. Допустим, горло. Тогда врач просит открыть рот, начинается диагностика. Так и тут – руководитель жалуется: «У меня что-то не то с объемом продаж». Да у всех с ним что-то не то, но что конкретно? Когда начинается цивилизованное общение между заказчиком и исполнителем, становятся понятными задачи. А это уже залог эффективного и быстрого их решения.

– Насколько я понимаю, вы сначала выявляете проблемные места компании, а потом делаете запрос на консультанта?

– Конечно. Тренер или консультант – это человек, у которого есть инструмент для решения определенной задачи. Но любой инструмент хорош, когда его используют по назначению: крестовая отвертка – для заворачивания шурупов, ножовка по металлу – для перепиливания скобяных изделий и так далее. Нет универсальных инструментов и нет гениев, которым под силу решить абсолютно все вопросы. Чтобы выбрать тот или иной инструмент в ящичке, нужно сделать первоначальную диагностику – понять, к какой зоне относится проблема и какой из тренеров может решить ту или иную задачу.

– Сколько времени требуется на то, чтобы поставить «диагноз»?

– Иногда достаточно двух-трех часов общения с руководителем предприятия. С другой стороны, создание серьезной диагностической карты зависит от того, какой глубины изменения требуются организации и какими их видит руководитель. Многое зависит от его степени откровенности. Порой люди говорят одно, а на самом деле ждут другого. Утверждают, что хотят чему-то научить сотрудников, а на самом деле не знают, как избавиться от банального воровства. Причины и следствия смещены. Чтобы выстроить эти цепочки, требуется время. Для простых тренингов его нужно не так много. Чем крупнее организация, тем более нежного отношения к себе она требует, поскольку у нее глубже «закопаны» причинно-следственные связи. Диагностика контекстов (культуры организации, в которой она действует) тоже очень длительна, потому что проявить ту или иную характерную особенность можно иногда только при помощи провокации. Например, человек работает в полсилы, но работу свою выполняет. В какой-то мере он развращен деньгами, которые ему выплачиваются. Поэтому когда у него появляется дополнительная нагрузка, он начинает волноваться, просить увеличения заработной платы, плетет интриги и так далее – в общем, проявляется. Такие прививочки лихорадят организацию и помогают понять, как она поведет себя в том или ином процессе: как будут изменены отношения, что предпримут люди, какие факторы окажут серьезное влияние, каковы движущие и сдерживающие силы и так далее. Разные болезни лечат по-разному.

Бизнесу нужны прививки

– Как часто единственным способом лечения является смена кадров?

– В любой сфере бизнеса есть определенный процент «нормальной» текучести кадров. Например, для McDonald’s средний срок «жизни» линейного персонала – четыре месяца. Практически вся Америка поработала в McDonald’s. Это хорошо или плохо для компании? Да Бог ее знает! Но это всегда свежая кровь, недорогие сотрудники, высокотехнологичная система обучения и очень мощный корпоративный институт. Есть другие организации, где такая текучесть неприемлема. Там лучше длительное время удерживать сотрудников, мотивировать их. Но когда компания встает на пути изменения и развития, возникает ненормативная текучесть. Практически всегда появляется потребность в смене персонала.

– Через какое время обычно виден результат работы вашей компании и консультанта?

– Задача консультанта – не заставить организацию жить по-новому, а создать условия, предпосылки, при которых она изменится. Далее организация будет трансформироваться самостоятельно. Конечно, все зависит от уровня решения задач. Если это антикризисное управление, первые результаты должны появиться уже через пару недель. Если мы говорим о системной технологии вмешательства, то там глубина от месяца до полугода. Когда речь идет об организационном изменении, первые серьезные изменения появятся через полгода-год. Но они будут долговременными.

Назовите несколько примеров, связанных с конкретными фирмами и брендами.

– Это не всегда можно делать. Представьте: человек страдал каким-то недугом, но ему удалось победить болезнь и вылечиться. Хочется ему, чтобы его имя красовалось в прессе? В этом случае мы держим имена клиентов, с которыми работаем, в тайне. С другой стороны, некоторые наши проекты являются титульными. Например, сделка по реструктуризации «Аспекта», над которой мы работали три года назад. Благодаря нашей работе структура была продана на очень хороших условиях, поскольку был предмет для продажи. Была сделка по работе с компанией «Цифроград», в которую была реструктурирована сеть салонов электроники «Т1». Сейчас мы также работаем над рядом проектов, но в силу их незавершенности не можем об этом говорить.

– Что могло бы случиться с этими компаниями без вашего вмешательства?

– Когда на рынок заходит крупный игрок в какой-то сфере бизнеса, от него исходит предложение продажи местному лидеру. Если тот соглашается, игрок приобретает это место и начинает спокойно работать со своими стандартами и технологиями. Бизнесмен получает деньги, люди сохраняют рабочие места и всем хорошо. Если такого не происходит, как это было, к примеру, с компанией «Евросеть», игрок занимает свою нишу на рынке, но это требует чуть больше времени и усилий. Для местного игрока это проигрышная ситуация, потому что он: а) перестает быть «вкусным», так как не интересует никого как предмет покупки; б) избит конкурентной борьбой. Когда заходит крупный конкурент из Москвы, первое, на что он идет – ценовая война. Она снижает возможности борьбы для региональной компании. Крупному игроку позволительно делать на рынке почти всё, в силу финансовых, технологических, а иной раз и административных возможностей. Поэтому, когда мы говорим о реструктуризации бизнеса, речь идет о концентрации усилий на повышении его стоимости. Нет вечного бизнеса. Нефть можно качать, пока она вся не выльется из дырки. До изобретения калькулятора все думали, что считать всегда будут на счетах. Были компании, которые производили их сотни лет. Сколько компаний сейчас выпускает счеты? Часто консультанты бывают полезны в случае резкого увеличения масштаба операций организациями. Когда бизнес резко вырастает, влияние «родовых травм» и «наследственных болезней», которые были в нем заложены, вырастает в несколько раз. Поэтому, когда компания берет стратегию на резкий рост, нужно сделать своего рода «профилактический осмотр» бизнеса. К примеру, если человек хочет серьезно заняться спортом, но у него небольшой физический недостаток или какая-то проблема важного органа, то с появлением серьезной физической нагрузки на этот орган его начинает разрывать. Поэтому диагностика на ранних стадиях очень полезна.

– А у вас все опыты были положительными?

– (Смеется). Нет, конечно.

– Неудачи из-за чего случались?

– Иногда клиент поздно обращался. Бизнесу конец, все плохо, а нам говорят: «Ребята, помогите». В таких случаях мы бессильны. Это как бороться с волной, когда тебя уже накрыло. Другая ситуация – руководитель не поддерживает изменений, которые предложены, не показывает на личном примере заинтересованности и вовлечённости в процесс. Лицемерие всегда чувствуется сотрудниками и является источником неудач. Неслучайно многие консалтинговые фирмы говорят, что на первом месте на пути к успеху во время преобразования организации стоит воля первого лица, его желание дойти до конца. Подход «вы мне сделайте, а я посмотрю со стороны, я же деньги плачу» ни к чему не приводит. Консультант как пожарный, задача которого – тушить огонь, но никак не проводить на предприятии противопожарные мероприятия. Его этому никто не учил. Консультанты занимаются решением задач, но не внедрением регулярного менеджмента. Для этого фирме нужны собственные менеджеры. В нашей компании есть система поиска и подбора необходимого персонала. Но ожидание того, что консультант сделает за менеджеров их работу, мы называем «ваньковалянием».

– Вы так интересно об этом рассказываете! Наверное, сами являетесь консультантом?

– Да. Я консультант по управлению изменениями и развитием. У меня есть наработки по творчеству (как генерировать новые идеи, фиксировать, развивать их), модерации, поведению рабочих групп. Я консультирую по управлению финансами на предприятии. У нас есть очень интересный продукт «Системная технология личной стратегии» для менеджеров и собственников. Это очень важно для малого и среднего бизнеса, поскольку его жизнь и судьба зависит от руководителя-собственника. Это из личного опыта. Еще я являюсь консультантом в области слияния и поглощения.

Что ждет впереди?

– Расскажите об интересных семинарах и тренингах, которые намечаются у вас в ближайшее время.

– С 4 по 7 октября приедет Сергей Сычев, который расскажет о разработке системы заработных плат и проектировании бизнеса. Этот консультант в течение более чем 13 лет, разрабатывая системы заработных плат для различных предприятий, пришел к выводу, что из всего многообразия схем выплаты заработных плат мире существует всего 23 способа. Поэтому руководителям не стоит придумывать какую-то свою схему, а лучше обратиться к имеющимся разработкам. 11 октября пройдет первая Уральская конференция, о которой я говорил ранее, а после нее мастер-класс проведет еще один представитель школы ТРИЗ из Питера – Игорь Викентьев. «Рекламные кампании и PR-акции» – очень интересный подход. Компания думает, что есть множество способов маркетинга и продвижения. На самом деле существует всего пять задач PR, каждая из которых имеет набор способов решения. Компания, диагностируя, что она хочет делать, всегда может понять, какую задачу она сейчас решает. Сам по себе раздаточный материал к этому событию очень интересен – это большая книжка с огромным количеством примеров, задач, решений. Далее будет однодневный семинар по продвижению товаров и услуг в Интернете. Люди видят, что за глобальной сетью большое будущее, но как сделать сайт инструментом продаж, немногие себе представляют. К нам приедет Александр Соколов, который за год сделал сайт treko.ru самым читаемым в России с точки зрения профессиональной среды…

– Наверное, это дорогостоящие семинары?

– Вовсе нет. К примеру, двухдневная программа Сычева стоит 8 100 рублей. Это очень недорого по сравнению с другими семинарами и тренингами. В этом отношении ТРИЗовцы в большей степени настроены на пропаганду тех знаний и умений, которые у них есть. У них мессианская задача – снизить уровень безграмотности в бизнесе, чтобы люди не совершали ошибок, которые повторяются из поколения в поколение. В октябре приедет Тимур Гагин с семинаром «Школа достигаторства». Этот автор делит людей на достигаторов, которым не нужно делать усилий, чтобы добиться успеха, и попоморщеров, которые на пути к своей цели напрягаются, морщат попу. Стратегия достигаторства – понять, что получается хорошо, и этим заниматься. Семинар расскажет, как проявить в себе достигаторство, научиться делать любимое дело и получать за него деньги. Это очень живое и динамичное мероприятие. Также в октябре будет очень интересный семинар на тему, как из хорошего специалиста сделать хорошего руководителя. И еще в октябре планируются курсы по развитию памяти и образного мышления. Ведет их феноменальная женщина – Татьяна Николаевна Мазина, прекрасный и милый человек, дающий уникальный инструмент. Она уже достаточно популярна в нашем городе. На декабрь перенесен семинар по управлению женскими коллективами. Оказывается, в таких группах развиваются специфические женские эффекты. Две прекрасные женщины-москвички разработали методику их преодоления. Достаточно подробную информацию обо всех наших семинарах и тренингах можно прочитать на сайте www.iq-management.ru. Там же и на сайте www.treko.ru вы можете почитать материалы о том, как выбрать тренера и по каким критериям его оценивать.

– Давайте обобщим – почему руководителям малого бизнеса нужно обращаться за консультациями и помощью именно к вам?

– Есть врачи общей практики – терапевты. Почему люди обращаются к ним, а не к хирургам или невропатологам сразу? Потому что не знают, резать надо или лечить. В данном случае этому поможет брокеридж в области бизнес-обучения – люди могут прийти и проконсультироваться. А если говорить об обучающих аспектах – у iq-management есть четкая целевая группа (руководители и функциональные специалисты), семинарская работа, работа с авторами. Плюс это возможность за небольшие деньги встретиться с людьми, чей график работы расписан до середины следующего года. Мы знаем проблемные зоны малого и среднего бизнеса, по которым проводим занятия.

– Время тренинга ограничено. Каждому ли человеку под силу за несколько дней усвоить такое количество материала, перестроить образ мышления?

– Не всякому, но мы говорим о менеджерах, что в переводе на русский язык означает руководителях. Не каждому дано стать руководителем. Но всякий руководитель должен уметь принимать решения. И время на это у него ограничено. Поэтому два-три дня – это всего лишь время, за которое ему нужно получить и усвоить информацию. Хотя тренеры работают по принципу «зачет по последнему». Мы стараемся, чтобы у людей остались рабочие тетради, раздаточные материалы и книги авторов. Причем у ТРИЗовцев в раздатке даже больше информации, чем звучит на семинаре. Наша цель – дать человеку определенное полезное знание и умение, а не эмоциональное ощущение, что ему было хорошо. На каждом семинаре должен быть труд.

Фото: Фото из архива героя

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления