RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

4 м/c,

южн.

736мм 43%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование Александр Кузнецов, начальник городского управления образования: «Без финансовой помощи родителей школам сегодня не обойтись»

Александр Кузнецов, начальник городского управления образования: «Без финансовой помощи родителей школам сегодня не обойтись»

" src=

Нового начальника городского управления образования Александра Кузнецова, который пришел на эту должность чуть более года назад, некоторые считают достаточно жестким руководителем. Достаточно вспомнить его заявления о возможном исключении из детских садов дошкольников, попавших туда без путевки, или же о необходимости закрывать малокомплектные школы. Однако главным для себя глава управления образования считает создание в городе такой системы, которая бы гарантировала челябинцам получение качественного образования, а учителям и воспитателям детских садов – достойную зарплату. О том, как создается такая система, Александр Кузнецов рассказывает корреспонденту Cheldiplom.ru.

– Александр Игоревич, в июне закончился единый государственный экзамен. Как он прошел в Челябинске?

– В целом успешно. В первую очередь, с точки зрения организации. Достаточно хорошо к нему подготовились и образовательные учреждения, на базе которых были сформированы пункты проведения ЕГЭ, и районные управления образования. В процентном отношении результаты оказались даже немного выше, чем в прошлом году. Впрочем, в абсолютных показателях есть спад – в этом году на четыре стобалльных работы меньше. Но и выпускников меньше. К тому же не нужно забывать, что единый госэкзамен проводится пока в режиме эксперимента, и контрольно-измерительные материалы и критерии оценки до конца не отработаны.

Из 25 стобалльных работ наибольшее количество – восемь – на счету выпускников 11-го лицея, пять стобалльных работ – в 77-м лицее Ленинского района, три стобалльных работы – в 93-й гимназии Курчатовского района. Особенно приятно, что среди учебных заведений, выпускники которых получили максимальное количество баллов, есть и простая общеобразовательная школа № 152 Курчатовского района.

До сих пор спорят о том, нужно ли было вводить единый госэкзамен. Думаю, система доказала, что она вполне адекватна. Изначальная идея, которая заложена в ЕГЭ, нормальна и продуктивна. Речь идет о том, что, во-первых, необходимо было сделать единый экзамен, результаты которого учитывались бы и при окончании школы, и при поступлении в вуз либо колледж. И, во-вторых, требовалось повысить независимость оценки знаний выпускников. Обе эти задачи выполнены. И хотя сложности еще встречаются, я думаю, что эта процедура должна развиваться дальше и из экспериментального режима переходить в нормальное, штатное состояние.

Конечно, у любого явления в жизни есть и положительные, и отрицательные стороны. У традиционной формы тоже было много положительного. Скажем, экзаменатор и выпускник сидели лицом к лицу и могли составить личное представление друг о друге. Но было и много минусов: коррупционность, отсутствие объективного подхода к ученикам. Сейчас этих проблем нет, но появились новые. Так, единый государственный экзамен в финансовом отношении более затратен. Но это не такое уж дорогое удовольствие, как считают некоторые. Для организации единого экзамена в целом по России на каждого ученика нужно потратить 7-10 рублей.

– Что было самым сложным в завершившемся учебном году?

– Для образовательных учреждений – изменения, которые сейчас происходят в федеральной системе образования. Вообще, реформирование образования продолжается у нас уже лет двадцать. Долгое время оно было вялотекущим. Но в последние два года радикальность преобразований растет. Все образовательные учреждения перешли на систему казначейского исполнения бюджета. Состоялся переход к нормативному финансированию: теперь каждая школа и садик получают деньги в зависимости от количества учеников или воспитанников. В перспективе нас ожидает отраслевая система оплаты труда, что также станет существенным шагом в реформировании образования. Раньше считалось, что для этого необходимо исключительно увеличение его ресурсности. Сегодняшняя задача – провести такие организационные преобразования, которые позволят даже при имеющихся ресурсах, за счет эффективного их использования, поднять качество образования. А в уже измененную систему можно вкладывать средства. Сейчас, сколько бы денег не дали (а их давать надо – это мое глубокое убеждение), результата не будет. Например, учитель у нас получает заработную плату по часам, и мало кто отслеживает качество его работы. Переход от оплаты по часам к оплате по качеству – сложный процесс. Но это нужно делать, иначе учителя будут заинтересованы не в повышении уровня своей подготовки, а в увеличении нагрузки.

– По-прежнему не решена проблема финансовых отношений родителей и школы. Последние постоянно требуют у первых денег, те, естественно, возмущаются. Возможна ли нормальная система взаимодействия?

– Идеальная система сформулирована на законодательном уровне, и к ней нужно стремиться. Государство должно определить, какой стандарт образования оно дает бесплатно, принять под него набор условий и просчитать их финансовое обеспечение. Тогда будет ясно: для того, чтобы соблюдать такой-то стандарт, требуется столько-то денег, которые выделяет государство. Если же родитель хочет более привилегированных условий, он должен взять на себя часть расходов. Это идеальная ситуация.

А у нас пока ситуация переходная. Мы еще не имеет внятного полного стандарта образования, и, естественно, не имеем четких нормативов. Поэтому возрастает конфликтность. Родителям хочется, чтобы в школах и детсадах все было красиво и аккуратно. А бюджет необходимых денег на это не дает, в нем порой не хватает средств даже на то, чтобы просто соблюсти требования надзорных органов. Поэтому каждому образовательному учреждению необходимо достигать согласия с родителями. Управление образовательным учреждением должно осуществляться административными структурами совместно с общественными структурами, к примеру, родительскими комитетами. Реально последние сегодня заняты исключительно сбором денег, никакого влияния на управление школой, детским садом, к сожалению, не имеют. Мы должны показать родителям, сколько денег в системе образования, и вместе с ними решить, на что их тратить.

При совместном (административном и общественном) управлении образовательными учреждениями, в том числе их ресурсами, у родителей появиться прозрачная картинка того, что львиная доля бюджетных расходов на школы уходит сегодня на зарплаты учителям. На содержание образовательных учреждений остаются копейки. Поэтому мы отдаем себе отчет в том, без родительских денег сегодня не обойтись.

– Недавно в газетах появились очень интересные объявления: «Меняю путевку в детский сад в таком-то районе на путевку в детский сад в другом районе». Родители встают в очередь за путевкой, едва только ребенок родился. Изменится ли эта ситуация в ближайшее время?

– Сегодня в челябинской муниципальной системе дошкольного образования работает 291 детский сад плюс 20 ведомственных садов. В 90-е годы было закрыто 197 дошкольных учреждений. Вот и считайте – число детских садов сократилось на 40 процентов. Неудивительно, что как только начала улучшаться демографическая ситуация, тут же возникла проблема с местами в детских садах.

В этом году в очередях было 18 тысяч человек. В системе дошкольного образования 38,5 тысяч нормативных мест, а реально в детских садах порядка 43-44 тысяч малышей. То есть мы уже превышаем нормативы. В первые классы из детских садов уйдет примерно 7 тысяч человек, столько же примем дошкольников. Остальные очередники останутся без путевок. Естественно, ситуацию надо менять.

В этом году мы провели инвентаризацию системы образования (до этого даже не знали, какие ресурсы у нас есть). Нашли очень много кабинетов, которые были в свое время перепрофилированы в функциональные помещения (музыкальные и спортивные залы, кабинеты психолога). Кабинеты хорошие, замечательные, их надо бы по идее сохранить, но приходится из двух зол выбирать меньшее. Поэтому начали снова перепрофилировать эти помещения под группы. На освободившихся площадях сможем разместить около трех тысяч детей.

Кроме того, ряд дошкольных учреждений в свое время были отданы школам. В итоге там, где сейчас должны были бы заниматься дошкольники, у нас учатся школьники. И это при том, что в самих школах мы можем разместить дополнительно еще десятки тысяч человек. Конечно, в разных районах ситуация разная. Но там, где есть возможность вывести учеников из зданий детских садов в обычные школы, мы будем это делать. Например, в этом году прекратили прием в первый класс в школах-садах. За два-три года сможем полностью высвободить эти здания и принять в них дошкольников.

Ряд детских садов в девяностые годы были законсервированы (тогда в них не было необходимости). Их мы будем восстанавливать либо на бюджетные деньги, либо с помощью застройщиков.

Наконец, самый затратный и долговременный путь – новое строительство. Сейчас оно активно ведется, особенно на Северо-западе. Градостроительный план предусматривает комплексную застройку любого микрорайона с обязательным строительством зданий соцкультбыта. Ни один квартал не будет построен без согласования с управлением образования. Причем мы учимся на ошибках 90-х годов. При строительстве новых зданий большое значение придается их полифункциональности, чтобы в случае необходимости мы могли достаточно быстро изменить их статус. Например, в школах можно предусмотреть открытие отделений для дошкольников, и наоборот, создавать в садиках отделения начального образования. Пока при новой застройке делаем акцент на строительстве дошкольных образовательных учреждений.

Не следует забывать, что родители дошкольников – люди в активном экономическом возрасте. Если молодая мама не смогла отдать ребенка в садик, значит, она не устроилась на работу. Значит, не заработает денег ни для семьи, ни для государства. Мы это прекрасно понимаем, и делаем все возможное, чтобы изменить положение дел. Надеюсь, что через год (когда мы запустим три тысячи дополнительных мест) будет полегче, а через три-четыре года конфликтная ситуация сойдет на нет.

– В этом году в рамках нацпроекта «Образование» 16 челябинских школ получили дополнительно по миллиону рублей. Не приведут ли эти миллионы к расколу в образовательной среде?

– Смысл этих грантов как раз в том, чтобы раскол произошел. Нельзя ко всем относится уравнительно: неважно, как вы работаете, деньги все равно получите. Да, государство гарантирует нормативное обеспечение образовательного процесса. Но и сверх норматива тоже дает деньги, правда, только тем, кто их заслужил. Тем, кто предложил более хорошие условия образования, более совершенные методики обучения, новые управленческие технологии.

Недавно была очень конфликтная ситуация с малокомплектными школами. Думаю, у нее будет продолжение. Суть конфликта проста. Есть две группы малокомплектных школ: первые являются таковыми в силу объективных причин – в округе этих школ (как правило – поселковых) просто нет детей; а вторые малокомплектными стали потому, что там плохо работают. Первым мы будем помогать (уже в следующем году при поддержке областного правительства они получат дополнительное финансирование), а вторым – нет. Их надо закрывать или менять там менеджмент, педагогический коллектив... В таких школах затраты высоки, а качество образовательных услуг низкое. Обучение ребенка в Челябинске стоит сейчас в среднем около 10 тысяч рублей в год на одного ребенка (по фонду оплаты труда), в малокомплектных школах – до 25 тысяч. А качество образования ниже, потому что ресурсов меньше. Если полнокомплектная школа получает по нормативу на учебное оборудование несколько сотен тысяч рублей, то малокомплектная – 20-30 тысяч. И какие перспективы у такой школы? Никаких! Если школа сама ничего не делает для того, чтобы привлечь детей, у нее денег не будет. .

– Ваше отношение к использованию новых технологий в школе не по назначению? Сейчас практически у каждого школьника есть сотовый телефон, по которому он говорит во время урока. Это нужно запретить?

– Когда с революцией нельзя справиться, необходимо ее возглавить. Конечно, следует объяснять школьникам, что в определенных ситуациях мобильник нужно выключать. Но ведь сотовые телефоны можно использовать и в учебном процессе. Например, провести на уроке SMS-контрольную. Или придумать другой способ – здесь все зависит от таланта и сообразительности учителя. Запретами проблему не решить. Тем более что, по большому счету, если ребенок на уроке разговаривает по мобильнику или играет в игры, это значит, что учитель просто не смог его заинтересовать.

– Александр Игоревич, вы известны как активный пользователь Интернета. Как вы относитесь к тому, что Мировая паутина пришла в школы?

– Это позитивный процесс, и мы заинтересованы в том, чтобы он продолжался в дальнейшем. Недостаточно просто подключить школы к Интернету. Сеть нужно использовать в образовательном процессе на полную катушку, в первую очередь для доступа к цифровым образовательным ресурсам. Сейчас мы ставим перед собой задачу – подключить все школы и некоторые учреждения дополнительного образования к Интернету через ADSL. Уже договорились с подрядчиками о создании в Челябинске корпоративной сети. Чтобы школы не разорились на трафике, качая каждая по отдельности типовые образовательные ресурсы, будем размещать их в корпоративной сети, и доступ к ним станет бесплатным. Второе направление – снижение издержек на организацию документооборота и его систематизация.

– В таком случае хочу пригласить вас стать ведущим новой рубрики на сайте ChelDiplom.ru «Интернет-приемная».

– С удовольствием принимаю ваше предложение. Надеюсь, что эта рубрика поможет читателям сайта прояснить для себя многие вопросы, касающиеся деятельности городской системы образования.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления